Основные цехи заводов железобетонных изделий размещают преимущественно в типовых унифицированных пролетах производственного здания. Длина пролета определяется обычно из условия размещения технологического оборудования и необходимости устройства различных площадок для складирования вспомогательных материалов и ремонта оборудования. При выборе высоты цеха учитывают возможность извлечения изделий из кассет и других вертикальных форм, а также расстояние от верха транспортных эстакад до низа кабины мостового крана. В каждом из пролетов цеха обычно размещают одну или две технологические линии по производству железобетонных изделий. В формовочном цехе завода оборудуют также площадки для складирования арматурных изделий и закладных деталей, отделочных материалов и утеплителя, резервных форм и оснастки, текущего ремонта, оснащают стенд для испытания готовых изделий.
Выбор технологии изготовления железобетонных изделий определяется формой изделий, их массой и размерами, а также видом и классом (маркой) бетона и их армированием. Существуют различные методы производства железобетонных изделий.
Однако, несмотря на различие в способах, в состав практически любой технологической линии входят формировочный агрегат, машина или оборудование для уплотнения бетонной смеси, камера тепловлажностной обработки, посты распалубки, отделки и доводки изделий, чистки и смазки форм, армирования, склады полуфабрикатов и отделочных материалов, площадки для ремонта форм и другие посты. Технологические линии могут также оснащаться распалубочными машинами и оборудованием для раскрытия бортов форм, оборудованием для чистки форм, отделочными, шлифовальными и моечными машинами.
При решении компоновки главного корпуса завода нужно выполнять следующие основные требования: соблюдать поточность изготовления изделий, непрерывность производственного процесса и последовательность выполнения рабочих операций; исключать встречные и пересекающиеся технологические потоки при изготовлении изделий; обеспечивать минимальные капитальные затраты, идущие на изготовление изделий, и удобство работы на технологических линиях. Внутрицеховой транспорт должен обеспечивать своевременную доставку на промежуточные склады арматурных изделий и закладных деталей, бетонной смеси, различных вспомогательных и отделочных материалов, используемых в технологическом процессе.
Арматурный цех завода располагают обычно в продольном пролете, идущем параллельно пролетам формовочного цеха, или в поперечном пролете с торца формовочного цеха и в соответствии с санитарными нормами отделяют от главного цеха стеной (рис. 1).
Рис. 1. Компоновочные схемы главных производственных корпусов заводов железобетонных изделий:
А - завод железобетонных изделий крупнопанельного домостроения производительностью 140 тыс.м2 полезной площади в год; Б - завод железобетонных изделий производительностью 100 тыс.м3 в год; В — завод железобетонных конструкций для промышленного строительства производительностью 100 тыс.м3 в год; Г- завод железобетонных изделий для сельскохозяйственного строительства производительностью 68 тыс.м3 в год; 1 - формовочный цех; 2 - арматурный цех; 3 - бетоносмесительный цех
Бетоносмесительный цех может располагаться у торца формовочного цеха, у середины и непосредственно над ним, когда бетонная смесь под действием собственной массы и ленточных конвейеров поступает непосредственно в бетоноукладчики формовочных постов.
На компоновку оборудования формовочных цехов завода оказывают существенное влияние место расположения бетоносмесительного цеха и способ доставки бетонной смеси к постам формования. Бетонная смесь из бетоносмесительного цеха может подаваться в формовочные пролеты по рельсовым путям с помощью самоходных бадей, ленточных конвейеров или самоходных бетоно раздатчиков.
При стендовом способе производства стенды обычно располагают в пролете в две или несколько полос. Арматурные изделия и закладные детали для изделий складывают в непосредственной близости от стендов. Бетонная смесь, которая доставляется из бетоносмесительного цеха по бетоновозной эстакаде, расположенной в торце пролета, перегружается сначала в самоходные бадьи для транспорта ее вдоль цеха, а затем поступает в бетонораздатчик, обслуживающий стенд, или непосредственно доставляется к стенду с помощью самоходного бетонораздатчика.
Производство железобетонных изделий по агрегатно-поточной технологии связано с большой загруженностью мостовых кранов цеха, так как вдоль всех технологических постов формы с будущими изделиями транспортируются мостовым краном. При проектировании этой технологии следует рационально спланировать работу внутрицехового транспорта и исключить встречные и пересекающиеся технологические потоки.
При конвейерном способе производства железобетонных изделий в пролете цеха по ширине обычно размещают два конвейера, которые могут иметь два или три яруса по высоте. На верхнем ярусе конвейера, расположенном в уровне пола цеха, размещают различные технологические посты, а также камеру предварительной тепловой обработки. В нижних ярусах конвейера размещают щелевую камеру тепловлажностной обработки изделий.
Арматурные изделия поступают из арматурного цеха в формовочный с помощью самоходной тележки и затем транспортируются к месту складирования мостовым краном. Бетонная и растворная смеси доставляются из бетоносмесительного цеха, расположенного в торце пролета, поочередно с помощью ленточного конвейера и поступают в бункера-накопители для бетона и раствора. Из них смесь выдается в бетоно- и раствороукладчик формовочного поста конвейера. Для вывоза готовых изделий на склад в цехах используют самоходные тележки СМЖ-216А и СМЖ-151 грузоподъемностью соответственно 10 и 20 т. Для вывоза длинномерных изделий применяют тележку с прицепом СМЖ-154. При компоновке формовочных цехов необходимо рационально размещать санитарно-техническое оборудование, оборудование электроснабжения и автоматики, санузлы. Вентиляционное оборудование обычно размещают в цехе на сантехнической площадке, которую оборудуют в торце формовочного цеха. Площадка с вентиляционным оборудованием может быть устроена над бетоновозной эстакадой. Иногда вентиляционное оборудование размещают непосредственно на полу цеха. Для расположения транспортных подстанций используют площади под бетоновозной эстакадой. Санитарные узлы располагают обычно в торцах формовочных пролетов. Решение компоновки главного корпуса завода должно предусматривать возможность реконструкции производственных цехов и дальнейшего расширения завода, которая обычно осуществляется пристройкой дополнительных пролетов к существующему производственному зданию, либо строительством отдельно стоящих формовочных цехов с вновь возводимыми бетоносмесительными цехами.
Литература: 1осн. [46-57], доп. 1
Контрольные вопросы:
1. Предпосылки механизации.
2. Предпосылки автоматизации.
3. Техническая эффективность внедрения средств автоматизации и механизации.
4. Экономическая эффективность внедрения средств автоматизации и механизации.
5. Контроль качества изделий.