Порядок обработки данных анкеты




На стереотипность выполнения родительской роли указыва­ют утвердительные ответы на 1 и 2 вопросы, а в 18 вопросе — вари­ант ответа № 2.

Об устойчивости родительской роли при ее принятии свиде­тельствуют утвердительные ответы на 15, 38, 39 вопросы и отри­цательный ответ на 11.

На присвоение примера родителей в выполнении данной роли указывает совпадение ответов на 3 и 8 вопросы, выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 1 и утвердительный ответ на 38 во­прос.

О внезапности перехода к родительской роли можно судить при отрицательном ответе на 4 вопрос, утвердительном — на 5 и при выборе варианта ответа №3 в 18.

О раннем усвоении родительской роли — при утвердительных ответах на 12 и 13 вопрос.

0 мере принятия ответственности за родительскую роль — от­веты на 7, 33 вопросы, утвердительный ответ на 16 и выбор в 19 и 22 вопросах варианта ответа № 3.

Этническая идентичность:

а) культурная — утвердительные ответы на 9,10,14,17 вопросы и выбор в 23 варианта ответа № 4;

б) социальная — выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 2, в 23 — варианта ответа № 3, в 21 — варианта ответа № 6 и совпаде­ние ответов на 26, 27 и 28 вопросы;

в) личностная — выбор в 20 вопросе варианта ответа № 3 при условии, что ответы на 21, 24, 25 и 28 вопросы совпадают.

В. Методики для исследования родительских чувств Опросник родительской любви и симпатии*

Часть I

Цель: выявить преобладающее у родителя чувство по отноше­нию к ребенку (симпатия или любовь).

Инструкция: «Ниже даны двадцать утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по Вашему мне­нию, соответствует сложившимся отношениям с Вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует». Варианты ответа:

4 — да, это так;

3— вероятно это так;

2— вряд ли это так;

1 — нет, это совсем не так.

* Разработан и валидизирован под нашим руководством Е. В. Милюковой, 2003

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИИ

1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.

2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.

3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и принимаю его таким, каков он есть.

4. Мой ребенок очень умный.

5. Ради моего ребенка я готов(а) на любые жертвы.

6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же после знакомства.

7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребен­ком.

8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.

9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хо­рошо и комфортно со мной.

10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.

11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.

13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ре­бенка.

14. Я уверен(а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.

15. Между мной и ребенком существует эмоциональная бли­зость.

16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.

17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем по­лучать от него.

18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хо­рошо с ним.

19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимос­тью друг от друга.

20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.

ОБРАБОТКА

Складываем полученные баллы:

шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19.

шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно cy-j дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре-1 обладает любовь или симпатия.

Часть II

Цель: определить компонентный состав и типологию роди­тельской любви.

Инструкция: «Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по Вашему мнению, наиболее характерно для Вас (отметьте знаком «+»). Помните, неправильных ответов не существует».

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ

1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощу­щение сопричастности и желание быть с ребенком.

2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.

3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается роди­тельская любовь.

4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, по могаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относитель ной свободой и автономностью.

5. Я испытал(а) чувство облегчения, удовлетворения и радости когда завершились роды.

6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.

7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляют образ «любящего отца» и «любящей матери».

8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему peбен ку посредством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда.

Допишите свое...

9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чув­ство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.

10. Я доволен(а) своей ролью родителя.

11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.

12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологиче­скую поддержку и защищенность с моей стороны.

13. Мне было приятно чувствовать:

а) для матери: как шевелится плод во время моей беремен­ности.

б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.

14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.

15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.

16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно на­звать открытыми, искренними и доверительными.

17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяс­нить словами.

18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.

19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.

20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.

21. Во время беременности:

а) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.

б) для отца: моей жены я чувствовал нежность к будущему ре­бенку.

22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.

23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.

24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.

25. Беременность моей жены (для отца) моя (для матери) была желанной и запланированной.

26. Я испытываю гордость за моего ребенка.

27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.

28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

ОБРАБОТКА

Наибольшая сумма баллов («+» — 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на домини­рующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической при­надлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Инфор­мативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.

Компоненты родительской любви входят в структуру составля­ющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаменталь­ные установочные ориентации родительской любви и впослед­ствии корректировать и развивать другие компоненты родитель­ской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: