Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду




При формировании представлений о величине предметов исполь­зуется специальный дидактический материал.

Во второй млад­шей группе для сравнения достаточно взять два предмета, пред­лагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче).

Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные - корот­кие, длиннее - короче; разной ширины - широкие - узкие, шире - уже и т.д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для срав­нения разноцветные предметы.

На каждом занятии следует предо­ставлять детям возможность действовать с раздаточным матери­алом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наобо­рот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раз­даточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.

Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов по­казывать и называть длину как наиболее легко выделяемую про­тяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 за­нятиях. Исходным в работе с малышами является обследование - специально организованное восприятие предметов с целью исполь­зования его результатов в той или иной содержательной дея­тельности.

Положительный эффект дает применение таких приемов обсле­дования, как показ длины, ширины и т.д.:

· проведение пальцем по указанной протяженности,

· «измерение» разведенными пальцами или руками,

· сравнение разных признаков величины путем приложе­ния или наложения.

Обследование дает возможность установить направление каж­дой конкретной протяженности, что имеет существенное значе­ние для их различия.

Дети узнают, что

· при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,

· показывая ширину, ру­ка движется поперек предмета,

· высота показывается снизу вверх илисверху вниз,

· толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,

· толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.

Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения: приложению и наложению. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания:

- из двух полосок разной длины, разложенных на столе, пока­зать длинную или, наоборот, короткую;

- детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

- нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

- найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, пред­лагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяс­нить, почему именно этот предмет они выбрали.

В процессе этих упражнений у детей

· развивается глазомер,

· накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний;

· обогащается и совершен­ствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов, постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т.п.

Необходимо учить детей называть размер предметов, сопо­ставляя и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже ниж­ней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полно­стью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Например: «Посадим мишек на ска­мейки» {на длинную — много, на короткую — одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие — узкие, высокие — низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная — короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

 

В средней группе учат сравнивать три - пять предметов, менее контрастных по размеру.

При этом дети овладевают сравни­тельной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьша­ется от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (на­чинай с самого длинного бруска и т. п.).

Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рас­сматривая его, воспитатель обращает внимание на последователь­ное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными пред­метами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (мет­кой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последую­щего элемента по сравнению с предыдущим.

Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Правило выбора - выбирай каждый раз из всех полосок са­мую длинную или самую короткую - также служит средством по­строения упорядоченного ряда. Оно определяет

· последовательность действий — практическое или зрительное сопоставление элементов

· выбор нужного действия.

Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, само­стоятельно, в результате выполнения задания.

Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит отно­сительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе, широ­ко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но раз­ной ширины и т. п.).

Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают «задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10-12 занятий.

Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности:

· сравнивать размеры разных частей растений,

· подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг,

· рисовать, лепить предметы соответствующих размеров,

· наблюдать, как изме­няются размеры строящегося дома, и т.д.

Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положе­ние в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктив­ных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы на­зываются в зависимости от размера всех трех измерений.

 

В старшей и подготовительной группах продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Теперь количество упорядочиваемых в ряд пред­метов увеличивается до 10, а разница их размеров еще более уменьшается (от 3 до 1 см).

Усложнение заданий состоит в том, что

· одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладывают­ся по длине, а затем по толщине).

· указанный воспитателем предмет в ряду сравни­вается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие.

«Мерка», равная «лишнему кусочку», используется для определения разли­чий между соседними элементами ряда. Таким образом устанавливается постоянство равенства различий как существенного свойства упорядоченного ряда. Можно дать задания:

· достроить ряд,

· построить его от промежуточного элемента,

· нарисовать ряд до и после его упорядочивания,

· найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду,

· вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы,

· преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот,

· найти соответствие между несколькими рядами,

· составить ряд из парных элементов и т.д.

С этой целью проводятся игры

· «Что изменилось?»,

· «Угадайте, которого не хватает»,

· «Угадайте, где пропу­щено»,

· «Который лишний?»,

· «Найди свое место».

Одним из элементов их усложне­ния может быть введение правила, требующего выполнения сериации только зри­тельным путем, без практических проб.

Старшие дошкольники выполняют и более сложные задания на развитие глазомера:

· найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец;

· подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др.

Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера.

Упражнения в установлении транзитивности отношений по­рядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей сме­калки и сообразительности.

1. «Кто первый?» - «Мишки (или матрешки) забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий?»

2. «Чья коробочка?» - «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, уте­нок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли ку­рочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?»

3. «Угадайте, кто выше (ниже) ростом» - «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самого низкого роста? А са­мого высокого?»

При проведении игр наглядность применяется для подтверждения правильности ответа. Задания на сериацию связываются с закреп­лением навыков порядкового счета.

 

Новой задачей для воспитателя старшей группы является за­дача уточнения представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, толщине, высоте при правильном отражении этого в речи («Стало длиннее», «Это больше» и т.д.).

Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач так или иначе изменяет величину предметов. Ребенок практикуется в этом по­стоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в кон­струировании, при изготовлении игрушек и т.д. Складывающийся таким образом опыт изменения величины предметов вряд ли до­статочен.

Необходимы специальные упражнения, в процессе кото­рых деятельность, направленная на изменение величины, связывает­ся с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия — в процессе ра­боты с раздаточным материалом.

Воспитатель организует дей­ствия по комплектованию и уравниванию по величине определен­ных предметов.

С этой целью он учит

· пользоваться образцом,

· меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот).

Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь совершен­но конкретную направленность на результат:

- изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков,

- сделать лесенку или заготовки определенных размеров для ремонта книг, коробок, плетения ковриков, елочных бус и т.п.

Такие упражнения позволяют ребенку понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).

Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: