Ознакомление детей с предметами.




Умственное воспитание на основе ознакомления детей с предметами заключается в том, что в процессе занятий, дидактических игр, упражнений, в процессе общения с детьми воспитатель дает им конкретные знания о предметах, обогащает их словарь точными названиями, развивая речь детей. Он обучает их экономным и целесообразным способам познавательной деятельности, развивает умственные способности. Воспитатель учит детей распоряжаться усвоенными знаниями и способами, т.е. приучает их разумно и творчески применять усвоенное в разных условиях: на занятиях, в играх, в труде, в повседневной жизни.

В процессе формирования знаний о предметах, способов умственной деятельности педагог формирует отношение детей к предметам как результатам труда человека, воспитывает навыки правильного использования предметов личного и общественного пользования и бережливого обращения с ними.

Благоприятным условием для осуществления сложного и многообразного процесса умственного воспитания является живой интерес детей к предметам.

С чего же начинается ознакомление детей с окружающими их предметами, как развивается и усложняется процесс умственного воспитания, умственная деятельность детей, развитие их умственных способностей?

Если обучающая деятельность педагога не возбуждает, не активизирует познавательной деятельности детей, если они активно и заинтересованно не стремиться усвоить то, что предлагает педагог на занятии, в игре, то цель ознакомления детей с тем или иным предметом и воспитания отношения к нему не может быть достигнута, ожидаемого результата не будет. Обучающий и воспитывающий результат может быть только тогда, когда педагог обдумывает, планирует не только содержание и методы ознакомления детей с тем или иным предметом, но и требования к их умственной деятельности. Когда педагог предвидит содержание и способы умственной деятельности детей, возможные затруднения, он обеспечивает постепенное движение детей вперед.

Общим положением является и то, что «нельзя учить детей сразу всему». Ум ребенка не может охватить целостный комплекс признаков, качеств, свойств предмета. При одновременном их предъявлении у ребенка создается неотчетливое, суммарное представление о предмете. Это подтверждается тем, что иногда дети даже старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в описании предмета, его признаков, качеств, отношений с другими предметами.

На основе освоения знаний о предмете формируется речь и отношение к предмету как к необходимой вещи и результату труда людей. Сообщая ребенку сведения о назначении предмета, его признаков, свойствах материала, из которого он сделан, о труде многих людей, педагог должен формировать у детей не только знания, но и навыки разумного пользования предметом, такие качества, как аккуратность, осторожность, бережливость, координированность.

При ознакомлении детей с тем или иным предметом нудно прежде всего организовать активное восприятие этого предмета. Отдельные его признаки и качества легче всего раскрываются, когда ребенок неоднократно опробует предмет.

Но нельзя сказать о предмете все сразу. Ребенок не может сразу и хорошо усвоить все качества, свойства, отношения, а усвоение «кое-как» неизбежно приведет к тому, что дети привыкнут получать поверхностные сведения и усвоят дурную привычку не искать, не думать. Пусть ребенок получит знания малыми дозами, но усвоить их хорошо.

Педагог учит детей в целом видеть отдельное, учит в предмете видеть его признаки, качества, отношение одних предметов к другим.

Особое значение имеет сравнение одних предметов с другими. Способность сравнивать предметы и явления, устанавливать общие и различные их свойства является одним из рациональных способов умственной деятельности.

В соответствии с требованиями «Программы » педагог при ознакомлении детей с окружающими предметами побуждает к активному восприятию и организует практические действия с ними, т.е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов. Непосредственное восприятие педагог обозначает словом – дает название предмету. На основе восприятия, действия и слова формируется конкретное представление. В дальнейшем, по мере укоренения в сознании ребенка конкретного представления, педагог обращает внимание на отдельные его признаки.

Организуя сравнения одних предметов с другими, воспитатель учит вычленять различные, сходные и тождественные признаки. Выделение общих существенных признаков, свойственных многим предметам, создает возможность группировки предметов по этим признакам, а не по содержанию. Называя предметы обобщающим словом, педагог вводит слова – понятия, постепенно закрепляя их смысловое значение в активном словаре детей. Умение обозначать группы предметов обобщающим словом характеризует новую качественную ступень в умственном развитии ребенка. И на этой ступени сочетание практических и умственных действий сохраняется, но умственные действия приобретают все большее значение.

Нельзя ознакомить детей с огромным количеством предметов, которые использует человек и сами дети, только на основе непосредственного восприятия. Необходимо укреплять информацию о предметах на основе знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: