Субъекты дисциплинарного производства: их общие права и обязанности.




Основными качественными признаками правоспособности субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются:

1. наличие юридически оформленных трудовых отношений, так как только при этом условии возможно возникновение дисциплинарно – процессуальных отношений;

2. наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющих статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности.

Рассматривая первый признак субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности - наличие юридически оформленных трудовых отношений, необходимо отметить следующее.

Трудовые отношения должны оформляться письменно в форме трудового договора (контракта). В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ его суть состоит в соглашении между работодателем (руководителем) и работником, а это стороны трудового договора, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику соответствующую работу, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Исходя из этого, следует вывод о том, что основными видами субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник.

Работодателем могут быть государственные и негосударственные органы или организации, в лице их соответствующих руководителей, наделенные правом письменно издавать приказы или распоряжения о приеме работника на работу или службу. Как правило, перечень руководителей, наделенных таким правом, специально оговорен в правовых актах.

В качестве работника, как правило, выступают физические лица, соответствующие предъявляемым к ним законом требованиям. Такие требования на общих основаниях предъявляются:

- к возрасту работника. Так статьей 63 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет;

- к состоянию здоровья работника. Во многих отраслях и сферах трудовой деятельности действуют специальные правила предварительного медицинского освидетельствования. Чаще всего повышенные требования к состоянию здоровья предъявляются к работникам, обязанности которых предполагается исполнять в условиях, сопряженных с риском для их жизни и здоровья. Например, милитаризованные службы: военная, правоохранительная и др.

Законодательством могут быть установлены и другие требования к работнику. Например: отсутствие судимости работника или его близких родственников, прохождение обязательной дактилоскопии и т.п.

Юридическим документом, дающим право считать трудовые отношения оформленными, является письменный приказ (распоряжение) работодателя (руководителя), содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Анализируя дисциплинарно – правовые нормы, регламентирующие права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, необходимо отметить два аспекта.

Первый заключается в том, что права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности специально и системно в действующем законодательстве не прописаны.

Второй состоит в том, что права и обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности намного уже прав работодателя (начальника).

К таким основным правам и обязанностям можно отнести:

- право знакомиться со всеми материалами дела по привлечению к дисциплинарной ответственности;

- давать объяснения и представлять доказательства, свидетельствующие о своей невиновности;

- обжаловать решения о привлечении к дисциплинарной ответственности вышестоящему начальнику или в суд;

- пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим законодательством.

К иным субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности ним можно отнести различные общественные организации, которые наделены определенными правами в процессе производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. К таким субъектам можно отнести профсоюзные организации, аттестационные комиссии, суды чести и некоторые другие.

Стадии дисциплинарного производства.

Дисциплинарное, как и другие виды административных произ­водств, состоит из стадий. Стадия дисциплинарного производства — это относительно самостоятельная часть производства, для которой характерно наличие определенных задач, состав участников и про­цессуальное оформление результатов.

Дисциплинарное производство включает следующие стадии:

- возбуждение дисциплинарного производства и проведение слу­жебной проверки;

- рассмотрение дела о дисциплинарном правонарушении;

- пересмотр решения по делу о дисциплинарном правонарушении;

- исполнение решения по делу о дисциплинарном правонару­шении.

Возбуждение дисциплинарного производства и проведение служеб­ной проверки. Дисциплинарное производство возбуждается при нали­чии факта совершения дисциплинарного правонарушения. В зако­нодательстве детально не закреплены поводы к возбуждению дисциплинарного производства. Содер­жание данной стадии заключается в том, что уполномоченный субъ­ект дисциплинарной юрисдикции, получив информацию о факте совершения дисциплинарного правонарушения, принимает решение о проведении служебной проверки.

Возбуждение дисциплинарного производства может осуществ­ляться посредством различных правовых актов. В качестве таких актов может быть частное определение суда, распоряжение (постанов­ление) органов исполнительной власти, протест (определение) прокурора, различные докладные, а также решения иных контроль­но-надзорных органов.

Привлечению к дисциплинарной ответственности должно пред­шествовать проведение служебной проверки, что регламентируется ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Служебная проверка при совершении дисциплинарного правона­рушения гражданским служащим проводится по решению предста­вителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть пол­ностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина граждан­ского служащего; причины и условия, способствовавшие соверше­нию гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основа­нием для письменного заявления гражданского служащего о прове­дении служебной проверки.

На представителя нанимателя, назначившего служебную провер­ку, возложена обязанность контролировать своевременность и пра­вильность ее проведения. Она проводится подразделением государ­ственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Предельный срок проведения служебной проверки не должен превышать одного месяца со дня принятия ре­шения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится слу­жебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстране­ние гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам слу­жебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинар­ного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного орга­на по вопросам государственной службы и кадров и другими участ­никами служебной проверки и приобщается к личному делу граж­данского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Существенное значение в процессе привлечения к дисциплинар­ной ответственности играют сроки давности. Дисциплинарное взы­скание применяется непосредственно после обнаружения дисципли­нарного проступка, но не позднее:

- одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода вре­менной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважи­тельным причинам, а также времени проведения служебной про­верки;

- шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка;

- двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

До применения дисциплинарного взыскания представитель на­нимателя должен затребовать от гражданского служащего объясне­ние в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыс­кания.

В соответствии с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 63 «О внесении изменений и дополне­ний в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федера­ции от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Фе­дерации Трудового кодекса Российской Федерации» месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка, с ко­торого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало извест­но о совершении проступка независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. В месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается вре­мя болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, не­обходимое для соблюдения процедуры учета мнения представитель­ного органа работников; отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вах­товом методе организации работ), не превышает течение указанного срока

Завершается данная стадия путем передачи собранных материа­лов (заключения и других документов) на рассмотрение уполномо­ченным субъектом или прекращается производство в связи с отсут­ствием признаков дисциплинарного проступка.

Стадия рассмотрения дела о дисциплинарном правонарушении начи­нается с момента получения материалов дела о дисциплинарном правонарушении уполномоченным субъектом. Доказательства, полу­ченные на первой стадии производства, должны быть всесторонне изучены субъектом дисциплинарной власти и получить соответст­вующую юридическую оценку.

При рассмотрении дела о дисциплинарном правонарушении и определении вида дисциплинарного взыскания учитываются:

- тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка;

- степень вины гражданского служащего;

- обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный про­ступок;

- предшествующие результаты исполнения гражданским служа­щим своих должностных обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взы­скания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установ­ленным пп. «а»- «г» п. 3, п. 2, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального зако­на «О государственной гражданской службе Российской Федера­ции».

В настоящее время законодательством не установлена последо­вательность применения видов дисциплинарных взысканий. Это дает право представителю нанимателя по своему усмотрению с уче­том конкретных обстоятельств дела выбирать вид назначаемого дисциплинарного взыскания. Решение представителя нанимателя базируется на анализе доказательств, полученных в ходе служебной проверки.

В указанном Законе и в других нормативных правовых актах, рег­ламентирующих порядок применения дисциплинарных взысканий, прописана процедура его доведения до адресата. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 58 этого Закона копия акта о применении к гражданскому слу­жащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его при­менения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Данный порядок от­личается от установленного в рамках трудовых отношений. Частью 6 ст. 193 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой приказ (распо­ряжение) представителя нанимателя о применении дисциплинарного взыскания должен объявляться гражданскому служащему под распис­ку в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия служащего на службе. Если государственный служащий от­казывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Пересмотр решения по делу о дисциплинарном правонарушении яв­ляется факультативной стадией дисциплинарного производства. Действующим законодательством гражданскому служащему, в отно­шении которого было применено дисциплинарное взыскание, пре­доставлено право обжаловать наложенное дисциплинарное взыска­ние в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок обращения в комиссию государственного органа по служебным спорам определен ст. 70 Федерального закона «О госу дарственной гражданской службе Российской Федерации». Граждан­ский служащий вправе обратиться в данный орган в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении сво­его права. Комиссия государственного органа по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

Оспаривание факта наложения дисциплинарного взыскания воз­можно также в судебном порядке. Гражданский служащий вправе обратиться в суд, минуя комиссию государственного органа по слу­жебным спорам. Законодательством установлены категории споров, которые рассматриваются непосредственно судом. К числу подоб­ных споров отнесено применение такого взыскания, как увольнение с гражданской службы. При этом срок обращения сокращается до одного месяца. Предметом судебного обжалования могут быть и ре­шения комиссии государственного органа по служебным спорам.

Исполнение решения по делу о дисциплинарном правонарушении яв­ляется заключительной стадией дисциплинарного производства. С момента доведения до адресата решение о наложении дисципли­нарного взыскания вступает в законную силу при условии, что оно не было обжаловано в установленном порядке.

Применение дисциплинарного взыскания влечет за собой насту­пление состояния дисциплинарной наказанности, которое длится один год со дня применения дисциплинарного взыскания. В ст. 58 (ч. 8) указанного Закона закреплено, что если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский слу­жащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он счи­тается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служа­щего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициати­ве, по письменному заявлению гражданского служащего или по хо­датайству его непосредственного руководителя. В данном случае речь идет о применении меры поощрения, что и приводит к «демон­тажу» наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взыска­нием он включается в кадровый резерв для замещения иной должно­сти гражданской службы на конкурсной основе.

Применение дисциплинарного взыскания влечет за собой насту­пления ряда правовых ограничений. К гражданским служащим, в от­ношении которых применены меры дисциплинарного взыскания, не применяются меры поощрения. Исключение составляет награжде­ние государственными наградами за проявление мужества на пожа­ре, при спасении утопающих, при защите общественного порядка или в условиях боевых действий. Ограничение также распространя­ется на назначение на вышестоящую должность, а также присвое­ние очередного классного чина (воинского звания, специального звания).

Законодательством не требуется издания дополнительного пра­вового акта для снятия наложенного дисциплинарного взыскания, за исключением случаев досрочного снятия ранее наложенного взыска­ния в порядке поощрения.

 

 


[1] См.: Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ 06-6-700.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: