ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА




2.1. Особенности родительства в однодетных и двухдетных семьях

Факторный анализ выборки однодетных и двухдетных семей позволил выделить девять факторов, определяющих становление родительства. Надо отметить, что однодетные и двухдетные семьи имеют свою специфику, судя по содержанию факторов. Можно вы­делить четыре фактора, характерных как для однодетных, так и для двухдетных семей: «синтез свобод», «дружелюбный компромисс», «партнерство», «ценностный» и пять специфичных факторов, об­условленных особенностями семей с разным количеством детей.

Сначала будет представлено описание содержания факторов общих для однодетных и двухдетных семей, а затем — специфич­ных.

В результате факторного анализа был выделен «ценностный» фактор, который объединил все наиболее значимые ценностные ориентации супругов, касающихся как семейной сферы, так и иных жизненных сфер. В этот фактор вошли показатели шкал опросни­ка терминальных ценностей (ОТеЦ). Данный фактор занимает особое место среди остальных, полученных нами: он включает ре­зультаты только одной методики, в то время как другие факторы представляют комбинации результатов различных методик. Наи­больший удельный вес в ценностном факторе принадлежит пока­зателям семейной жизненной сферы и сферы увлечений, а также таким терминальным ценностям, как активные социальные кон­такты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности. Нами предполагается что этот фактор является наиболее глубин­ным. Содержание показателей «ценностного» фактора схоже как в однодетных, так и в двухдетных семьях, что объясняется устой­чивостью ценностной сферы личности, ее особой определяющей ролью в жизни каждого человека.

Второй общий фактор, определяющий суть и содержание ро­дительства, назван нами «синтез свобод». Наибольший удельный вес в нем принадлежит таким показателям, как отсутствие вмеша­тельства в мир ребенка, отсутствие излишней концентрации на ре­бенке, отсутствие ощущения родительского самопожертвования.

Его суть заключается в построении взаимодействия в семье таким образом, что образуется «триада» свобод: относительную свободу имеют отец, мать и ребенок/дети. Этот фактор предполагает гар­моничный синтез свобод, при котором нет дистанцирования друг от друга. Этот фактор определяет здоровую дистанцию в семье, которая не влечет установления взаимной патологической зависи­мости членов семьи.

При таких отношениях родительская забота о ребенке не пере­ходит в гиперопеку, ребенку предоставляется относительная сво­бода. Нет перекосов взаимодействия, характерных для детоцен-трической семьи: отсутствует излишняя концентрация на ребенке, родители признают право ребенка на наличие внутреннего мира, границы которого неприкосновенны даже для родителей.

При таком характере взаимодействия роль родителя не явля­ется сверхценностью, нет авторитаризма в родительском отноше­нии. Родители способны признавать свои ошибки, слушать и слы­шать ребенка. Роль родителя исполняется с удовольствием. Муж­чина включен в семью, женщина строит семейное взаимодействие с позиции сотрудничества.

Необходимо указать то, что, несмотря на содержательное со­ответствие данного фактора, как у однодетных, так и двухдетных семей, в семьях с двумя и более детьми этот фактор имеет некото­рые особеннности. В отличие от однодетной семьи, в двухдетной семье фактор «синтез свобод» положительно коррелирует с пока­зателем удовлетворенности браком и отрицательно коррелирует с показателем стремления стимулировать развитие ребенка.

С нашей точки зрения, это подтверждает позитивную направ­ленность фактора: отсутствие чрезмерного давления одних членов семьи на других, признание права быть самим собой, невмеша­тельство в личный мир друг друга влечет и в том числе удовлетво­ренность браком у супругов. Таким образом, на наш взгляд, появ­ление на свет второго ребенка говорит об определенной зрелости семьи, о нахождении оптимальных путей взаимодействия друг с другом, одним из которщх и является взаимодействие с позиций признания свободы.

Третий фактор, определяющий содержание родительства в семьях независимо от количества детей, — «дружелюбный компро­мисс». В этот фактор вошли показатели методик, которые характе-

ризуют особенности взаимодействия; мягкость, симпатия, забота, уступчивость. Наибольший удельный вес принадлежит показате­лю ответственности, т. е. компромисс строится именно на основе эмоциональной близости друг с другом, привязанности и любви. Этот фактор определяет такую обстановку семейного взаимодей­ствия, где все члены семьи не выказывают притязаний на лидер­ство, а стремятся в большинстве ситуаций взаимодействия найти такие точки соприкосновения, которые устраивают всех. Прежде всего, это ориентация не на избегание конфликтов, а на опти­мальный эмоциональный контакт, теплоту во взаимоотношениях, стремление учитывать интересы всех членов семьи.

Как и в предыдущем факторе, нами была обнаружена специ­фика проявления действия фактора в двухдетных семьях: в отли­чие от однодетных семей, в содержании фактора появляется пока­затель оптимального эмоционального контакта, что подтверждает его позитивный смысл. Для того чтобы более четко определить от­личие от предыдущего фактора, необходимо отметить, что в пер­вом случае движущей силой, определяющей основное содержание фактора, является признание существования индивидуального, личного мира у каждого члена семьи, а во втором случае речь идет о взаимодействии членов семьи.

Четвертый фактор — «партнерство». Наибольший удельный вес среди прочих показателей, составляющих данный фактор, принад­лежит показателям равенства родителя и ребенка, оптимального эмоционального контакта, а также стремления к установлению партнерских отношений.

Данный фактор характеризует особенности взаимоотноше­ния в семье с точки зрения равенства участников взаимодействия. Если в предыдущем факторе подчеркивалось стремление уступать друг другу, сглаживать конфликтные моменты, то данный фактор обозначает равенство контактеров в семье независимо от семей­ного статуса и роли. Прежде всего это касается отношений в семье «по вертикали», т. е. между родителями и ребенком/детьми. Если рассматривать общение людей в целом, то всегда наличие «верти­кали» в общении ведет к его дефицитарности, будь это общение с позиции «сверху» или подстройка к собеседнику «снизу».

Семейное общение представляет частный специфический вид общения, поэтому данное положение можно распространить и на

семейные отношения: «вертикаль» в семейном общении делает его дефицитарным. Следовательно, наиболее оптимальным является семейное взаимодействие с равных позиций, которые учитывают как собственные притязания, так и притязания других членов се­мьи, и позволяют, по возможности, уравнять их в правах. В связи с этим нами утверждается позитивный характер фактора.

Рассматривая динамику изменения качественного содержания фактора в семьях с несколькими детьми, нужно выделить появле­ние такого показателя, как признание возможности самореализа­ции только при наличии ребенка/детей. Благодаря этому еще раз делается акцент на осознании важности наличия детей в структуре семьи, а также подчеркивается партнерский характер отношений родителя и ребенка, который продолжают утверждать родители в семье с двумя и более детьми.

Далее, описание факторов, определяющих современную кар­тину родительства в российском обществе, будет представлено сначала для однодетных, затем для двухдетных семей. Эти факто­ры являются специфическими, т. е. присущими только либо се­мьям с одним ребенком, либо двухдетным семьям.

Выделены специфичные факторы, определяющие родительство в однодетных семьях: «подчиненное равнодушие», «растворение в ребенке», «влияние родительской семьи», «внесемейная актив­ность», «самореализация в родительстве».

«Подчиненное равнодушие» — доминирующий вес среди по­казателей, составляющих фактор, принадлежит показателям под­чиненности, пассивности, зависимости родителя от ребенка или супруга, скованности. Супруги исполняют родительскую роль в силу какого-либо принуждения, безынициативно, вынужденно, пассивно. В силу влияния данного фактора мужчина выражает свою безучастность (в содержании фактора присутствует соответ­ствующий показатель), женщина формально выполняет родитель­ские функции.

Не наблюдается желания развивать, совершенствовать ребен­ка, процесс воспитания пускается родителями на «самотек». Не­редко отмечается уход родителей в себя. Это семья, где каждый сам по себе.

«Растворение в ребенке» - некомпетентность родителя и зна­чимость продолжения рода имеют наибольший удельный вес.

Смысл родители видят в продолжении рода, продолжении себя в детях. Действие данного фактора выражается в том, что родители осуществляют свою родительскую роль пассивно, интуитивно, за­частую осознавая свою некомпетентность. В то же время родите­ли передают ответственность самому ребенку в той степени, что они признают за ребенком право на независимость, самостоятель­ность.

«Влияние родительской семьи» — наибольший факторный вес принадлежит показателям удовлетворенности браком и влияния родительской семьи. Несомненно то, что родительская семья ока­зывает мощное воздействие на стихийно складывающееся роди­тельство как идеальный образец, так и в качестве «антиидеала».

Исследование показало воссоздание в своей собственной се­мье именно позитивных особенностей родительской семьи. Преж­де всего это уклад семьи, распределение семейных обязанностей и ролей между супругами, количество детей (например, выходцы из многодетных семей стремятся создать свою семью также с количе­ством детей больше одного и т. п.), особенности стиля воспитания. При этом супруги удовлетворены браком. Это можно объяснить повторением на качественно ином уровне — уже в качестве роди­теля модели семейной атмосферы, которая ретроспективно оце­нивается позитивно.

«Внесемейная активность» — наибольший удельный вес при­надлежит показателям ценности сферы общественной жизни и значимости креативности. Движущей силой в данном случае яв­ляется ориентация родителя на внесемейные сферы, в частности, на сферу общественной жизни.

Внесемейная социальная активность нами рассматривает­ся как психологическая защита от каких-то семейных неурядиц. Влияние фактора определяет родительскую активность, доми­нантность, осуществление взаимодействия с позиции «сверху». В этом случае родители обладают оценочностью поведения, критич­ны, (о чем свидетельствует наличие соответствующих составляю­щих фактора), стремятся заставить окружающих соответствовать известным им стереотипам, шаблонам.

«Самореализация в родительстве» - нельзя однозначно гово­рить о том, что этот фактор носит целиком позитивный характер - крайности в любом случае являются «перекосами», в данном

случае самореализации (этот показатель имеет наибольший удель­ный вес). Этот фактор определяет такое восприятие родительства, когда личность не мыслит самореализации, не состоявшись как родитель, не осуществив родительской роли, причем, видит воз­можность самореализации только в этом. Родительство становит­ся смыслом жизни, нередко родительское отношение имеет харак­тер чрезмерной заботы, зависимости, что подтверждает наличие одноименного показателя в факторе.

Этот фактор может обусловливать картину родительства в молодых семьях, которые много экспериментируют с развитием ребенка, хотят быть, по возможности, идеальными родителями: изучают специальную литературу, посещают специальные курсы, получают дополнительное образование, т. е. серьезно подходят к исполнению своей основной миссии. Либо, наоборот, этот фактор характерен для семей со значительным стажем, которые осознан­но хотят воспитывать единственного ребенка, отдав ему все силы и душу. Как правило, такой тип семей отличается детоцентриче-ской направленностью. И в том, и в другом случае роль родителей исполняется с удовольствием (это показывает соответствующая составляющая фактора), так как это желаемая цель для супругов, это смысл их жизни.

В отличие от фактора «растворение в ребенке», данный фактор являет собой именно родительскую активность, направленную на взаимодействие с ребенком, его воспитание и совершенствование себя как родителя.

Специфичными факторами, определяющими складывание родительства в двухдетных семьях, являются следующие: «вос­питательная неуверенность», «самоутверждение за счет ребенка», «авторитаризм матери», «родительский опыт», «дистанцирование от ребенка».

Наибольший удельный вес фактора «воспитательная неуверен­ность» занимает показатель безынициативности, скованности по отношению к ребенку. Этот фактор включает показатель неуве­ренности родителя в себе,, пассивности, заниженной самооценки.

Из этих особенностей родительства вытекает подчиненность, которая проявляется в зависимости от мнения окружающих, бо­язливости, некоторой беспомощности. Отсюда следуют такие ка­чества, как тревожность, мнительность. В этом случае родители,

боясь ошибиться, ориентируются на избегание ситуаций приня­тия решения.

С нашей точки зрения, деформации подвергаются воспита­тельные моменты, когда родители проявляют слабую волю, вы­бирая вместо необходимой требовательности уступку, а свою ро­дительскую неудовлетворенность выражают как обидчивость, скрытность, т. е. реагируют интровертированно.

Воспитательная неуверенность заключается в том, что, боясь плохого к себе отношения со стороны детей, значимых окружаю­щих, родители выбирают избегание, уступки, стараясь скрыть не­довольство ситуацией.

«Самоутверждение за счет ребенка» включает потребность ро­дителей в детях. Наибольший вес среди составляющих показателей фактора занимает значимость продолжения рода. Важно наличие детей в семье, но не как самоценности или фактора самореализа­ции родителей.

Этот фактор является движущей силой самоутверждения ро­дителя. Дети являются не целью, а средством, благодаря которому происходит возвышение родителя, сопровождается это провоз­глашением непоколебимой ценности сверхавторитета, где «слово родителя - закон». В такой ситуации родитель занимает доми­нирующую позицию, осуществляя взаимодействие по принципу властвования. За счет возвышения над ребенком он компенсирует какие-то личные недостатки, слабые стороны личности.

«Авторитаризм матери» фактор в основе несет доминантную позицию женщины в семье, которая признается остальными ее членами, в том числе и мужем. Такая позиция женщины является дисфункциональной, так как препятствует установлению опти­мального эмоционального контакта, способствует формированию непонимания между родителем и ребенком. Занимая авторитар­ную позицию, женщина теряет нечто традиционно женское, при­сущее роли матери, жены, хозяйки, в то же время она, отнимая у мужчины, свойственную ему роль, не исполняет ее с тем же каче­ством и лишает супруга его полноценной роли, создавая ситуацию неопределенности, ущемленности.

Данный фактор характеризует семьи, имеющие определенный семейный стаж, двух и более детей, что объясняется нами как осо­бенности современного российского типа семьи, где зачастую до-

минирует в семье женщина, мужчина соглашается с этим, играя пассивную воспитательную роль.

«Родительский опыт» включает довольно высокую оценку себя как родителя, оценку своей родительской компетентности. Наи­больший факторный вес среди показателей данного фактора за­нимает показатель родительской компетентности.

С рождением каждого последующего ребенка, совершенству­ется опыт родительства, что позволяет отцу или матери считать себя компетентным родителем. Этот фактор имеет дисфункцио­нальную составляющую, судя по результатам исследования, ро­дители ориентируются на позицию власти авторитета, а не на по­строение партнерских отношений с ребенком. При этом родители отмечают удовлетворенность браком, так как их устраивает семей­ная ситуация: они ощущают свою состоятельность в плане роди­тельства, требуя соответствующего к себе отношения.

«Дистанцирование от ребенка» проявляется в пренебрежении эмоционально близкими отношениями между родителями и деть­ми либо в избегании этих отношений в силу каких-то причин. Наибольший вес принадлежит показателю эмоциональной дис­танции между родителем и ребенком.

Ребенку предоставляется независимость в той степени, в кото­рой она устраивает родителей и не вынуждает погружаться в забо­ты, переживания, что оставляет широкое поле возможностей для построения собственной жизни, изолированной от ребенка. У та­ких родителей нет ориентации на ребенка, на его воспитание. По­явление этого фактора в семьях с двумя и брлее детьми наводит на мысль о родительской усталости, о проявлении действия защит­ной тенденции от чрезмерного погружения в семью, растворения в ней, о котором мы говорили выше при обсуждении результатов корреляционного анализа. Вероятно, этот фактор может быть и изначально заложен в системе ценностей человека, который по тем или иным причинам стал родителем, не ощущая в этом по­требности.

Общая картина общих и специфических факторов представ­лена в табл. 2.


Итак, подводя итог анализу содержания факторов, необходимо сказать следующее. Особенности семьи, имеющей более одного ре­бенка, накладывают отпечаток на своеобразие содержания общих факторов. В этой группе семей содержание факторов более естествен­но, более интериоризированно, и именно эти действующие силы способствуют возникновению ощущения удовлетворенности браком или установлению оптимального эмоционального контакта, т. е. яв­ляются залогом гармоничной семейной жизни. Особая роль принад­лежит «ценностному» фактору, который является но более глубинным и определяет стиль и содержание семейной жизни.

Специфические факторы всемьяхс одним ребенком—это факто­ры, определяющие акцент на ребенке: самореализация в родитель-стве, растворение в ребенке, либо противоположная тенденция, определяющая внесемейную активность, т. е. самореализацию вне семьи. Кроме того, эти факторы показывают влияние родитель­ской семьи, а также определяют стиль семейного взаимодействия. Факторы этой группы определяются реализацией потребности в самореализации, поисками путей оптимального семейного взаи­модействия, формирования индивидуальных особенностей роди-тельства, в том числе под влиянием родительской семьи.

В семьях с двумя и более детьми специфические факторы определяют родительскую опытность, снижение стремления сти­мулировать развитие ребенка, переход родительской позиции в позицию сверхавторитета, что проявляется, в частности, в жен­ском авторитаризме, самоутверждении родителей за счет ребенка. Противоположностью активной родительской позиции является позиция мнительности, основанная на родительской неуверенно­сти в себе, заниженной самооценке. Специфичные факторы ро-дительства в двухдетных семьях определяют проявление действия защитного механизма: в связи с опасением чрезмерного погруже­ния в семью и растворения в ней, родители устанавливают опре­деленную дистанцию между членами семьи, маркируя предельно допустимые границы эмоциональной близости.

Итак, можно констатировать, что субъективно-психологические факторы представляют собой совокупности ряда показателей, ло­кализующихся в микросистеме (уровень собственной семьи), в ме-зосистеме (уровень родительской семьи), в макросистеме (уровень общественного влияния).

Результаты анализа позволяют сделать вывод об актуальности психолого-педагогической работы с родителями, направленной на коррекцию и развитие субъективно-психологических факторов.

2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания*

Наиболее развернутую характеристику личностной зре­лости дал П. М. Якобсон (1981). Он определил ее как обществен­но-исторический феномен, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет разное содержание. По сути, в об­щественном сознании нашего времени существует эталон сфор­мировавшейся личности. Он предполагает определенный уровень развития сознания человека, его оценок и суждений, регулирова­ния им своих актов и действий, отношения к различным сторо­нам действительности (природной и социальной). Свойственное нашей культуре представление о зрелой личности отчетливо про-

В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследова­ния Е. А. Нестеровой, выполненного под нашим руководством (2003).

является в характере отношения окружающих людей к действиям, поведению и поступкам человека в процессе межындивидуальных связей. Оно получает свое выражение в характере законодатель­ства и нормах поведения, предъявляемых обществом к взрослому человеку [199].

Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает че­ловек свое место в обществе, каким мировоззрением или фило­софией руководствуется, каковы его отношения к общественным институтам (нормы морали, права, законы, социальные ценно­сти), к своим обязанностям и своему труду.

Социальная зрелость включает зрелость гражданскую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, от­ветственность за свой труд; моральную — понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать, ответствен­ность в любви, в построении семьи и ее будущего; эстетическую - достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах в быту, искусстве, природе.

Социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быть полной психологиче­ской зрелости у социально незрелой личности, характеризующей­ся инфантильностью суждений и действий, непониманием тре­бований общества и т. д.

Л. И. Божович (1978 — 1979) отмечает, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточ­но высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития выступает возникновение у человека способ­ности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникнове­ние такой способности обусловливает активный, а не реактивный характер поведения человека. Оно связано с волей, которая обеспе­чивает сознательное управление человеком своим поведением.

Л. И. Анциферова (1977) считает, что уровни психологической организации зрелой личности — это производное ее интегриро­ванного функционирования, качественной переработки на выс-

шем уровне способов взаимоотношений с миром на предшеству­ющих стадиях и установление для каждого из них своего места, определяемого типологией тех жизненных ситуаций, с которыми приходится справляться зрелой личности. В период личностной зрелости различные типы деятельности интегрируются и в своих полностью развитых формах порождают разные типы совмещен­ных способов жизнедеятельности человека, поднимающих разви­тие личности на качественно новый уровень.

К. А. Абульханова-Славская (1981) отмечает, что, становясь зрелой, личность превратится в субъект жизнедеятельности, само­определяется по отношению к жизни в целом. Личность все более организует обстоятельства и события в соответствии со своей жиз­ненной позицией. Однако качество личности как субъекта жиз­недеятельности отнюдь не означает ее замыкания во внутреннем мире, обособления от действительности. Напротив, происходит совершенствование свойственных ей способов включения в обще­ственную и личную жизнь, способностей реализовать себя в до­стойном деле, готовности многое претерпеть ради благого дела и т. д. Мера сформированности, определенности основных отношений личности и есть мера зрелости личности.

Зрелость личности характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Выделяют следующие ха­рактеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию сво­их знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

П. М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности:

— выраженное стремление к творчеству, проявление творче­ского начала в самых разнообразных сферах жизни;

— тонкую восприимчивость к достаточно широкому кругу яв­лений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т. д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее много­образии и богатстве и т. д.);

— хорошую интеллектуальную активность в смысле постанов­ки жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытать­ся настойчиво решать;

— достаточную эмоциональную чувствительность, которая но­сит избирательный характер, но имеет широкий круг вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять особенный высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной обла­сти явлений окружающего мира социальных феноменов, челове­ческих отношений;

— мобильность способностей, т. е. умение реализовать в соот­ветствующих действиях присущий человеку потенциал, который он хотел бы раскрыть;

— рефлексию на свой духовный облик, служащую задачам са­моорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разноо­бразны и широки — нравственное самосовершенствование, интел­лектуальный рост, эстетическое развитие и т. д.

По мнению Р. М. Шамионова (1997), личностная зрелость представляет собой сложное образование, структуру факторов ко­торого составляют такие качества, как ответственность в разных сферах деятельности, эмоциональная зрелость, самоконтроль по­ведения, самостоятельность, адекватность самоотражения, высо­кий уровень реализованности событий жизни, адекватность целе-полагания. Личностная зрелость входит в общую структуру лич­ности и оказывается взаимосвязанной с целым рядом личностных особенностей, таких, как общительность, следование социальный требованиям, мягкость, радикализм, доверчивость, терпимость, уверенность в себе, естественность.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (1995) считают зрелую лич­ность личностным способом бытия. В качестве признака зрелой лич­ности они выделяют развитые ценностные ориентации, самостоя­тельность и ответственность. Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характе­ристики человека как личности. Самостоятельность действия - это Действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духов­ные силы, без обращения к подсказке авторитета. Ответственность ~ это способность человека нести ответственность за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой.

А. А. Реан (1998) выделяет четыре базовых компонента лич­ностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (базовый интегративный компонент). Считается, что вокруг базовых компонентов группируются мно­жество других.

Т. П. Скрипкина (2001) считает, что сложившийся уровень дове­рия к себе можно считать одним из показателей зрелости личности. Уровень доверия понимается как полноценное овладение собой, своей сущностью, оно возможно лишь потому, что человек спо­собен становиться в ценностную позицию по отношению к себе, т. е. относиться к своей субъектности как к ценности. При этом он, выбирая стратегию поведения, с одной стороны, стремится к соответствию миру, в котором он живет, и с другой — соответствию самому себе, ценностным представлениям о себе.

Н. Н. Ивков (2002) определяет личностную зрелость как сте­пень самоактуализации, степень зрелости ценностно-смысловой сферы личности и уровень личностной ориентировки. Процесс личностной ориентировки направлен на последовательную реа­лизацию следующих задач:

1) ориентировку в собственных личностных ценностях, с це­лью гармонизации системы личностных ценностей;

2) формирование самосознания как отражения специфично­сти реализации ценностного отношения к миру (основные сдви­ги в самосознании происходят относительно осознания смысла «Я»);

3) построение жизненной перспективы как отражение уже гармонизированной системы личностных ценностей.

Личностно зрелый человек умеет строить зрелые межлич­ностные отношения. Они могут быть определены как отношения принятия и понимания между двумя самоактуализирующимися и демонстрирующими высокий уровень внутренней конгруэнтно­сти и аутентичности личностями. Их можно определить как отно­шения между людьми, способными к совершению ответственных поступков и сознающими ценностно-смысловые и мировоззрен­ческие предпосылки и следствия каждого из своих поступков, как отношения между людьми, каждый из которых видит в себе и в другом целостность и ценность человеческого бытия (М. Р. Мини-гагиева, Н. П. Ничипоренко, 2002).

А. Г. Асмолов (2001) в качестве критериев личностной зрелости выделяет активную жизненную позицию и осуществление личностью свободного выбора. Такой выбор не скован заранее предрешенным исходом. Человек всегда воспринимает совершаемое им как со­вершаемое в силу внутренней необходимости, идет на риск, выи­грывает и теряет, несет ответственность за свой выбор: «Неопреде­ленность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредска­зуемость для самого себя — вот неотъемлемые черты свободного личностного выбора».

Согласно Д. А. Леонтьеву (2001), критерий личностной зрело­сти — это «умение осуществлять свою жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля — это и есть фор­мула личностной зрелости».

По мнению А. Н. Харитонова (2003), индикаторами показа­теля личностной зрелости являются адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, познавательной, поведенческой сфер; адаптивность в микросоциальных отношениях; соответствие субъ­ективных образов отражаемым объектам реальности и характера реакций - внешним раздражителям; способность в саморегуля­ции своих чувств, поведения; поддержание активности, перспек­тивное планирование жизненных целей.

Индикаторами показателя недостаточной личностной зрелости являются: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неуверенность, психическое напряжение, симптомы невротиче­ских реакций, акцентуированные черты, недостаточная адекват­ность в уровне зрелости различных личностных сфер, неполная адаптивность в микросоциальных процессах, трудности саморегу­ляции своих состояний, чувств, поведения и др.

По мнению Н. Р. Битяновой (1995), ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Са­моразвитие — это скорее непрерывный процесс, чем цель, кото­рую необходимо достичь.

Так, Олпорт (1937) полагал, что созревание человека — это не­прерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъ-

ектов функционально автономно и мотивированно осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимуществен­но направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Таким образом, какие бы критерии зрелой личности не пред­лагались, во всех проступает мысль о действующей личности, ста­вящей новые задачи, стремящейся к различным целям, — словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее жизненного пути.

Исходя из положения о том, что личность воспитывается лич­ностью, можно предположить, что личностная зрелость родителей является важнейшим фактором семейного воспитания.

В статье «О становлении личности» К. Г. Юнг великолепно иллюстрируют необходимость развития личности самих родите­лей: «Беспрестанно твердят о том, что из ребенка надо воспитать личность. Разумеется, я преклоняюсь перед этим высоким воспи­тательным идеалом. Однако кто призван воспитывать личность? В первую очередь, и, прежде всего, это самые обыкновенные не­компетентные родители, которые очень часто сами на протяже­нии половины или даже всей жизни остаются во многом детьми.... Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.... Никто не в состоянии воспитать лич­ность, если он сам не является личностью. Личность — результат высшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивиду­ально сущего и максимально успешного приспособления к обще­значимому при величайшей свободе выбора» [198, с. 129].

Можно привести примеры многочисленных исследований, косвенно подтверждающих данное утверждение. Например, Дж. Гэбриэл (1969), опираясь на исследования Болдуина и Шефе-ра, делает вывод о том, что в некотором отношении личность де­тей — это отражение личности родителей.

М. Земска (1986) утверждает, что личность родителя и их пози­ции оказывают огромное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или дру­гих значимых в его жизни личностей, так называемую модель, не только подражает их простым действиям, но и перенимает общие тенденции их поведения.

Стиль семейного воспитания определяется личностными ка­чествами отцов и матерей, их представлениями о жизни и явля­ется своего рода реализацией личности родителя (Т. В. Лодкина, Е. Л. Тихомирова, 2003).

Родитель с теми или иными личностными особенностями ре­ализует определенный стиль семейного воспитания. Например, у мам-экстравертов меньше выражена неразвитость родительских чувств, возможно, это связано с тем, что такой маме свойствен­на активная самореализация, которая предполагает, в том числе и стремление реализовать себя в ребенке, она прививает ему само­стоятельность, поддерживает инициативу и в конечном счете спо­собствует активной самореализации своего ребенка. В семье таких матерей меньше выражена воспитательная конфронтация по по­воду воспитания ребенка. Интровертированная мама, погружен­ная только в свой внутренний мир, склонная к мечтам и фантази­ям, не замечает, что ее ребенок взрослеет, культивирует в нем дет­ские качества, инфантилизирует его. У нее много своих личност­ных проблем, которые она решает за счет ребенка. Ригидная мама, с «жесткостью» установок в воспитании ребенка требовательна, она не может или не хочет идти на компромисс с ребенком, чтобы установить уровень требований, не задевающий и учитывающий права и достоинства ребенка, играет роль «морализатора» в вос­питании, устанавливая, что ребенок должен или не должен делать. Агрессивная мама, которой свойственна негибкость в общении, агрессивная манера самоутверждения вопреки интересам окружа­ющих, вплоть до явных высказываний или действий, чаще выно­сит конфликт между супругами в отношения с ребенком, в семье часто наблюдается воспитательная конфронтация. Она склонна оставлять ребенка на периферии внимания, за него «берутся» вре­мя от в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: