Научность и обоснованность




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении

Здание детского сада построено по типовому проекту в 1984 году, рассчитано на 220 мест. Юридический адрес: 612740 Кировская область, г. Омутнинск, улица Карла Либкнехта, 41.

Детский сад осуществляет образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»; Трудовым кодексом; «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 41. 1249-03; Федеральными Государственными требованиями; Приказами, постановлениями, распоряжениями нормативных документов органов регионального и местного самоуправления; Учредительными документами ДУ: Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, договорами, Положениями.

Актуальность проекта, проблема

Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической

Построение образовательного процесса осуществляется на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка. По концепции Л. С. Выготского, в зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые еще только формируются и которые могут быть реализованы ребенком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Формирование у детей необходимых умений и навыков возможно благодаря показу образцов действий, который и осуществляет педагог в работе. Ребенок обучается таким же действиям в непосредственном сотрудничестве с педагогом и при его помощи. «То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно», - говорил Л. С. Выготский.

Принципы работы:

Принцип гуманизации предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его способностями и возможностями;

Принцип научности научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;

Принцип системности и доступности предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;

Принцип деятельной направленности предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности;

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.

Научность и обоснованность

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать речевую базу еще в дошкольный период.

Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Этнология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и с органической недостаточностью ЦНС. (Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов).

Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К. С. Лебединским, которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения задержки развития, выделяя четыре типа:

- ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов.

- ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.

В наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. В этом играют роль ухудшение экологической обстановки, ее неблагоприятное влияние на материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок, подверженность вредным воздействиям электронной техники, бытовой химии. В дошкольном возрасте у таких детей беспокойный поверхностный сон, частые пробуждения, сниженный аппетит, ночной энурез, выраженная избирательность к еде, повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам. Становятся отчетливыми нарушения эмоционально-волевого реагирования: повышенная впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, заторможенность при контакте с другими людьми. Таким детям часто свойственна метеозависимость (ухудшение состояния, снижение работоспособности при изменениях погоды).

- ЗПР психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к вундеркинду. У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.

- ЗПР церебрально-органического происхождения – группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как недоразвитием личной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности.

Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).

Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при прак­тическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты ре­чи: темп, тембр, мелодика.

Таким образом, указанные особенности психического и моторного развития детей с ФФН и ЗПР не могут не отразиться на формировании речевой функции.

Цель проекта – обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ФФН, ЗПР и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Задачи, ориентируемые на детей:

1. Выявить особые образовательные потребности детей с ЗПР и ФФН

2. Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ФФН и ЗПР с учётом их индивидуальных возможностей.

3. Обеспечить возможность освоения детьми с ФФН и ЗПР Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи, ориентируемые на педагогов:

1. Сориентировать коллектив МКДОУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

3. Формировать условия для эффективного развития дошкольников.

 

Задачи, ориентируемые на родителей:

1. Привлечь родителей к проблемам детей с ФФН и задержкой психического развития.

2. Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую деятельность.

 

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии

2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

3. Освоение детьми с ФФН и ЗПР Программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Ожидаемый результат взаимодействия с педагогами:

1. Участие педагогов в проектной деятельности по данной проблеме;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

3. Создание условий для эффективного развития дошкольников.

Ожидаемый результат взаимодействия с родителями:

1. Участие родителей в вопросах нарушения речи;

2. Использование своих знаний в разнообразной деятельности.

3. Сотрудничество детей и взрослых

4. Совместная семейная детско-взрослая деятельность.

 

Участники проекта: дети с ФФН, ЗПР – педагог-психолог – учителя-логопеды - воспитатели - родители.

Сроки реализации: 2012 – 2013 уч. год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: