Общая характеристика представлений о родительстве




Представление о родительстве - наглядный образ явления ро-дительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и дета­лизированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщеное и схематизированное.

По своей сути представление о родительстве является фанта­зией, так как явления родительства в реальности еще не существу­ет, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с про­цессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирова­ние воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

В юношеских мечтах формируется образ желаемого родитель­ства. У некоторых молодых людей этот образ возникает в контра­сте с воспоминаниями о своем «тяжелом» детстве. У других, на­оборот, на основе положительного примера своих родителей. Они помнят много приятных моментов из своего детства и оценивают его как самый счастливый период в своей жизни. Следовательно, они желают для своих детей такого же детства. У третьих - этот об­раз возникает преимущественно под влиянием социокультурных образцов. В любом случае мечты влияют в целостное представле­ние о родительстве и являются мощным мотивирующим факто­ром. Можно рассмотреть представления об идеальном родителе на трех уровнях:

1) уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе;

2) уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном родителе;

3) индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном родителе.

Идеал отца и матери — составная часть идеала мужчины и жен­щины соответственно. Кроме этого, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей.

За счет того, что мамы проводят с детьми больше времени, чем отцы, и в большей степени занимаются воспитанием ребен­ка, у общества возникает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответ­ственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной.

Идеал отца может быть очень противоречивым, включающим полярные качества. Часть представлений связана с традиционно инструментальной ролью отца-мужчины, часть - с серьезными изменениями социальных стереотипов.

В целом в обществе бытуют следующие представления об иде­альном отце: успешный, обеспечивающий материальное благо­состояние семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоцио­нальный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня весьма распространен стереотип о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпе­тентности.

Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обла­дают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и ма­тери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. Большинство иссле­дователей полагают, что ребенку для успешной социализации не­обходимы два родителя при доминирующей роли матери.

Идеал матери у женщины из неполной семьи заимствуется из идеала матери и отца и будет противоречивым или гармонич­ным в зависимости от сочетания и степени выраженности качеств. Возможен «перекос идеала» в сторону преобладания «мужских качеств», так как часто одинокие матери считают, что не могут заменить ребенку отца или проявляют излишнюю мягкость и не справляются с воспитанием там, где бы справился мужчина.

Идеалом матери у женщин из неполной семьи, скорее всего, бу­дет более успешная в глазах ребенка, обеспечивающая материаль­но на высоком уровне, имеющая авторитет и уважение ребенка, властная, строгая, независимая, малоэмоциональная, сотруднича­ющая и зависимая; чем идеал матери у женщин, воспитывающих ребенка в полной семье. Образ включает противоположности или дополнения - независимая (внешне сильная) и зависимая (обра­зующая симбиоз, получающая от ребенка поддержку).

Если первый ребенок выступает для родителей полем для «экс­периментов», для поиска себя как родителя, то при воспитании второго ребенка они чувствуют себя более уверенно, используют имеющийся опыт воспитания и стараются учитывать и исправлять те ошибки, которые они допустили с первым ребенком. Родители второго ребенка имеют более сформированные представления о себе как о родителе, развитую родительскую сферу: родительские чувства, знания, умения и навыки по уходу, воспитанию и обще­нию с ребенком, опыт, широкий «репертуар» внутриродительской роли.

Люди, воспитывающие второго ребенка, имеют другие пред­ставления об идеальном родителе, чем они же при воспитании первого ребенка. С одной стороны, кажется, что данные представ­ления должны стать более реалистичными, так как при рождении первого ребенка человек имеет лишь иллюзорные представления о том, что такое родитель. С другой стороны, появившийся после первого ребенка некоторый негативный или неприятный опыт может деформировать прежний более гармоничный образ идеаль­ного родителя.

Таким образом, при сравнении представлений одних и тех же людей, воспитывающих сначала одного, потом второго ребенка, следует рассчитывать на значимые различия между ними. Что ка­сается различий между двумя группами людей (с одним ребенком, с двумя детьми) мы вряд ли найдем различия: для одних, скорее всего, будет характерен большой разброс в том, каким должен быть идеальный родитель.

Следуя за утверждением Е. А. Климова, о том, что про­фессионалам разного типа свойственен различный образ мира и, возможно, различный идеал человека, мы предполагаем наличие у

людей разных типов профессии отличные друг от друга представ­лений об идеальном родителе.

Считается, что чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества. Можно предположить, что люди с высшим образованием будут иметь более андрогинный и более разнообразный идеал родителя, чем люди со средним обра­зованием, которые будут стремиться к традиционным идеалам.

Точка зрения ребенка на психологический климат в семье яв­ляется отражением его родителей, их отношения к нему. Дети из семей с более благоприятным климатом будут иметь идеал роди­теля как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного, чем их сверстники из семей с менее благоприятным климатом.

Вероятно, человек с тем или иным стилем взаимодействия (ко­операции или конкуренции) в образе идеального родителя будет стремиться избегать своих недостатков, но в то же время тип иде­ального родителя будет сходен с реальным типом межличностного взаимодейстивия родителя, причем представления об идеальном родителе будут сильнее отличаться между типами, чем внутри дан­ных групп.

Семейно-обусловленное состояние — состояние человека, об­условленное взаимодействием человека с семьей, нахождением дома. То, как ощущает себя человек дома, в своей семье, может оказывать влияние на представление родителя о себе самом и на образ идеального родителя. Если человек неудовлетворен обста­новкой в семье, отношениями с супругом(ой) или детьми, трево­жен, напряжен, то, возможно, его идеал родителя станет более со­трудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессив­ным и властным.

В результате проведенного исследования с помощью проек­тивной методики «Родительское сочинение» О. А. Карабановой, модифицированной методики Т. Лири («Я-реальный» и «Я-иде-альный» родитель), авторской методики «Представления об иде­альном родителе» были выявлены следующие представления об идеальном родителе.

Идеальный родитель — уверенный в себе, может быть хорошим организатором, не отличается ранимостью и впечатлительнос­тью, не имеет навязчивых страхов, умеет подавлять сопротивле-

ние, расположен к сотрудничеству с детьми и умеет устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, в меру зависимый от детей, не всегда умеет открыто выразить свои чувства, неагрессивен по отношению к детям, гиб­кий при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремится помогать детям и стать другом, заслужить внимание и любовь, до­рожит своими отношениями с детьми, добрый, мягкий, проявляет сострадание, ласку, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.

В целом усредненный образ идеального родителя можно оха­рактеризовать как более или менее гармоничный за исключением того, что он некритичен к детям, излишне доверчив, нереалисти­чен в суждениях и поступках по отношению к детям.

Идеальный родитель сочетает в себе как неконформные тен­денции, независимость мнений, активность, так и полярные свойства — конформные тенденции, зависимость и пассивность (табл. 4).


Проведенные исследования выявили следующие особенности в представлениях об идеальном родителе.

На макроуровне

• В целом испытуемые представляют себе позитивный образ идеального родителя.

• В представлениях о родительстве примерно в равной степени выражены когнитивный, эмоциональный и поведенческий ком­поненты. В аспекте чувств представления об идеальном родителе более реалистичны и позитивны, чем в плане знаний и мыслей.

• Испытуемые более единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, чем в представлениях, что он думает.

• Идеальный родитель, по мнению людей, воспитывающих ребенка в полной семье, более агрессивный, застенчивый, зависи­мый, сотрудничающий и альтруистичный по сравнению с идеалом родителя людей, воспитывающих ребенка в неполной семье.

• Люди, воспитывающие одного ребенка, представляют себе идеального родителя более авторитарным, недоверчиво-скептиче­ским и зависимым, чем люди, воспитывающие двух детей.

• Люди типа «человек - знак» представляют себе идеального родителя менее застенчиво-покорным и зависимым, чем люди «человек — техника»; менее независимо-доминирующим и недо­верчиво-скептическим, чем люди «человек - человек».

• Люди со средним образованием представляют себе идеально­го родителя более властно-лидирующим, независимо-доминирую­щим и застенчиво-покорным, чем люди с высшим образованием.

На микроуровне

• Люди из семей с неблагоприятным психологическим кли­матом представляют себе идеального родителя более альтруистич­ным, чем люди из семей с очень неблагоприятным климатом; люди из семей с умеренно благоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более сотрудничающим и альтруистичным, чем люди с очень неблагоприятным психологи­ческим климатом.

• Люди с независимо-доминирующим типом межличностных отношений представляют идеального родителя как зависимого.

• При увеличении общей неудовлетворенности семьей умень­шается недоверчивость и скептицизм в образе идеального родите­ля.

На индивидуальном уровне

Люди властно-лидирующего типа представляют себе идеаль­ного родителя более независимо-доминирующим и сотрудничаю­щим, чем люди альтруистического типа и более сотрудничающим, чем люди прямолинейно-агрессивного и зависимого типа, а также более независимым, чем люди застенчивого типа;

• Люди прямолинейно-агрессивного типа представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим,1 независимо-доминирующим, более прямолинейно-агрессивным, зависимым, сотрудничающим и альтруистичным, чем люди застенчиво-по­корного типа и более сотрудничающим, чем люди альтруистичного типа.

Идеальный родитель в представлениях сельских жителей должен быть советчиком и наставником для ребенка, уверенным в себе и независимым человеком, настойчивым в достижении цели. В то же время он отличается скромностью, нуждается в сотрудничестве с окружающими, стремится к нему сам и готов помогать и сопере­живать детям. Образ «сельского идеального родителя» более демо­кратичен.

Идеальный родитель в представлениях городских жителей ха­рактеризуется как настаивающий на своем, доминирующий, бес­компромиссный, берущий ответственность на себя, требующий доверия к себе, гиперсоциализированный, стремящийся к сотруд­ничеству с социумом. Образ «городского идеального родителя» более авторитарен.



Представление об образе идеального родителя сельских муж­чин и женщин отличаются практически по всем параметрам. Ана­лиз среднего арифметического, стандартного отклонения и раз­броса данных, а также сравнение этих показателей, позволили сделать заключение, что реальный тип межличностных отноше­ний схож с идеальным как у мужчин, так и у женщин (табл. 5 — 6).


Идеальный родитель в представлениях мужчин более власт­ный, доминирующий, настойчивый и реалистичный, склонный полагаться только на свои силы и возможности, более уверенный в себе, с более развитым чувством ответственности по отношению к своим детям.

 
 

Идеальный родитель в представлениях женщин более искрен­ний, сочувствующий и сопереживающий, советующий и опекаю­щий. Однако между идеалом и реальной практикой родительства как в городских, так и сельских семьях существуют расхождения (табл. 7 - 10).

Особенно существенны различия между реальным и жела­емым показателям, характеризующим 3, 7, 8 октанты по тесту Т. Лири. Это означает, что реальные сельские родители отличаются от своих идеалов по уровню гиперсоциализированности, сотруд­ничества, конформизма, настойчивости в достижении целей.

Сельские матери, недовольные эффективностьюродительства, часто не достигают родительских целей, они больше нуждаются в помощи при реализации своих родительских функций, а сельские

отцы более реалистичны, скромны, гиперсоциализированы, чем их идеальные прототипы. В результате исследования было также установлено, что в ответах городских и сельских жителей (мужчин и женщин), примерно в равной степени выражены когнитивный и эмоциональный компоненты, при этом наблюдается незначитель­ное преобладание эмоционального компонента над когнитивным. Из этого был сделан вывод: испытуемые представляют образ иде­ального родителя — знающего, чувствующего и делающего; в пла­не чувств представления об идеальном образе родителя более по­зитивны и реалистичны по сравнению с тем, что идеальный роди­тель знает и думает. Прослеживается тенденция сходных представ­лений представителей обоих полов о том, что чувствует и делает идеальный родитель. И несколько проблематично представление мужчин и женщин о том, что он думает (табл. 11-13).



При проведении сравнительного анализа восприятия роди-тельства городскими и сельскими жителями, было выявлено, что и сельская, и городская семья в числе родительских приоритетов называют: любовь к ребенку, нормативность семейного воспита­ния, родительскую ответственность и терпеливость. Сельские и городские родители полагают, что важными условиями эффектив­ного родительства являются любовь и понимание детей, внима­ние к ребенку, хорошие детско—родительские взаимоотношения и родительская поддержка. Различия наблюдаются во взглядах родителей на родительский авторитет, использование наказаний. Сельские родители менее требовательны к себе и своим детям, чем городские (табл. 14).


В представлениях образа идеального родителя среди сельских и городских жителей обнаружены тендерные различия.

В представлениях сельских мужчин, идеальный родитель вы­ступает фигурой более авторитарной, стремящейся к большей строгости в воспитании детей, большое значение придающей ма­териальной обеспеченности и защищенности своей семьи. Сель­ские женщины представляют идеального родителя следующим образом: более внимательный, заботливый, уделяющий много времени своим детям, придающий большое значение воспитанию детей.

Городские мужчины представляют образ идеального родителя более властным, авторитарным и агрессивным, придают большее значение строгости воспитания. Женщины в городе считают, что идеальный родитель должен быть более мягким, добросердечным, альтруистичным, уделять много времени и внимания своему ре­бенку, придавать больше значение не строгости, а правильности воспитания (табл. 15).

Представления молодежи о родительстве в первую очередь свя­заны с чувством ответственности, любви и заботы (в исследовании приняли участие студенты трех возрастных подгрупп (младшая, средняя и старшая) от 17 до 22 лет). Одновременно с этим моло­дые люди предполагают столкнуться с различными трудностями в процессе воспитания детей. Они полагают, что им понадобится терпение и воля, понимание, доверие и принятие. В тоже время родительство, в представлении многих, принесет радость, счастье и удовлетворенность.

В изучении представлений молодежи о родительстве нас так­же интересовали выделяемые приоритеты семейного воспитания и трудности предстоящего родительства.


На основе анализа результатов методики «Незаконченное предложение» были сделаны следующие выводы:

• самое важное для родителей:

— быть строгим, но справедливым (73 %);

быть любящим (71 %);

— понимать своего ребенка (63 %);

быть внимательным к своему ребенку (58 %);

— уделять время своему ребенку (42 %);

• самое важное для детей:

— чтобы родители их понимали (87 %);

— уделяли им больше времени и внимания (77 %);

— чтобы между родителями (матерью и отцом) были хорошие взаимоотношения (54%);

— чтобы их любили (47%);

• в отношениях с детьми родителям нельзя:

— наказывать, бить ребенка (89 %);

— давить на ребенка (56 %);

— срываться на детях (44%);

— во всем потакать детям (38%);

— разрушать семью (35 %).

Отвечая на предложенные вопросы, студенты не выделяют такую важную проблему, как умение правильно воспитывать де­тей, педагогическую и психологическую готовность к родитель-ству. В ответах в основном отмечается только то, какими родители должны быть по отношению к детям. В них нет упоминания о том, какие личностные качества необходимо развивать в себе, как ра­ботать над собой, нужно ли вообще работать над собой, для того чтобы стать хорошим родителем. Это отражает узость представле­ний молодежи о родительстве, недостаточную психологическую готовность к нему.

Анализ результатов методики «Незаконченное предложение» показал, что молодые люди, принявшие участие в исследовании, слабо дифференцируют представления о родительстве вообще и представление о своем будущем родительстве. Оказалось, что для испытуемых роль абстрактного родителя и роль себя в роли роди­теля представляются практически тождественными.

Результаты использования двух вариантов методики Т. Лири позволяют отметить следующее: «Я-реальное» (по оценкам моло­дых людей) отличается от «Я» в роли родителя: значения по пер­вому октанту в среднем увеличиваются на 3,6 балла, по третьему

- увеличиваются на 1,9, по четвертому октанту значения умень­шаются на 2,6, по пятому - уменьшаются на 1,3, по восьмому

- увеличиваются на 3,0 балла. Это означает, что молодые люди представляют себя в роли родителя более доминирующими, власт­ными, авторитетными, требовательными, строгими, альтруистич­ными и менее подозрительными, критичными, сомневающимися, подчиняющимися и покорными. Подробнее данная информация представлена в табл. 16.


Молодые люди с 17 до 22 лет считают, что родительство — это как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени, и считают, что необходимо быть готовым к нему. Они полагают, что им понадобятся такие качества, как терпение, воля, понимание, доверие и доброта. По их мнению, придется много заботиться о своих детях, испытывать финансовые затруднения и обеспечивать им хорошее будущее. Представители данной воз­растной группы считают, что родительство потребует от них про­явления любви, но и они в, свою очередь, будут получать ее от сво- \ их детей. В роли отца и матери молодые люди должны быть стро-

гими, но справедливыми, более авторитарными, агрессивными, альтруистичными и менее скептистичными и подчиняющимися. Хорошие отношения между родителями в семье по представлению молодых людей, также необходимы.

В результате исследования представлений молодежи о роди-тельстве мы можем выделить два обобщенных типа представлений о родительстве:

1) как трудном, сложном, тяжелом и требующем больших за­трат сил, энергии, времени и финансов;

2) как приносящем радость, счастье, удовольствие и вызыва­ющим интерес.

Разница в представлениях о родительстве молодежи разного возраста заключается в различной оценке значимости некоторых характеристик родительства. Старшая молодежь на первое место ставит радость, заботу, трудности и ответственность. Младшая — ответственность, любовь, понимание и заботу.


Представления о родительстве юношей отличается от пред­ставлений о родительстве у девушек. В представлениях последних на первых местах фигурируют любовь, ответственность, внимание и трудности в воспитании детей. Также они говорят о большей альтруистичности родителя по сравнению с неродителем. Юноши предпочтение отдают проблемам обеспечения будущего для ре­бенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета (табл. 17).

 

Исследование влияния личностных особенностей молодежи на представления о родительстве на основе методики «Незаконченное предложение» и двух вариантов методики Т. Лири позволило выде­лить три группы молодежи.

1. Молодые люди, которые оценивают родительство как процесс трудный и тяжелый (требует больших затрат времени и сил, связан с финансовыми проблемами и эмоциональным напряжением).

2. Вторая выборка составлялась из тех, кто оценивает родитель­ство как приносящее радость и счастье (связано с переживанием по­ложительных эмоций, вызывает интерес, дает ощущение счастья и смысла жизни).

3. Третья выборка включала молодых людей, у которых выра­женность властно-лидирующего, непосредственного и альтруист-ского стилей межличностных отношений в «Я-реальном» достаточ­но сильно отличается от этих же стилей в «Я-родительском». Эти люди представляют, что в будущем родительство потребует от них изменений, указанных выше стилей межличностных отношений.

Следующей исследовательской задачей было соотнесение типов представлений о родительстве с личностными характеристиками студентов:

— гармоничность образа жиз­ни;

— гармоничность базовых стремлений;

— гармоничность жизненных предназначений;

— экстраверсия;

— интроверсия;

— доверие здравому смыслу;

— доверие интуиции;

— руководство логикой;

— руководство эмоциями;

— рассудительность;

— импульсивность;

— властно-лидирующий стиль межличностных отношений;

— независимо-доминирующий стиль межличностных отноше­ний;

— непосредственно-агрессив­ный стиль межличностных от­ношений;

— скептический стиль межлич­ностных отношений;

— застенчиво-покорный стиль межличностных отношений;

— зависимый стиль межлич­ностных отношений;

— сотрудничающий стиль меж­личностных отношений;

— альтруистичный стиль меж- личностных отношений.

Опираясь на результаты факторного анализа, можно заклю­чить, что молодые люди, которые представляют родительство как сложный процесс, обладают следующими качествами (табл. 18):

— способны реально планировать свое будущее (на основе того, что они имеют гармоничный набор жизненных предназначе­ний, склонны намечать промежуточные цели, планировать, при­нимать решения, основывать свои взгляды на реальности, дове­рять здравому смыслу, сомневаться и не доверять окружающим);

— склонны к разумному лидерству, так как проявляют власт­но—лидирующий и непосредственный стиль в межличностных отношениях, открыты для общения с людьми и стремятся к меж­личностному взаимодействию, в своем поведении опираются на логику;

— ранимы, так как их образ жизни негармоничен, в своей жиз­ни они руководствуются эмоциями, предпочитают «думать серд­цем», проявляют застенчиво-покорный стиль в межличностных отношениях.


Таким образом, для молодых людей, представляющих роди-тельство как трудное и тяжелое, характерны четыре общих факто­ра: реальное планирование, разумное лидерство, социабильность и ранимость.

Рассмотрим результаты факторного анализа в выборке моло­дых людей, представляющих родительство как приносящее ра­дость и счастье(табл. 19).

Опираясь на результаты факторного анализа, можно утверж­дать, что молодые люди, которые представляют родительство как приносящее радость и счастье, обладают следующими качества­ми:

— склонностью к коллективизму (поскольку у них выражена экстраверсия, они проявляют сотрудничающий стиль в межлич­ностных отношениях, не стремятся лидировать и в отношениях опираются на эмоции);

— упрямством (так как эти люди импульсивны, склонны пред­чувствовать и доверять интуиции, стремятся к независимости и самостоятельности и негармоничны в своих стремлениях).

Молодые люди, представляющие родительство как принося­щее радость и счастье, характеризуются такими общими качества­ми: коллективизмом, упрямством, альтруизмом, непоследователь­ностью мыслей и поведения.

Рассмотрим результаты факторного анализа выборки моло­дых людей, представляющих, что в будущем родительство потре­бует от них изменений в стилях межличностных отношений. Та­ким образом, социабильны (так как проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях, их стремления не противо­речат друг другу, и они во взаимоотношениях опираются на инту­ицию) (табл. 20).

Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем ска­зать, что молодые люди, которые представляют, что в будущем ро-дительство потребует от них изменений в стилях межличностных отношений, обладают следующими качествами:

— альтруизм (так как у них выражен альтруистический стиль в межличностных отношениях и гармоничность внутриличностных факторов осуществления жизненных предназначений);

— непоследовательность мыслей и поведения (так как эти люди не опираются на логику, импульсивны, проявляют скепти­ческий стиль в межличностных отношениях и у них сформирован негармоничный образ жизни);

— доминирование (так как они проявляют властно-лидирую­щий и непосредственно-агрессивный стиль в межличностных от­ношениях, экстравертированы и импульсивны);

— исполнительность (так как они проявляют застенчиво-по­корный и альтруистический стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на чувства и эмоции);

— наивность (доверчивость) (так как они в межличностных от­ношениях проявляют доверие и склонны принимать все, что им говорят, руководствуются эмоциями и несклонны к рассудитель­ности);

— негармоничность (так как им не свойственен гармоничный образ жизни, и их базовые стремления также не гармоничны);

— социальное прогнозирование (так как они проявляют со­трудничающий стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на интуицию).

Эти молодые люди характеризуются пятью общими факто­рами: доминирование, исполнительность, наивность (доверчи­вость), негармоничность и социальное прогнозирование.

Итак, молодые люди представляют родительство как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовым к нему. Работа по изменению и кор­ректировке существующих представлений об идеальном родителе должна строиться на осознании общественных стереотипов идеаль­ного отца и матери и трудностей родительства, мешающих получить удовлетворение родительскими функциями.

Так как не обнаружено существенных расхождений между типом межличностных отношений родителя и типом межличностных от­ношений в образе идеального родителя, можно предположить, что эти типы находятся в некоей взаимосвязи. Следовательно, работа по коррекции идеального образа может вестись через изменение реаль­ного доминирующего типа межличностных отношений и, наоборот, изменение реального типа может идти через коррекцию образа иде­ального родителя.

Зная зависимость представлений о родительстве от конкретных особенностей личности, можно корректировать и формировать поло­жительный образ родительства, работая с этими особенностями.

Работу с людьми, имеющими одного и двух детей, как и работу с родителями, воспитывающими ребенка в полной и неполной семье, с людьми разного уровня образования, с различным типом межлич­ностных отношений рекомендуется проводить по-разному, подбирая для данных групп свои методы.

Изменение в образе идеального родителя может вестись через решение проблемы семейной удовлетворенности. Помогая человеку стать более удовлетворенным в семье, мы сможем изменить образ идеала. И наоборот, меняя идеал, мы поможем человеку получать больше удовлетворения от семьи.

Работать над изменением образа идеального родителя можно через налаживание отношений родителя с ребеннком, изменение психологического климата в семье с точки зрения ребенка.

Необходимо повышать у родителей уровень развития когнитив­ного компонента, т. е. уровень знаний о родительских функциях, уро­вень осознания родителями родственной связи с детьми, осознание себя как родителя, осознание образа об идеальном родителе, осозна­ние реального и идеального образа супруга(и) как родителя общего Ребенка, осознание реального и идеального образа ребенка.

3.2. Психологическая готовность к материнству

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позд­него материнства и материнста несовершеннолетних (С. О. Ка-шапова, 1999); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими анома­лиями матерей (А. И. Захаров, 1995; Г. В. Скобло, А. А. Северный, 1995; Г. В. Козловская, 1995 и др.); в филогенетическом аспекте (Г. Г. Филиппова, 1995 — 1999). Исследуются значимые личност­ные характеристики будущей матери, разрабатываются методы, выявляющие отношение родителей к неродившемуся ребенку (Н. В. Боровикова, С. А. Федоренко, 1999), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (С. Н. Копыл, Л. Л. Баз, 1994; В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, 1995).

В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, пред­ставленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (Ю. И. Шмурак).

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готов­ность к материнству рассматривается как специфическое лич­ностное образование, стержневой образующей которого является субъект — субъектная ориентация в отношении к еще неродивше­муся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых био­логических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет ин­стинктивную основу, а с другой — выступает как особое личност­ное образование.

Основными составляющими структуры психологической го- | товности к материнству являются:

• особенности коммуникативного опыта, полученного в дет­стве;

• переживания женщиной беременности, в том числе отно­шение к еще неродившемуся ребенку;

• ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем. О характере раннего коммуникативного опыта, полученного

будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить

по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминани­ях о себе, своих привязанностях, родителях, их стиле воспитания. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «доч­ки-матери», о характере которого можно судить по воспоминани­ям о любимых игрушках, по наличию предпочтения к детям того или иного возраста.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере пере­живания женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему мысленной или вербальной адресованное™, стремлении интер­претировать движения плода как акты общения.

Установки женщины на стратегию воспитания также свиде­тельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, будет ли следовать строгому режиму, предлагать соску, т. е. ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руковод­ствоваться собственными представлениями о необходимом ему.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были вы­делены три уровня психологической готовности к материнству:

Низким уровнем готовности к материнству (23 % от всей вы­борки) чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Матери скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ребенком, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонниками «строгого» воспитания. Также мамы чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

Высокий уровень наблюдался у 27 % испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, ра­довались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание по­ложительных ощущений и переживаний в период беременности,

охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отно­шения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими—либо действиями). Ори­ентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по по­требности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.

Средний уровень соста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: