Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка




Развитие систем пренатального воспитания. Вопрос о том, яв­ляется ли вынашивание ребенка воспитанием, т. е. происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в обще­ство, решался практически по-разному.

Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государствен­ным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нрав­ственным критериям: те, кто не проходил испытания, получал за­прет на вступление в брак.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод законов для мате­рей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где буду­щие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана система эмбрионального воспитания «Тайкье». Индийская традиция Чарака Самхита при­меняла нблюдения за развитием плода в течение 3 и 4 месяца, а начиная с 7-го — ежемесячно.

В дореволюционной России, особенно в северных регионах (Вологодская, Новгородская губернии), существовал свод пра­вил и примет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла акушерка—повитуха или монахиня. Содержание прена­тального воспитания состояло в передаче способов для саморуко­водства женщины во время беременности и родов, а так же соз­давало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье.

Второй этап —медицинский — начинается в конце XVII в. с от­крытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное вос­питание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его образом рождающе­гося человека как организма, лишенного переживаний. Родовспо­можение стало обязательной практикой, через которую проходи-

ли все женщины. Прочие практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х гг. психоанализ проявил интерес к бе­ременным. Однако лишь небольшое количество беременных име­ли возможность и желание посещать психоаналитические сеансы.

В нашей стране, начиная с 1950-х гг., при каждой женской консультации открывались школы будущей матери, которые пере­давали знания о внутриутробном развитии ребенка. Действитель­ным результатом взаимоотношений женщины с врачом часто яв­лялась передача ответственности медицине, страх перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся лишь как объект манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного со­знания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и пе­реход к общественному воспитанию в детских яслях и садах.

Постепенно с нарастанием в науке интереса к младенчеству возникает кризис медицинского этапа пренатального воспитания. Возрождается нетрадиционная практика, в которой была восста­новлена фигура пренатального наставника, сделан акцент на его индивидуализированную связь с будущей матерью.

Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи Евро­пы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинаталь­ного воспитания, возник новый раздел науки о человеке — пери­натальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начина­ется психическая жизнь плода, каково влияние матери на психи­ку рождающегося человека, как влияет сам процесс беременно-. сти, родов и неонатальный период жизни на психику человека. Основой перинатальной психологии является теория перинаталь­ных матриц. Особенно много для их изучения сделано американ­ским психиатром С. Грофом. По С. Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры, «клише», которые яв­ляются базовыми для многих (если не для всех) психических и фи­зических реакций в течение всей последующей жизни человека.

В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом, является формирование и раз­витие перинатальной, или родительской культуры, которая помо­жет вырастить поколение, относящееся к рождению ребенка как

к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.

Третий этап — альтернативный — начинается с 1962 г. с от­крытием первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее время во всем мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют разветвленные службы «естественно­го деторождения», которые предлагают юридическое, медицин­ское, тренировочное, псхолого-консультативное обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати таких организаций. В Дании, Голландии данная служба является частью официального государственного пренатального сервиса. Суще­ствует Национальная ассоциация пренатального воспитания во Франции, Общество биогенетического здоровья и Мистическая школа сознательного зачатия и беременности в США и др.

Воссоздание пренатальной культуры в России датируется 1982 г., когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рожде­нии в клубе «Здоровая семья». Затем у него появились многочис­ленные последователи. Эти организации, занимаются в числе про­чего пренатальным воспитанием. Кроме того, большое внимание уделяется проработке психологических проблем матери и отца.

Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:

1) подготовка к естественному рождению с целью смягчения критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным техни­кам относятся «лотосовое рождение» — без обрезания пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения, ритм обстановки рождения, максимально приближенный к ритму внутриутробной жизни, и т. п.);

2) развитие способности матери получать информацию о со­стоянии и поведении ребенка во время беременности (при помо­щи техник из арсенала различных духовных практик — через ме­дитации, упражнения, музыку, манипуляции с освещением и т. п. — стимулируется имажинация будущего ребенка);

3) целенаправленное формирование способности матери из­менять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку;

4) создание тесного контакта будущей матери с другими бере­менными и пренатальным наставником.

Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицин­ской академии осуществляла разработку методики подготовки семейных пар к родам с учетом формирования психических пе­ринатальных матриц плода и развития родительской культуры (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е. В. Александрина, А. Е. Миро-шников).

По итогам исследования методы подготовки беременных к ро­дам в женских консультациях были разделены на четыре группы.

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. К сожалению, подобной си­стемой «охвачена» подавляющая часть всех беременных, состоя­щих на учете в женских консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические сры­вы женщин во время родов, высокий процент аномалий сократи­тельной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому укоро­чению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость детей первого года жизни.

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработанная в нашей стране К. К. Платоновым и И. И. Вельвовским и усовершенствованная впоследствии А. П. Ни­колаевым. Она состоит из четырех лекционных занятий, включа­ющих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового пери­ода, о поведении женщины в первом периоде родов, характере ды­хания во время потуг. Данная система, некогда охватывающая до 90 % беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2 — 3 % от общего числа беременных. Повторнорожающие женщины, как правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в насто­ящее время практически потерял свою актуальность в силу устарев­шего методического подхода, не обеспечивает снижения невроти­ческих расстройств у беременных, также, как и в первом варианте приводит к значительным репродуктивным потерям.

3. Комплексная подготовка по программе «Возрожден­ные роды», разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях г. Волгограда в 1995 г. По своей сути она явля­ется улучшенным вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В программе делается акцент на сведения о фи­зиологических механизмах беременности и родов. Занятия сопро­вождаются показом прекрасно изготовленных иллюстраций, на­глядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы). Целью программы является проведение физического и гигиенического тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры, прошедших специальные подготовительные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет неплохие результаты. Однако данная программа, на наш взгляд, имеет один существенный не­достаток — отсутствие должной психологической помощи на уров­не, обеспечивающем формирование родительской культуры.

3. Подготовка семейных пар к появлению у них ребенка, кото­рая предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздоро­вительной.

Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторожде­ния, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания на тема­тических занятиях используются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.

Воспитательная программа предусматривает воспитание чув­ства материнства, родител ьства посредством формирования духов­ной связи между родителями и нерожденным ребенком. Делаются попытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реак­цию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применя­ются методики личностного ориентирования. Кроме того, прово­дится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духов-

ной музыки, посещение церкви, детского сада. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспита­тельная программы предусматривают в первую очередь создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода.

Оздоровительная программа предусматривает оценку состо­яния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и соб­ственно оздоровительные мероприятия. С этой целью исполь­зуются компьютерная психодиагностическая система на основе ММР1, акупунктурная диагностика. Проводятся занятия по оздо­ровительной гимнастике с элементами массажа в гимнастическом зале и в бассейне с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений. По окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до родов. По объему часов каждый раз­дел занимает примерно равное количество времени.

Предварительные результаты свидетельствуют о том, что фи­зическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку по данной программе имеет тенденцию к опережению. Она позволяет обеспечить устойчивое психоэмоци­ональное состояние женщин, повысить частоту мягких и сладост­ных родов, улучшить качественные показатели службы родовспо­можения.

Итак, одной из важных задач в работе с семьей является фор­мирование и развитие перинатальной культуры, или культуры ро­дительской (в самом широком смысле этого слова), которая помо­жет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вме­шательства.

Влияние внутриутробного воспитания на ребенка. Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофи­рованных нейронов. Была выдвинута гипотеза, о том, что эти ней­роны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны, существо-

вала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уро­вень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, затем в США возникли идеи о целесообразности воспитательного про­цесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

Пренатальная педагогика делает свои первые шаги, заявляя о себе как самостоятельной области знаний. Существует множество различных программ образования нерожденного ребенка. Многие из них включают различные виды релаксаций, звуковую и цвето­вую терапии, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковремен­ное помещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рожде­ния: например, музыкальные ритмические упражнения «Панэв-ритмия». Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые по утверж­дению изобретателей, дают возможность рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интел­лектуального развития.

До последнего времени в странах Северной Европы часто можно было наблюдать беременных женщин, подолгу сидящих на ступеньках своего дома и поющих народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и рит­мические действия с беременными.

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную ме­тодику «Пренатальный университет», которая включает тактиль­ное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяю­щимися односложными словами. По его рекомендации беремен­ные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10 — 20 мин, начиная с середины беременности до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брэнт Логан в течение девяти лет занимается исследованием воз­действия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции, сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, под который подстраи-

вает свою деятельность мозг. Для того чтобы дать мозгу дополни­тельную информацию, он предлагает беременным женщинам про­слушивать набор из шестнадцати кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

В середине 1990-х гг. в России был апробирован «СОНАТАЛ» — метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разра­ботанный профессором М. Л. Лазаревым. Были получены следу­ющие факты.

Осложнение беременности в группе пренатального воспита­ния (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ) — 92,5 %.

Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, в КГ — 15 %.

Заболеваемость детей в возрасте до 6 мес. в КГ составила 17,77%, а в группе детей после пренатального воспитания - 7,2 %.

Дети группы ПВ на один месяц опережают в своем развитии сво­их сверстников по основным психомоторным реакциям (табл. 28).

Учитывая все перечисленное выше, можно выделить следу­ющие характеристики медицинской и психологической помощи семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: