Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.




ВАРИАНТ № 20

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Отнял, создалА, корЫсть, исчЕрпать, духовнИк.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм – бедствие, стихийное бедствие, катастрофа, перелом, переворот; юрисдикция – правомочие, подсудность; стагнация – безвременье, застой, спад, депрессия; имидж – образ; ностальгия – тоска по родине.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Лично я считаю, что те, кто выступает, (которые будут выступать,будут) говорят о деле. 2. (Наружная) внешность героини достаточно привлекательна. 3. Герой (целеустремленно) стремится к своей намеченной цели.

 

3. С каждым из синонимов составьте словосочетание.

единый – один (единый мир – один человек)

истинный – настоящий – подлинный – заправский

(истинный царь – настоящий лев – подлинный рецепт –заправский картежник)

исправить – устранить (исправить ошибку– устранить конкурентов)

обосновать – доказать (обосновать точку зрения – доказать невиновность)

осуществить – выполнить(осуществить мечту – выполнить задание)

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Пот градом заливал лицо, от усталости в глазах мелькали красные круги.

Пот градом лил по лицу, перед глазами от усталости мелькали красные круги.

2. Наша работа серьезной лептой входит в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города.

Нашей работой мы вносим серьезную лепту в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города.

3. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

После приезда Ольги жизнь у нас стала бить ключом.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Бумага не краснеет – бумага все терпит.

2. Белая ворона – обозначение лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.

3. Львиная доля – большая (лучшая) часть чего-либо.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Настоящий) разиня - настоящий разиня(м.р.); (юный) кабальеро - юный кабальеро (м.р.); (крошечный) колибри - крошечная колибри (ж.р.); (молодой) кутюрье - молодой кутюрье (м.р.); (очередной) бюллетень – очередной бюллетень (м.р.).

3. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Земля – земель (род.п.мн. ч.); бакенбарды – бакенбардов(род. п.мн. ч.); полотенце – полотенец(род. п.мн. ч.), румын - румын(род. п.мн. ч.), погоны – погон(род. п.мн. ч.).

 

4. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 249 – у двухсот сорока девяти

2) об 1257 – об одной тысяче двухстах пятидесяти семи

3) с 384 – с трехсот восьмидесяти четырех

4) к 492 – к четыреста девяносто двум

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Обрадоваться (успехи)обрадоваться успехам;

потребность (деятельность)потребность в деятельности;

скучать (вы)ясоскучился по вам;

стремление (организация)стремление к организации;

оказаться (иллюзия) – оказалось иллюзией.

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Струйки дыма вились в воздухе, который был полон свежести влаги.

Струйки дыма вились в воздухе, полномсвежести влаги.

2. Молодой человек вошел в кабинет, который был обставлен недорогой мебелью.

Молодой человек вошел в кабинет, обставленный недорогой мебелью.

3. Нами получены книги, которые были предназначены для кабинета литературы.

Нами получены книги, предназначенные для кабинета литературы.

Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Хмель, гнувший внизу кусты бузины рябины и лесного орешника,взбегал наконец, и обвивал наполовину сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал цеплять вершины других деревьев, или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами зеленая чаща расходилась, озаренная солнцем, и показывала неосвещенное углубление, зиявшее как темная пасть в черной глубине, которой мелькали окинутые тенью узкие дорожки,убегавшие вдаль, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - М., 2009.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. Проф. В.И. Максимова. М., 2008.

3. Культура русской речи / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2007.

4. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М., 2008.

5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М., 2005.

6. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. - М., 2007.

7. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 2005.

8.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М., 2004.

9.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2004.

10. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. - М., 2003.

11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М., 2000.

12. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.

13. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. - М., 2001.

14. Максимовский М.В. Этикет делового человека. - Краснодар, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: