Развитие звуковых ориентировок.




В умственном воспитании значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам – способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать по тону, тембру, окраске, сравнивать их. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспитания. Нельзя отрицать значения природных задатков в восприятии музыкальных звуков.

При развитии слуховых ориентиров, прежде всего, необходимо обратить внимание на богатство слуховых впечатлений.

Восприятие звука связанно с деятельностью анализаторов. Учитывая природную способность ребенка к восприятию звука, нельзя ею удовлетвориться. Обобщение слуховых ощущений и впечатлений, сознательная оценка направленности, силы, длительности звука – все это формируется средствами обучения.

Воспитатель учит детей, прежде всего, выделять отдельные звуки. Наиболее отчетливо звуки воспринимаются и осознаются при сравнении. Сравнение заставляет ребенка установить отличное и сходное в звуках, выделить свойства самого звука – силу, продолжительность, тембр.

Воспитатель не только учит детей слышать звуки, сравнивать их, но и развивает способность относить к источнику, т.е. узнавать голоса. Слуховые впечатления следует обозначать словами. Слово закрепляет впечатление и помогает осознать его. Упражняя способность направлять и сосредотачивать слух, взрослые совершенствуют анализаторы ребенка и воспитывают способность слушать и слышать звуки.

Звуки не являются однородными. Свойства звуков требуют дифференцировки «настроя» слухового восприятия.

Воспитатель целенаправленно формирует звуковые ориентировки, обучает ребенка умению читать звуковую азбуку, ориентироваться по звукам и их сочетаниям в окружающей жизни.

Формирование слуховых ориентировок происходит не сразу.

Слуховой анализатор, доставляющий звуковую информацию, обеспечивающий формирование правильных ориентировок, требует охраны и бережного отношения. Детей необходимо оградить от излишних шумов, звуковых раздражителей.

Прежде всего, надо создавать условия для нормального функционирования слухового анализатора, для развития слуховой ориентировочной деятельности, слуховой сосредоточенности. Этому должна быть подчинена организация жизни детей.

Особенно высокие требования предъявляются к воспитателю. Его голос – сильнейший звуковой раздражитель, сигнал, организующий жизнь и деятельность детей. Нужно научить детей слышать голос воспитателя, прислушиваться к нему, вслушиваться в указания, просьбы, объяснения.

С первых дней прихода детей в детский сад нужно воспитывать способность слушать и слышать. Прежде всего, сам воспитатель и все взрослые, окружающие ребенка, должны говорить так, чтобы голос был слышен. Нужно ставить ребенка в условиях, которые вызывали бы у него необходимость говорить нормально.

Жизнь детей в группе, особенно если она с первых дней не подчинена немногим, но твердо выполняемым правилам общежития, объективно создает некоторые условия, при которых дети могут перейти на крик. Этот переход нужно предупредить обоснованными правилами поведения и общения, дополнительными объяснениями, предупреждением, поощрением. Вначале эти требования являются требованиями взрослого, а по мере их укоренения становятся требованиями самих детей. Ими контролируется поведение каждого члена коллектива. Постепенно контроль со стороны преобразуется в самоконтроль.

Стихийные крики, визги, смех лучше всего прекращать категорическими требованиями.

У детей следует воспитывать способность ориентироваться в разных условиях и в соответствии с ними управлять своим голосом и поведением. Условием вариативности поведения является воспитание способности к слуховой сосредоточенности.

Сосредоточенность выражает умение направлять свое внимание на те или иные явления и отвлекаться от других.

Прежде всего, нужно научить детей слушать тишину – это значит отвлечься от всего того, что ее нарушает, сосредоточить слуховое внимание на сравнительно узком участке и выделить в результате прислушивания то, что является еле заметным.

Детям иногда бывает трудно молчать, несравненно труднее, чем говорить.

Из множества звуков дети, особенно малыши, не могут выделить один или органический комплекс звуков и отвлечься от других. Поэтому воспитательница сначала сама выделяет наиболее четко выраженные звуки и направляет на них внимание детей.

В детском саду могут быть проведены специальные занятия, направленные на то, чтобы обучить детей слушанию, сравнению одних звуков и звуковых сочетаний с другими. Большое значение в воспитании слуховых ориентиров имеют музыкальные занятия и игры.

Более тонкого восприятия требует процесс вслушивания. Он заключается в том, чтобы в заданном звуковом явлении уловить малозаметные звуковые элементы.

Способность слушать, прислушиваться, вслушиваться развивается не сразу. Пока дети не овладели умением ставить цель, не осознают это как необходимость, взрослые сами должны ставить перед ними задачи.

Овладение деятельностью слушания связанно с развитием произвольности психических процессов, способностью управлять ими, управлять своим поведением. Особую роль слушание и вслушивание играют в усвоении речи и обеспечивают подготовку к успешному обучению в школе.

Охраняя слух детей, воспитывая способность слухового сосредоточения и ориентировку по слуху, необходимо вести систематичную и серьезную работу в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы родители поняли, что повышенный тон разговора, окрики приносят большой вред.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: