Б.З. Модели и технологии психологического сопровождения родительства




Семья может являться как мощным фактором развития и эмо­ционально-психологической поддержки личности, так и источ­ником психической травмы человека и связанными с ней разноо­бразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наиболь­шее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В се­мье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, иденти­фикации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и по­тому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудно восполнимы в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реали-зовывать функцию воспитания, развития и социализации ребен­ка. Большинство исследователей связывают его с психологиче­ской атмосферой, системой межличностных отношений, харак­тером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого—педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими осо-

бенностями родителей. По мнению специалистов, наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психо­логический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь микроклимат семьи зависит от характера семейных, прежде всего, супружеских и детско-роди-тельских отношений.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, пси­холог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую со­циальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семей­ное консультирование, психолого-педагогической просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребен­ка психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии игра­ют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмо­ционально—психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную ситуацию развития. Его также интере­сует, каким образом та или иная семейная ситуация воспринима­ется ребенком, какие последствия она вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается на его эмоциональном самочувствии.

Воспитательный микросоциум — часть социальной микросре­ды которая осуществляет направленное и ненаправленное вос­питательное воздействие и оказывает влияние на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге об­щения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспита­тельные воздействия и влияния позитивной и негативной направ­ленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного вос­питания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологи­ческий микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостат­ка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам роди­тель может быть причиной неблагополучия, эта возможность от­крыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Данная модель исходит из предположения о дефиците у ро­дителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так назы­ваемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семей­ные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуа­ции и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель исполь­зуется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предпо­лагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодо­лении барьеров общения и причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое за-

ключение может служить основанием для принятия организаци­онного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии - диагноз, лече­ние больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи се­мье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско—родительских и супружеских отношений. Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою специфику. Сопоставляя две основные модели психологической работы с се­мьей, сложившиеся в российской практике (модель «поддержки» и модель «сопровождения»), следует отметить, что:

Во-первых, что их противопоставление в реальной деятельно­сти практического психолога приводит к гипертрофированию то каузального, то симптоматического подхода в работе с семьей.

Во-вторых, по сути, они есть две стороны одной и той же ме­дали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической службы потому, что их приоритеты опре­деляются едиными законами развития психики человека.

В-третьих, сходство состоит в том, что та и другая модели в конечных результатах ожидают полноценного психического раз­вития и успешности воспитательно—образовательного процесса в учреждении и в семье; они обе могут работать по заказам и про­ектировать свою деятельность по собственной инициативе; основ­ными субъектами взаимодействия в обеих моделях являются дети, педагоги, родители, администрация.

В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога. И та, и другая модель нацелены успешность и полно­ценность развития и педагогического процесса. Но одна за счет помощи, за счет работы со свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий, предотвращающих появление проблем.

В современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности пси-

хологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); об­щий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направ­лений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова)[];

Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопро­вождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом раз­вития является человек; к ситуациям жизненного выбора относят­ся множественные проблемные ситуации, разрешая которые че­ловек (в данном случае - родитель) определяет для себя путь раз­вития: прогрессивный или регрессивный.

Другие исследователи под психологическим сопровождени­ем понимают систему организационных, диагностических, обу­чающих и развивающих мероприятий для родителей (Т. Яничева, 1999).

Стратегическая цель психологического сопровождения фор­мулируется как создание и подержание в семье развивающей сре­ды, способствующей максимально полному развитию интеллекту­ального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

На наш взгляд, как направление (т. е. возможное поле деятель­ности, ее содержание) психологическое сопровождение включа­ет:

сопровождение естественного развития родительства;

поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;

психологическое ориентирование процесса семейного воспи­тания.

Как технология т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам кон­кретного случая. Эта технология отличается от других, например психокоррекции, психологического консультирования, следую­щими особенностями:

позицией психолога и других субъектов сопровождения;

способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;

приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;

стратегическими целями: развитием личности родителя как субъекта семейного воспитания;

критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием роди­тельской ответственности.

Понятие «технология» используется в разных значениях. С о-дной стороны, технология — это способы материализации трудо­вых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология — это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью ис­пользования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле технология — это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчле­нения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения. Ха­рактерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и про­ектирование процесса изменения. Технологии предполагают эф­фективность работы при наименьших затратах времени и сил, они воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.

Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решае­мых задач, уровням и сферам применения и др.

Собственно психологические технологии представлены в основных видах практической деятельности психолога: психоди­агностическая и развивающая, психологическое консультирова­ние и информирование, психокоррекционная и психотерапевти­ческая, социально-психологическая адаптация и реабилитация.

Представим описание технологий работы педагога-психолога по критерию «направления психологической работы». Эти техно­логии относятся к фонду собственно технологий работы педагога-психолога. Рассмотрим их более подробно.

Психологическая диагностика как технология — это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответ­ствующих методов происходит сбор информации о личности или группе (семье) с целью постановки психологического диагноза.

Технология психопрофилактики — это система психолого—пе­дагогических мер, направленных на создание оптимальной соци­альной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

Технология развития — это целенаправленный процесс, на­правленный на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и инди­видуальными возможностями человека. Эта технология предпола­гает учет не только зоны актуального развития личности, но и ее завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

Технология психологического информирования по своей сути яв­ляется педагогической. Это обучающая технология, определение которой было дано выше. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог, при ее применении являются не только пе­дагогическими (рассказ, беседа, лекция, анализ проблемных си­туаций, деловая игра), но и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, телефон доверия и др.).

Технология психологического консультирования — это обуслов­ленная проблемой и ситуацией клиента, целенаправленная про­цедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой про­блемы и нахождения вариантов ее решения.

Технология социально-психологической адаптации детей и под­ростков — это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родите­ли, педагоги, социальный педагог, психолог) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нор­мами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микро­социуме.

Технология психологической коррекции и психотерапии — это система психологических или психотерапевтических средств, на­правленных на устранение, сглаживание недостатков или их

психолого—педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитив­но влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков — системный, целенаправленный процесс их воз­вращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Технология психологического сопровождения — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осу­ществляются в целях обеспечения оптимальных социально-пси­хологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

В основе всех рассмотренных технологий лежит ориентация на ребенка, поскольку цель семейного воспитания полноценное развитие его личности и индивидуальности. В дальнейшем мы рассмотрим конкретные технологии психологического сопровож­дения родительства, направленные на решение этой задачи.

В завершение следует отметить, что методология психологиче­ского сопровождения семьи и семейного воспитания предусматрива­ет многообразие психологических практик в работе с родителями и эта тенденция сохранится как один из важнейших принципов органи­зации психологической службы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: