ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Контрольные тесты.
1.Главный политический трактат Древней Индии (IV-III вв. до н. э.), содержащий данные о государственном устройстве, методах управления, политике царя, системе судопроизводства, экономике и культуре в период империи Маурьев - это:
а) Веды (II тыс. до н. э.); в) законы Ману (II в. до н. э.);
б) Артхашастра (IV-III вв. до н. э.); г) «Индики» Мегосфена.
2.Из предложенных вариантов выберите один или несколько источников, на которые опиралась идеология брахманизма:
а) Веды; г) Джаммапада (IV-III вв. до н. э.);
б) Упанишады (IX-VI вв. до н. э.); д) эдикты Ашоки (III в. до н. э.);
в) законы Ману; е) Артхашастра.
3.Главная цель буддизма - это избавление человека от страданий земной жизни, которое может быть достигнуто с помощью:
а) учения о праведности (восьмеричном пути);
б) учения о нирване;
в) отрицания существования богов;
г) отрицания йоги и излишних физических упражнений;
д) все варианты верны.
4.«Когда в стране много запретных законов, народ становиться бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много мастеров, умножаются редкие предметы. Поэтому если (правитель) не действует, народ сам будет исправляться». Это высказывание принадлежит:
а) Лао-Цзы;
б) Конфуцию;
в) Мо-Цзы.
5.Под искусством управления как «исправление имен» Конфуций понимал то, что:
а) каждого человека необходимо поставить на ту должность, на которой он способен приносить наибольшую пользу государству;
б) управлять государством нужно в соответствии с пожеланиями Неба как высшего образца для подражания;
в) управлять государством нужно на основе «Дао» и принципа «ничегонеделания»;
г) править государством нужно на примере великих императоров Поднебесной.
6.Теорию разделения властей на пять ветвей (законодательную, судебную исполнительную, контрольную и экзаменационную) в Китае разработал
а) Шан-Янь;
б) Сунь-Ятсен;
в) Сума-Цянь.
7.Греховность земной жизни человека А. Августин видел:
а) в господстве человека над человеком;
б) в отречении человечества от бога;
в) в разделении человечества на множество наций и наделении его множеством языков для отсутствия понимания между людьми;
г) в неизбежности второго пришествия Христа.
8.У истоков современного понимания государства как правового образования, основанного на согласованном правовом общении его члене стоял римский юрист:
а) Цицерон; в) Ульпиан;
б) Гай; г) Гней Флафий.
9.Римскому праву не было известно понятие:
а) естественного права; в) права международного общения;
б) позитивного права; г) все варианты верны.
10.Теория конвергенции, популярная в 50-60 гг.XX в., основывалась на идее:
а) сближения двух систем - капитализма и социализма, - и создания на их основе некоего смешанного общества;
б) слияния двух систем - капитализма и социализма - лишь в области экономики;
в) обновления капиталистического общества путем заимствования у социализма научных механизмов управления обществом, экономической планирования и системы обеспечения;
г) все варианты верны.
11. Право как результат взаимодействия общественных (организационных) норм, права юристов и государственного права по Е Эрлиху - это
а) право I порядка; в) «живое право»;
б) право II порядка; г) нет правильного ответа.
12. Политический деятель США периода борьбы за независимость, ставший автором проекта Декларации независимости США - это:
а) Т. Пейн; в) Е. Эрлих;
б) Т. Джефферсон; г) М. Маритен.
13. Основные принципы современного международного права, а также необходимость правового регулирования международных отношений в области войны и мира были наиболее полно и последовательно изложены учении:
а) Т. Гоббса; в) Ч. Беккария;
б) Б. Спинозы; г) Г. Гроция.
14.Автором учения о закономерности развития позитивного права разных народов стал:
а) Н. Макиавелли: «Государь» (1513 г.);
б) Дж. Локк: «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.);
в) Ш. Монтескье: «О духе законов» (1748 г.);
г) Б. Спиноза: «Политический трактат» (1677 г.).
15.Из всех форм правления наиболее близкой к идеальной форме Дж. Локк считал:
а) абсолютную монархию; в) республику;
б) конституционную монархию; г) нет правильного ответа.
16. Предметом ИППУ является:
а) история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право и политику;
б) оценка существующих взглядов на государство и политику;
в) основанное на гносеологическом методе исследование политико-правовых мыслей различных эпох и народов;
г) все ответы верны.
17.К методам ИППУ относятся:
а) методы формально-логического исследования;
б) системный и диалектический методы;
в) методы сравнительно-исторического исследования;
г) все варианты верны.
18. Первое политическое произведение на Руси датируется первой половиной XI в., это:
а) Русская Правда;
б) Слово «О законе и благодати» митрополита Иллариона;
в) Повесть временных лет,
г) Слово Даниила Заточника.
19. Какие из ниже перечисленных факторов оказали влияние на политическую мысль России XVII:
а) «Смутное время»;
б) приход к власти династии Романовых;
в) уменьшение роли Боярской Думы и земских соборов в политике во второй половине XVII в.;
г) внешнеполитические изменения;
д) все варианты верны.
20.Идею о том, как нужно развивать экономику России при сильной самодержавной власти, поощряя городское самоуправление, предпринимательство и государственные субсидии в промышленность, развивал:
а) Ф. Прокопович; в) А.Л. Ордин-Нащокин;
б) Ю. Крижанич; г) С. Полоцкий.
21. Идеология просвещенного абсолютизма, распространенная в России XVII-XVIII вв., была разработана:
а) Петром I; в) С. Полоцкими, Ю. Крижанич;
б) Ю. Крижанич; г) М.М. Щербатовым.
22. Один из видных деятелей России первой половины XVIII в. И.Т. Посошков, известный как сторонник абсолютной монархии, опирающейся на сильный купеческий класс, обосновал свои взгляды в работе:
а) Книга о скудности и богатстве; в) Политика;
б) Разные рассуждения о правлении; г) Новоторговый устав.
23. Табель о рангах 1722 г. предусматривал обязательную службу для дворян:
а) с 18 лет; в) с 15 лет;
б) с 21 года; г) с 20 лет.
24. Порядок несения службы, порядок заседаний коллегий и обязанности канцелярских служащих в первой половине XVIII в. регулировались:
а) императорскими указами;
б) Табелем о рангах 1722 г.;
в) Генеральным регламентом 1720 г.;
г) Духовным регламентом.
25. Идею понимания естественного права как «свободы мысли, слова, деяния, защиты самого себя, когда закон это сделать не в силах, право собственности и возможность быть судимым себе равными» в XVIII в. высказал:
а) И.Т. Посошков; в) Н.И. Панин;
б) С.Е. Десницкий; г) А.Н. Радищев.
26.Проект первой российской конституции разработал:
а) князь Голицын; в) А.Н. Радищев;
б) Н.И. Панин; г) Петр I.
27. Теорию разделения властей на пять ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную, наказательную и гражданскую), которые не должны пересекаться, высказал:
а) М.М. Щербатов; в) Н.И. Новиков;
б) А.Н. Радищев; г) С. Десницкий.
28. Конституционная монархия, основанная на принципе разделения властей и всецело подчиняющаяся закону, была положена в основу проектов государственных преобразований:
а) М.М. Сперанского; в) Николая I;
б) Александра I; г) П.И. Пестеля.
29). Укажите три фактора, которыми Н.М. Карамзин обосновал сохранение монархии в России как самой надежной организации власти:
а) обширность территории;
б) взяточничество и бюрократизм;
в) многонациональность населения;
г) политическая безграмотность населения;
д) отсутствие достойной оппозиции власти;
е) необходимость сохранения крепостного права.
30. В первой половине XIX в. была высказана мысль о том, что крепостное право в России было введено Петром I, который впервые в истории государства утвердил его в законодательной форме; эту позицию принял.
а) А.С. Хомяков; в) К.Д. Кавелин;
б) И.В. Киреевский; г) П.Н. Грановский.
Вопросы к экзамену
1. Предмет истории политико-правовых учений.
2. Политико-правовые идеи в древнеиндийском трактате «Артхашастра».
3. Основные идеи брахманизма и буддизма.
4. Социально-политические утопии Лао-Цзы и Мо-ди.
5. Политико-правовой и нравственный идеал Конфуция.
6. Теория государственного управления и правового регулирования в учении Гунсунь Яна (правителя области Шан).
7. Политико-правовая мысль в период Древней Греции.
8. Учение Платона о государстве и праве.
9. Ученье Аристотеля о происхождение, сущности и классификации форм государства.
10. Полибий о естественном круговороте политических форм.
11. Цицерон о государстве и законах.
12. Правовые воззрения римских юристов.
13. Политические идеалы раннего христианства.
14. Теократическая теория Иоанна Златоуста.
15. Учение Аврелия Августина о двух градах.
16. Фома Аквинский об элементах государственной власти и праве народа на сопротивление тиранической власти.
17. Политико-правовые идеи в средневековых ересях.
18. Марсилий Падуанский о государстве и праве.
19. Теоретической обоснование независимости Киевского государства от Византии митрополитом Илларионовы в «Слове о законе и благодати».
20. Идея единовластия и сильной княжеской власти в «Молении Данила Заточника».
21. Политико-правовая концепция ислама.
22. Политико-правовая доктрина Н. Макиавелли.
23. Политические и правовые концепции Реформации.
24. Политические идеи тираноборцев (монархо-махов). Э. де Ла Боэси о добровольном рабстве.
25. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.
26. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
27. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян.
28. Учения о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим».
29. Политическая программа И. Пересветова.
30. Политические взгляды Ивана IV (Грозного) и Андрея Курбского.
31. Политико-правовая концепция И.Т. Посошкова.
32. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева.
33. Теории естественного права и договорного происхождения государства Гуго Гроция.
34. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы.
35. Т. Гоббс о государстве и праве.
36. Основные политико-правовые учения в годы английской буржуазной революции.
37. Политико-правовая концепция Дж. Локка.
38. Монтескье о происхождении, формах государства и роли географической среды.
39. Ж.-Ж. Руссо о видах и происхождении неравенства.
40. Республиканский политический идеал Ж.-Ж. Руссо.
41. М. Робеспьер о революционном и конституционном правительствах.
42. Проект конституционной монархи в учении Дж. Локка.
43. Политические и правовые идеи германского Просвещения.
44. Ч. Беккариа о видах справедливости и обосновании запрета смертной казни.
45. Политическая концепция С. Полоцкого.
46. Политические и социальные идеи Ю. Крижанина.
47. Учение В.Н. Татищева о государстве и праве.
48. Политические идеи Феофана Прокоповича.
49. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина II.
50. Идеология феодальной аристократии М.М. Щербатов.
51. Основные политико-правовые положения буржуазного лебирализма в учении С.Е. Десницкого.
52. А.Н. Радищев о государстве и праве.
53. Политико-правовые идеи США в период борьбы за независимость.
54. Теории надклассовой монархии Л. Штейна.
55. Учение И. Канта о государстве.
56. Историческая школа права.
57. Гегель о происхождении государства.
58. Социально-политический идеал Н.М. Карамзина.
59. План государственных преобразований М.М. Сперанского.
60. Основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля.
61. Проект Конституции Н.М. Муравьева.
62. Б. Констан о гражданской и личной свободой индивида.
63. Политические взгляды О. Конта.
64. К. Маркс и Ф. Энгельс о революции, государстве и праве.
65. Учение И. Йеринга о праве и государстве.
66. Политико-правовая идеология анархизма.
67. Политико-правовая концепция В.И. Ленина.
68. Нормативистская концепция права Г. Кельзена.
69. Теория солидаризма Л. Дюги.
70. Социологическая школа права.
71. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.