Процесс воспитания диалектичен.




Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность осуществляют родители, сми и т.п. но в первои случае эта деятельность профессиональная, а во втором общепедагогическая.

 

Педагогическая деятельность — один из видов практического искусства.

Педагогическая деятельность - целенаправленная, т.к. педагог ставит перед собой определенную цель (воспитать отзывчивость, обучить работе на швейной машинке) Вшироком смысле пед. деятельность направлена на передачу опыта подрастающим поколениям. Значит, педагогика как наука изучает особый вид деятельности по приобщению человека к жизни общества.

 

Пед. деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на учащегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

Сущность пед. деятельности А.Н.Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действия, результата. Цель - это системообразующая характеристика.

Пед. деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Структура пед. деятельности:

1. цель деятельности;

2. субъект деятельности (преподаватель);

3. объект-субъект деятельности (ученики);

4. содержание деятельности;

5. способы деятельности;

6. результат деятельности.

А.С.Макаренко цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания: «Личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого, стр.69).

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные.

 

6. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме (М.Ф. Квинтилиан).

7. Возникновение и становление педагогической профессии. Педагогические ценности и их классификация. Педагог в условиях информационного общества.

8. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения (В. де Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень, Т. Кампанелла).\

9. Категориальный аппарат педагогики. Образование как социальный феномен, педагогический процесс и общечеловеческая ценность.

 

10. Педагогические идеи Р. Декарта, В. Ратке.

11. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре учителя. Философский и общенаучный уровень методологии педагогики. Методы и логика педагогического исследования.

 

12. Педагогическое учение Я.А. Коменского.

13. Сущность и условия построения педагогического процесса и его структура, функции, движущие силы и закономерности целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс - процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.

ФункцииЦПП:

Воспитательная,

Образовательная,

Развивающая,

Социальная (функция социализации).

Движущие силы цпп

Внешние противоречия

  • Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью имсоответствовать.
  • Между целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса неупорядоченным влиянием социальной среды идругих факторов.
  • Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе.
  • Между обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности.
  • Между новыми воспитательными или образовательными задачами и лич­ным уровнем воспитанности и обученности ребенка.
  • Между коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями.
  • Между регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной ак­тивностью воспитанника.
  • Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.

Внутренние противоречия

  • Между знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек.
  • Между сформированным идеалом личности и реальным поведением.
  • Между долгом, поведением и чувствами.
  • Между притязаниями и возможностями.
  • Между оценкой и самооценкой.

Закономерности ЦПП - объективно существующие, устойчивые, повто­ряющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического про­цесса, характеризующие их развитие.

Принципы ЦПП - система исходных, основных требований к воспита­нию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагоги­ческого процесса и обеспечивающая его успешность

ЦПП строится на следующих принципа:

· гуманизации;

· демократизации;

· природосообразности;

· культуросообразности;.

· единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организа­ции их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом про­цессе в любых педагогических системах;

· научности;

· доступности и нарастающей трудности;

· наглядности

· систематичности и последовательности;

· сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы вос­питанников в сочетании с педагогическим руководством;

· прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;

· связи теории с практикой и с жизнью;

· единства знаний и поведения;

· положительного эмоционального фона педагогического процесса;

· эстетизации детской жизнедеятельности;

· субъектности.

 

 

14. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка.

15. Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции и движущие силы процесса обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Обуче́ние— целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками,

Педагогический процесс - процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.

функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая -- со структурным усложнением, а воспитательная -- с формированием отношений

 

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов его формулирует как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, т.е. имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия -- явно осознаваемой ими необходимостью.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

 

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.

1. Непосредственно-побуждающие мотивы,

2. Перспективно-побуждающие мотивы

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы

16. Педагогическая концепция Ж.Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании»).

17. Логика учебного процесса и структура усвоения. Виды, закономерности и принципы обучения и их характеристика.

обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям

Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необходимость применения в обучении как индуктивно-аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса в их тесном взаимодействии

схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Учитывая возможность применения в обучении как аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.

метода сократической беседы. Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания.

догматическое обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида обучения был отрыв формы от содержания

иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности Я. А. Коменский. сновная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.

самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта. Общим в разных подходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. По завершении этапов учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.

программированное обучение. Его методологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б.Скинер). Механически перенеся ее на человека, Б.Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1) подача информации небольшими порциями;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.

18. Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.

19. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Сущность и структура содержания образования и его исторический характер.

Базовая культура личности школьника включает философско-мировоззренческую подготовленность, нравственную, эстетическую и физическую культуру личности, гражданственность и патриотизм, трудовые умения и навыки.

Содержание образования -совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности

Содержание образования условно поделено на две части. Первая включает комплекс научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков. В качестве содержания второй части выступает гос.политика и культурная идеология. Соц,статус общества, исторический опыт и нравственно эстетические идеи.

20. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.

21. Методы и средства обучения: сущность, классификация, критерии их отбора. Традиционные и инновационные методы обучения. Дидактические средства.

Процесс обучения – это целенаправленный педагогический процесс организауии и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными заниями, умениями и навыками, развитию, творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Методов обучения насчитывается около 50, поэтому возникают проблемы с их выбором.

От чего зависит метод обучения (критерий отбора)

1) Предмет, его содержание.

2) Конкретные темы изучения.

3) Уровень развития.

4) Реальные условия.

5) Склонность преподавателя.

Подходы к классификации:

-По источнику получения знаний (Перцептивный): Словесный, наглядный, практический и работа с книгой

-По характеру познавательной деятельности: объяснительно-наглядный(беседа,лаба), Проблемное изложение(Ставить проблему- путь решения), частично-поисковой(решение проблемы поставленного преподом), иследовательский9решение проблемы под руководством учителя).

-По дидактической цели: Метод изучения новых знаний, метод закрепления знаний, метод контроля

Традиционный метод:рассказ(вступление, повествование, заключение), Объяснение, беседа, лекция(информационная, проблемная), дискусия, работа с книгой, упражнения, лааба, Пр.раб,

Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:

· формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;

· развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;

· развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

· развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Использовать инновационный метод нужно тогда, когда учащийся знаком с основами необходимых знаний полученных традиционным методом. Поэтому нельзя противопоставлять традиционный метод и инновационным.

Инновационные методы(активные) делятся на имитационные и не имитационные. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. Неимитационные: мозговая атака, Метод синектики(объединение разнородных элементов), метод микрооткрытий, метод погружения.

Дидактические средства – это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков.

Дидактические средства бывают материальные(книги, посоьия и т.п.) и идеальные(усвоенные ранее знания. Которые помогают получать новые)

 

22. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.

23. Формы организации обучения. Сущность и классификация современных форм организации обучения. Урок как основная форма организации обучения. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.

Способы обучения: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ, ГРУППОВЫЕ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ: по длительности, по численности: коллективное (урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов; Факультатив, экзамен,Экскурсия) и индивидуальное ( домашняя работа, доп, занятия)

Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.

Урок - организационная форма обучения в рамках классно-урочной системы, характеризующаяся относительной завершенностью ограниченного во времени педагогического процесса, который проводит учитель по определенному расписанию с грпределенному расписанию с гр Рупо учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты

Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.

Личностные результаы в три блока:

самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;

смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов;

морально этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Метапредметные результаты: Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

В соответствии с ФГОС, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий..

24. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. (В.А. Лай, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе).

25. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Структура и функции стандарта общего образования. Учебные планы. Учебный предмет. Учебные программы. Учебная литература.

Федеральный государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Последние устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральный государственный стандарт общего образования структурирован по ступеням общего образования (начальное общее; основное общее; среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам. Образовательные стандарты по учебному предмету включают цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Сущность стандарта общего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Учебный план: Базисный, Примерный и Рабочий.

Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года

Базисный учебный план общеобразовательной школы (федеральный) — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Примерные учебные планы общеобразовательной школы разрабатываются на основе федерального базисного учебного плана, утверждаются органами управления образования субъектов Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Рабочие учебные планы общеобразовательной школы составляются с соблюдением нормативов базисного и учетом рекомендаций примерного учебных планов. Существует два типа рабочих учебных планов школы:

· собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из примерных учебных планов);

· рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Учебный предмет — это система дидактически обработанных научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Учебная литература – это система печатных изданий педагогического назначения. Произведения, относящиеся к учебной литературе, специально созданы для учебных целей и отличаются доступностью изложения для учащихся учебных заведений определенного уровня.

26. Система воспитания на Руси в VI – XVII в.

27. Социализация как контекст социального воспитания и факторы социализации.

Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящие во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Факторы социолезации школьников:

-Мегафакторы-космос, планеты

-Макрофакторы- этнос, государство

-мезофакторы- регион, вид поселения

-Микрофакторы-семья, группы сверстников

Социализация школьника эффективна, если ее движущей силой является позитивное разрешение противоречия между его приспособлением и обособлениемв общности сверстников.

Социальное воспитание – это взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации

Социальные агенты - люди с которыми он находится в постоянном взаимодействии.

28. Вальдорфская педагогика.

29. Сущность, закономерности, воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Коллектив как объект и субъект воспитания. Основные направления воспитания.

Воспитание- целенаправленный процесс изменения и развития личности.

Функция воспитания- передача социального опыта и культуры от поколения к поколению.

Воспитание в широком соци­альном смысле слова - влияние социальной среды на растущего человека.

Воспитание в узком социальном смысле слова — влияние социальных институтов семьи, образовательных, здраво­охранительных систем, культуры, профессиональных объединений, средств массовой информации, общественных, религиозных орга­низаций на человека, группу или коллектив.

Воспитание в широком педаго­гическом смысле - специально организованная дея­тельность педагогов и воспитан­ников в системе воспитательно-образовательных учреждений (детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, центры развития, дворцы творчества).

Воспитание в узком педагогиче­ском смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взгля­дов и убеждений, ценностных ориентации и моральных прин­ципов, потребности и молитвы.

Цель-подготовка ребёнка к самостоятельной жизни в обществе.

Логика гуманитарного воспитания:

1) Первая фаза(рефлексия)- осмысления), которая включает в себя переживание жизненных ситуаций, их обсуждение, постижение их смыслов и значений. Целью здесь является обращение воспитанника к смыслам своего существования и деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия, осознание особенности отношений к миру, своего автономного Я, самобытности.

2) Вторая фаза — ценностная (осознания). Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы воспитанника в систему индивидуальных ценностей, в результате чего выстраиваются причинно-следственные связи, структура жизненной позиции. Выделение типичных алгоритмов и овладение способами деятельности, методами постижения реальности становятся основой для развития самооценки. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника, и целью работы с ним становится обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.

3) Третья фаза — проективная (проектирования) — предполагает самопроектирование и реализацию в социально полезной деятельности. На этой фазе происходит самоутверждение воспитанника в деятельности (или в ее проектировании), благодаря чему деятельность, поведение и общение становятся целостными, прогнозируемыми

Закономерности воспитания:

  1. Закон целостного развития человека.
  2. Закон развития личности, индивидуальности, субъективности человека.
  3. Закон развития через преодоление.
  4. Закон со-трансформации педагога и воспитанника

Процесс воспитания диалектичен.

Движущая сила процесса воспитания – разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).

Форма воспитания - подразумевается способ организации деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса.

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания

классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание, процесс. По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:

-методы формирования сознания личности;

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

-методы стимулирования поведения и деятельности.

Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса. Классификация форм воспитания:

1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);

2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);

3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).

Коллектив- группа людей объединённая отношениями.

Типы отношений: деловое, Личные.

Признаки коллектива:

1) Наличие прочных действенных отношений

2) Наличие зависимостей между членами коллектива

Воспитательный коллектив- объединения учащихся, Функционирующии при помощи здоровых соц. Отношений, высокой организации самоуправления и отношений.

Функции:

1) Стимулирующая- активность всех членов возбуждает.

2) Организаторская-коллектив становится субъектом воспитания и управления своих действий

3) Нравственная- повышает культуру поведения

Классификация воспитания по: Аспекту содержания

1) Умственное восп

2) Нравственное восп

3) Экологическое восп

4) Физическое восп

5) Гражданнское восп

6) Эстетическое восп

30. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.

31. Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса: классный час и родительское собрание.

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма массовой вос-

питательной работы, представляющая собой специально организуемое во вне-

урочное время общение (в том, числе и социальное) классного руководителя с

учащимися класса с целью содействия формированию и развитию классного

коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

Черты классного часа:

- это форма внеурочной воспитательной деятельности;

- это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с

детьми;

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимо-

действия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников.

Функции классного часа:

просветительская; ориентирующая; направляющая; формирующая; развиваю-

щая.

Алгоритм подготовки и проведения классного часа:

ПЕРВЫЙ ШАГ: составление классным руководителем совместно с

учащимися и их родителями тематики тематических классных часов на новый

учебный год.

ВТОРОЙ ШАГ: уточнение темы классного часа и генерирование идей

по его подготовке и проведению.

ТРЕТИЙ ШАГ: выбор цели, содержания, формы, даты и места проведе-

ния классного часа, создание сообщества его организаторов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: индивидуальная и групповая деятельность по под-

готовке классного часа.

ПЯТЫЙ ШАГ: совместная разработка участниками образовательного

взаимодействия сценария классного часа (творческая группа).

ШЕСТОЙ ШАГ: проведение классного часа.

СЕДЬМОЙ ШАГ: анализ и оценка результативности классного часа и

деятельности по его подготовке и проведению.

 

 

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся и пропаганды психолого-педагогических знаний, умений и навыков, это школа повышения

родительской компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: