Структура родительства как интегрального образования личности




Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность цен­ностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родитель­ских чувств, отношений и позиций, родительской ответственно­сти и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит

эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уров­не, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает обоих супругов и пред­полагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаи­мообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональ­ных и поведенческих аспектов, которые являются психологиче­скими формами проявления родительства.

Когнитивный компонент - это осознание родителями род­ственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как роди­теля общего ребенка, знание родительских функций, образ ребен­ка);

Эмоциональный — это субъективное ощущение человека себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отно­шение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка;

Поведенческий — это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем обще-то ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности неко­торых компонентов между родителями, периодическом возникно­вении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и жен­щины относительно роли родителей, функциях, распределении ответственности, обязанностях, т. е. в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с дру­гом, построения будущего. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начина­ет реализовываться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью, стабильностью и реализуется в согласованности

представлений супругов о родительстве, комплиментарное™ ди­намических проявлений родительства. Как интегральное образо­вание личности родительство включает (табл. 1):

— ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

— родительские установки и ожидания;

— родительское отношение;

— родительские чувства;

— родительские позиции;

— родительская ответственность;

— стиль семейного воспитания.

> Особенностью семейных ценностей является то, что они, по своей сути, представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и по­веденческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов характеризуется тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также убеждения в при­оритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Имен­но эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, являет­ся своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реа­лизацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, за­щиту той или иной субъективной ценности и так далее.





Рассматривая данный компонент в плане формируемости, важно принимать во внимание относительную устойчивость цен­ностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка (подрастаю­щей личности) необходимо делать акцент на осознании и пере­живании ценностей семьи в ходе психологической работы с ро­дителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым формированию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести пси­хологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентации.

> Родительские установки и ожидания являются установками на цели и средства деятельности в области родительства.

Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репро­дуктивной норме общества, о распределении родительских ролей а также включает реальный и идеальный образ ребенка.

Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взгля дов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожида ний.

Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий ре ализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях су прутов, в родительском отношении, стиле семейного воспитания

Формирование и развитие данного компонента должно касать ся, с нашей точки зрения, прежде всего коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей. Родительские установки и ожидания, а также семейные ценности являются основополагаю щими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведе ния.

> Родительское отношение — относительно устойчивое явлее ние, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах (А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1989). Ро дительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции, которое обычно осуществляется неосознанно (И. Ю. Хамитова, 2002) [109].

Когнитивная составляющая содержит представления о раз­личных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирую­щий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие про­явления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, типы контроля, вос­питание взаимоотношениями, т. е. путем определения дистанции общения.

Особое внимание в плане формирования должно уделяться на­выкам и формам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения к личности ребенка. Кроме того, разви­тие и коррекция родительского отношения должны основываться на осознании восприятия с точки зрения ребенка того или иного типа родительского отношения.

> Родительские чувства — особая группа чувств, занимающая важное место в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из значимых чувств — это родительская любовь, ко­торая является источником и гарантией эмоционального благопо­лучия человека, поддержания физического и психического здоро­вья (А. С. Спиваковская, 1998). Содержание родительских чувств может быть амбивалентным и противоречивым.

Когнитивная составляющая проявляется на двух уровнях:

• социально одобряемые знания и представления относитель­но того, какие чувства должны испытывать родители по отноше­нию к своим детям;

• знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/ или реальном), который вызывает широкий спектр родительских чувств.

Эмоциональная составляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождаю­щим оценки образа ребенка и себя как родителя.

Поведенческая составляющая включает доверительность, эмо­циональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипы

контактирования с ребенком. С нашей точки зрения, поведенче­ская составляющая может быть как конгруэнтной, так и неконгру­энтной по отношению к эмоциональной составляющей.

Формирование компонента родительских чувств должно опи­раться на развитие умения понимать чувства членов семьи, прежде всего, ребенка, и адекватно выражать свои чувства, а также разви­тие навыков рефлексии исполнения родительской роли. В целях коррекции негативных сторон родительских чувств, можно опи­раться на когнитивную составляющую компонента в плане осо­знания самоценности ребенка, а не как средства для достижения каких-либо целей родителя.

> Родительские позиции представляют собой реальную на­правленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка (А. С. Спива-ковская, 2000). [154]

Когнитивная составляющая включает представления о реаль­ном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях роди­теля, о своей родительской позиции.

Эмоциональная составляющая представляет собой домини­рующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относи­тельно взаимодействия родители — дети.

Поведенческая составляющая содержит коммуникативные по­зиции родителей, прогностический аспект (планирование) даль­нейшего взаимодействия с ребенком. С точки зрения Т. В. Архире-евой (1990), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных спо­собах воздействий и характере обращения с ребенком.

Формирование родительских позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимо­действия с ребенком с использованием различных родительских позиций, а также коррекции уровня притязаний родителя по от­ношению к ребенку.

> Родительская ответственность в своей основе имеет дуаль­ную природу — это ответственность перед социумом и безличной природой (своей совестью).

Член семьи может нести ответственность за других членов се­мьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы

семьи предполагает ответственность именно за семью: не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое (В. Н. Дружинин, 2000).

Когнитивная составляющая включает представления об ответ­ственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье.

Эмоциональная составляющая касается отношения к распре­делению ответственности в семье, эмоциональных переживаний, связанных с этим, и оценки себя как родителя с точки зрения от­ветственности.

Поведенческая составляющая представляет собой контроль своего поведения и происходящих событий, характеризуется за­нимаемой ролью в семье.

Формирование компонента ответственности должно опираться на ориентацию родителя именно на внутреннюю ответственность перед собственной совестью, а не перед обществом по отношению к собственной семье и ее членов.

> Стиль семейного воспитания является выразителем взаимо­действия перечисленных выше компонентов, его проявление наи­более очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, детермини­рует личностное становление и развитие ребенка.

Когнитивная составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга, а также эта составляющая включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности ро­дителей, которые детерминируют не только данную составляю­щую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в обще­нии с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к рас­пределению ответственности и ролей в семье. Оценка себя как ро­дителя в целом.

В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспект форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставле-

ние ребенку относительной свободы; отношения зависимости/неза­висимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и др.

Формирование стиля семейного воспитания как компонента родительства должно опираться на расширение поведенческого репертуара родителя, развитие комплементарности и согласован­ности поведенческой составляющей стиля семейного воспитания, коррекции идеальных и реальных образов ребенка и себя в роли родителя.

Общими положениями, характеризующими компонентную структуру родительства, являются следующие.

1. Все компоненты имеют три составляющие: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, которые являются психологи­ческими формами проявления родительства.

2. Компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством взаимообусловливания составляющих эле­ментов (когнитивного, эмоционального и поведенческого).

3. Квинтэссенцией, совокупным выражением всех компонен­тов, наиболее доступным для наблюдения является стиль семей­ного воспитания.

4. Каждый компонент содержит определенную формируемую часть — педагогический компонент, воздействуя на который воз­можно осуществлять коррекционно-развивающую работу.

Итак, родительство является сложной интегральной структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, уста­новки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семей­ного воспитания. Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить, что все компоненты имеют три составляющие: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, которые являются критериями реализации компонентов родительства.

Компоненты родительства связаны друг с другом в единую струк­туру посредством пересечения элементов составляющих (когнитив­ного, эмоционального и поведенческого аспектов).

Квинтэссенцией, суммарным выражением всех компонентов, наиболее доступным для наблюдения, является стиль семейного вос­питания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: