Картинки для проверки звукопроизношения




С

 

 

Где стоит большой стеклянный стакан?

(Большой стеклянный стакан стоит на столе)


Сь




Где сушатся намокшие сети?

 

(Намокшие сети сушатся на заборе)


З





Где лежит большой железный замок?

(Большой железный замок лежит на скамейке)


Зь


 


Где сидит веселая смешная обезьянка?

(Веселая смешная обезьянка сидит на стуле)


Ц


 


Где сидит грустный Цыбик?

(Грустный Цыбик сидит на цепи)


Ш


 

 

Где лежат большие сосновые шишки?

(Большие сосновые шишки лежат в мешке)



Ж





Кого мальчик стрижет ножницами?

(Мальчик стрижет ножницами козу)
Ч



 

На чем качаются мальчик и девочка?

(Мальчик и девочка качаются на больших качелях)


Щ


 

Где сидят шесть смешных щенков?

(Шесть смешных щенков сидят в ящике)
Р

 


Чем покрыта кровать? (Кровать покрыта покрывалом)


Рь



Куда сложили красивые грибы?

(Красивые грибы сложили в корзину)


Л


Кто нарисован на обложке журнала?

(На обложке журнала нарисован тигр)


Ль



Кто поливает грядку из лейки?

(Грядку из лейки поливает девочка)


Й

 

 

 

 

Где сидит маленький серенький зайка?

(Маленький серенький зайка сидит под деревом)

В приведенном дидактическом материале нет специальных картинок для выявления возмож­ных взаимных замен звонких и глухих согласных звуков (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-3, Ш-Ж), хотя такие замены иногда наблюдаются в устной речи детей. В подобных случаях дети говорят, например, КУ-СИ вместо ГУСИ, ШУК вместо ЖУК, ПУЛКА вместо БУЛКА и т.п., что в дальнейшем почти фотографически отражается и на письме. Кроме того, неразличение звонких и глухих согласных звуков не позволит детям усвоить грамматическое правило на правописание сомнительных соглас­ных в конце и в середине слов (в словах типа ЗУБ, ЗУБКИ). Согласно правилу, в этих случаях нужно изменить слово так, чтобы после сомнитель­ной согласной оказался гласный звук (ЗУБ — ЗУБЫ), перед которым этот согласный слышен ясно. Но как может воспользоваться этим прави­лом ребенок, говорящий ЗУПЫвместо ЗУБЫ? Он попросту не будет понимать, чего от него хотят.

Для проверки правильности произношения ре­бенком названных пар звонких и глухих соглас­ных звуков можно воспользоваться картинками на стр. 47 — 49, которые ребенок должен будет са­мостоятельно назвать.

Устранение выявленных звуковых замен в устной речи ребенка, как уже было отмечено, Должно быть обязательно проведено до начала обучения его грамоте. А поскольку в основе таких замен чаще всего лежит неразличение (или неус тойчивое различение) ребенком соответствующих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у него четкой слуховой дифферен­циации заменяемых в речи звуков.

Во многих случаях дети, научившиеся раз­личать эти звуки на слух, смогут самостоятельно овладеть и их правильной артикуляцией, о чем уже говорилось выше. Если же этого не произой­дет, то нужно обратиться за помощью к логопеду, но обязательно в дошкольном возрасте.

В целях профилактики звуковых замен про­верку слуховой дифференциации звуков лучше всего проводить на третьем году жизни ребенка. Раннее оказание необходимой помощи в раз­личении звуков на слух позволит ребенку свое­временно преодолеть так называемые «возрас­тные» замены звуков в устной речи, которые уже не задержатся до более позднего возраста. (Дело в том, что ребенка, четко различающего на слух звуки речи, «не устраивает» замена одного звука другим и поэтому он старается «приспособить» свое звукопроизношение к имеющемуся в речи взрослых образцу. И только дети, не различаю­щие те или иные звуки на слух, не видят никакой необходимости в усовершенствовании произноше­ния этих звуков. Действительно, если, например, звуки С и Ц кажутся ребенку совершенно одина­ковыми, то о чем же ему беспокоиться? Он и в шестилетнем, и даже в более позднем возрасте со­вершенно спокойно будет говорить САПЛЯ вме­сто ЦАПЛЯ или ОГУРЕС вместо ОГУРЕЦ). Та кие замены звуков до определенного возраста на­блюдаются в речи всех детей, но при нормальном ходе речевого развития они полностью исчезают к 5-6 годам, а нередко и раньше.

Для профилактики у детей как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения осо­бенно важно наличие правильного образца для подражания — ясной, четкой, неторопливой и пра­вильной речи окружающих ребенка взрослых лю­дей. Нельзя забывать о том, что ребенок усваивает речь исключительно по подражанию. Некоторые родители, не учитывая этого обстоятельства, «сю­сюкают» с ребенком, подлаживаясь под его дет­скую речь (говорят ДОЛОГОЙ вместо ДОРО­ГОЙ, ХОЛОСЫЙ вместо ХОРОШИЙ и т.д.). В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.


Лексика

Из всего богатейшего словарного состава на­шего языка каждый человек в течение своей жиз­ни может усвоить лишь какую-то определенную часть слов. Эти слова и составляют его так назы­ваемый словарный запас. И чем больше он сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образ­нее будет его собственная речь и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности, ребенок — речь учителя). А поскольку речь ус­ваивается только по подражанию, то и развитие словарного запаса у детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества употребляемых в при­сутствии ребенка слов.

Самые первые и очень простые по своему звуковому составу слова у ребенка обычно по­являются к году (МАМА, ПАПА, БАБА). В дальнейшем его словарь постепенно обогащается как в количественном, так и в качественном от­ношении.

Количественный рост словаря выражается в увеличении количества усвоенных ребенком слов и происходит следующим образом. К 1 году 3 мес. — 1 году 4 мес. ребенок имеет в своем запасе не менее 4-5 слов, к полутора годам — около 30 слов, к двум годам — до 200 слов. К школьному возрасту в словаре ребенка насчитывается до 1500 — 2000 слов. В годы школьного обучения, в связи с усвоением множества специальных терми­нов при изучении различных предметов, словар­ный запас детей обогащается особенно активно и ко времени «взрослости» достигает в среднем примерно 6000 слов. Считается, что этого запаса слов достаточно для того, чтобы иметь возмож­ность свободно владеть языком. Однако это очень примерные цифры, поскольку количественный рост словаря в детском возрасте, как уже было отмечено, во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Что касается словарного запаса взрослых людей, то во многих случаях он превышает 10 — 15 тысяч слов.

В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его по­вседневной жизнью, его деятельностью, игрой. Это я понятно — ведь ему прежде всего необходимо назвать окружающие его предметы, игрушки, а также те действия, которые совершает он сам и окружающие его взрослые люди. По этой причине раньше всего в его речи и появляются названия предметов и действий, то есть имена существи­тельные и глаголы. Несколько позднее появляют­ся наречия (ТУТ, ТАМ) и лишь после двух лет — названия признаков предметов, или имена прила­гательные, которые менее необходимы ребенку для выражения его важнейших потребностей, чем названия самих предметов и действий. Предлоги же, имеющие еще менее конкретное значение и обозначающие лишь отношения между предмета­ми, а не сами предметы, опускаются детьми даже после двух лет. Поздно появляются и имена чис­лительные. Еще позднее, чаще всего уже в школь­ном возрасте, появляются в речи детей причастия и деепричастия. Подробнее об особенностях ус­воения ребенком отдельных частей речи будет сказано ниже.

Различные части речи в словаре четырехлетне­го ребенка, по Е.А.Аркину, представлены в таком количественном соотношении. Примерно 50,2% словарного запаса составляют имена существи­тельные, 27,4% — глаголы, 11,8% — имена при­лагательные, 5,8% — наречия, 1,9% — числитель­ные, 0,8% — предлоги.

Так называемые обобщающие слова (ЖИ­ВОТНЫЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, МЕБЕЛЬ) появ­ляются в речи детей намного позднее, чем назва­ния единичных предметов — лишь в возрасте 3 — 3,5 лет. К 5 годам появляются обобщения более высокого уровня, типа ПРОДУКТЫ(куда входят и овощи, и фрукты, и ягоды, и рыба и др.), ВЕЩИ (это и посуда, и мебель, и инструменты, и игрушки, и т.п.), РАСТЕНИЯ (это и деревья, и кустарники, и цветы, и злаки, и травы, и т.д.). По­явление обобщающих слов в речи ребенка очень важно потому, что они позволяют упорядочить имеющийся у него «предметный» словарь, привес­ти его в определенную систему — ведь и в сло­варном составе языка, представляющем собой сложную систему, все слова объединены в тема­тические группы (животные, птицы, растения, транспорт, предметы одежды и т.п.).

Большую роль в обогащении словарного запа­са играет овладение ребенком законами слово­образования, которые он усваивает в период от 2 до 8 лет. Благодаря этому от уже имеющихся в его словаре слов при помощи приставок и суф­фиксов он может образовывать новые слова (СТОЛ - СТОЛИК; БЕЖАТЬ - ПРИБЕ­ЖАТЬ - УБЕЖАТЬ - ПЕРЕБЕЖАТЬ и т.п.). Это открывает неограниченные возможно­сти для обогащения словарного запаса ребенка, однако для реализации таких возможностей важ­но своевременно помочь ему в овладении закона­ми словообразования. Подробнее об этом речь пойдет дальше.

Законами словообразования, как и всеми дру­гими грамматическими закономерностями языка, Ребенок овладевает не сразу. В раннем возрасте он проходит через период так называемого слово­творчества, когда по аналогии с имеющимися в языке ребенок создает и свои собственные «сло­ва» типа ПОЧТОВИК, ГАЗОЧНИК, ВЕРТОЛЕТ-НИК, РАСПАКЕТИТЬ, РАСКЛЮЧИТЬ и т.п.

При усвоении словообразования имен прилага­тельных у ребенка явно выражена тенденция к сохранению первоначальной основы слова. В свя­зи с этим он с трудом усваивает чередование со­гласных в корне слова и в его речи довольно дол­го сохраняются такие, например, выражения, как МЕДВЕДИЙ ХВОСТ (сохраняется основа слова МЕДВЕДЬ) или ПЕТУХИНАЯ ГОЛОВА (со­храняется основа слова ПЕТУХ).

Так обстоит дело с количественным ростом словаря. Качественный рост словаря происхо­дит прежде всего за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов (ДВЕРНОЙ КЛЮЧ - ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ -НОТНЫЙ КЛЮЧ - КЛЮЧ-ИСТОЧНИК и пр.).

Другой важнейший источник качественного обогащения словаря — это овладение перенос­ным, то есть иносказательным, не буквальным смыслом слов (ГОРЯЧИЙ ЧЕЛОВЕК, БЛЕСТЯ­ЩАЯ КНИГА и др.).

Накопление словарного запаса происходит у ребенка не изолированно, а одновременно с совер­шенствованием звуко-слоговой структуры слов и грамматического строя речи. Правильно употреб­ляя слова по смыслу, ребенок раннего возраста значительно упрощает их звуко-слоговую структуру (КО или МОКО вместо МОЛОКО; ТЁЛЬ вместо СТОЛ, ТИНА вместо КАРТИНА и др.). Но постепенно звуковой и слоговой состав произ­носимых ребенком слов все более и более уточня­ется, приближаясь к образцу речи взрослых. Бо­лее правильным становится и грамматическое оформление слов — постепенно исчезают формы типа РИСОВАЮ, ЖЕВАЮ и т.п.

Однако, радуясь имеющемуся у ребенка боль­шому запасу слов, нельзя забывать о том, что ва­жен не сам по себе словарный запас, а умение ак­тивно пользоваться имеющимися словами, пра­вильно связывать их между собой в предложении, образовывать от них новые слова. По этой причине работа над обогащением словарного за­паса у детей должна вестись не изолированно, а параллельно с совершенствованием грамматичес­кого строя речи.

Далее рассмотрим приемы проверки и пути обогащения словарного запаса детей применитель­но к различным частям речи.

Имена существительные, как часть речи с наи­более конкретным значением, появляются в речи детей первыми.

Сначала постарайтесь проверить, названия каких предметов знает Ваш ребенок и как мно­го этих названий ему известно. Удобнее всего это сделать по так называемым смысловым группам слов, в чем Вам помогут приводимые Ниже картинки. Попросите ребенка назвать все нарисованные на картинках ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ДЕРЕВЬЯ, а также предметы МЕ­БЕЛИ и т.д.

Дети в возрасте 3 — 3,5 лет могут уже не толь­ко называть единичные предметы, но и давать обобщенные названия целых групп однородных предметов, то есть употреблять в своей речи так называемые обобщающие слова (ОДЕЖДА, ОБУВЬ и т.п.). Чтобы выяснить наличие этих слов в речи ребенка, после называния им еди­ничных предметов (КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ...) в заключение нужно задать ему такой вопрос: «А как все это можно назвать од­ним словом?» (ОВОЩИ). И так — по каждой группе изображенных на картинках предметов. Дети 5 —6-летнего возраста с нормально разви­вающейся речью, безусловно, должны правильно назвать все изображенные на картинках предме­ты, включая и обобщающие названия.




 





Попросите ребенка назвать предметы из приведенных ниже смысловых групп. Сделать это можно при помощи таких вопросов: «Каких ты знаешь РЫБ? НАСЕКОМЫХ? А какие зна­ешь ИНСТРУМЕНТЫ?» и т.д.).

Домашние животные корова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, собака, кошка

 

Дикие животные тигр, лев, слон, обезьяна, жираф, волк, медведь, лось, лиса, белка, заяц

 

Домашние птицы курица, петух, индюк, утка, гусь

 

Дикие птицы чайка, голубь, ворона, орел, попугай, цапля

 

Рыбы сом, щука, лещ, окунь, сельдь, камбала

 

Насекомые муха, комар, стрекоза, бабочка, кузнечик, жук, паук

 

Овощи картофель, капуста, помидор, огурец, свекла, морковь, лук, редиска

 

Фрукты яблоко, груша, виноград, лимон, апельсин, ананас, банан, мандарин

 

Ягоды вишня, малина, клубника, смородина, брусника, черника

 

Деревья береза, ель, сосна, ива, дуб, тополь, клен, рябина

 

Мебель стол, стул, кресло, табуретка, диван, кровать, шкаф

 

Посуда тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце8 сковорода, кастрюля

Одежда пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, шарф, шапка

 

Обувь сапоги, валенки, туфли, ботинки, тапки, кроссовки

 

Игрушки кукла, юла, мяч, пирамидка, мишка, кубики, машинка

 

Инструменты пила, топор, молоток, рубанок, клещи

 

Транспорт трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход

 

Несколько особняком в смысловой группе ЖИВОТНЫЕ стоят названия их детенышей, что также должно быть постепенно усвоено детьми. Эти названия сгруппированы нами в три столбика с учетом особенностей словообразования. В пер­вом столбике даны такие случаи словообразова­ния, где основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется в неизменном виде (У ТИ­ГРА - ТИГРЕНОК, У ЛИСЫ- ЛИСЕНОК). Эти названия легче всего усваиваются детьми. Для слов второго столбика характерно чередова­ние согласных в корне слов (У МЕДВЕДЯ — МЕДВЕЖОНОК, У БЕЛКИ - БЕЛЬЧОНОК), что несколько затрудняет усвоение детьми этих названий. И наиболее сложны для усвоения на­звания детенышей животных, помещенные в третьем столбике. В этих названиях совершенно Другая основа слова, полностью отличная от пер­воначального слова (У КУРИЦЫ- ЦЫПЛЕ­НОК, У СОБАКИ - ЩЕНОК и т.п.). Эти по­следние названия ребенок должен будет просто запомнить.




У тигра — тигренок у льва — львенок у слона — слоненок у оленя — олененок у лося — лосенок у лисы — лисенок у мышки — мышонок у крысы — крысенок у лягушки — лягушонок у козы — козленок у осла — осленок у утки — утенок у гуся — гусенок у вороны — вороненок у орла — орленок у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у кошки — котенок у индюка — индюшонок у галки — галчонок у жука — жучонок у паука — паучонок у коровы — теленок у лошади — жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

 


Для обогащения словарного запаса детей именами существительными можно использовать эти же самые картинки. Сначала ребенок должен будет усвоить названия всех изображенных на них предметов, а затем нужно будет идти по пути добавления все новых и новых названий предме­тов в каждую из смысловых групп. Например, к изображенной на картинке ПОСУДЕ можно доба­вить ГРАФИН, ФУЖЕР, КУВШИН, БИДОН, САЛАТНИЦУ, СОЛОНКУ, САХАРНИЦУ, МАС­ЛЕНКУ, КОФЕЙНИК, КОВШИК и т.д. И так по всем без исключения группам предметов.

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это овладение правилом их об­разования при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ - ДОМИК, СТОЛ - СТОЛИК). Такой способ образования новых слов наиболее прост, по­этому ребенок начинает усваивать его уже на третьем году жизни. Это объясняется тем, что при образова­нии нового слова при помощи уменьшительных суф­фиксов не меняется его основное значение — стол так и остается столом, но только как бы уменьшается в размерах, тогда как СТОЛОВАЯ, СТОЛИЦА - это уже совсем новые слова, имеющие совершенно другое значение. Сравнительная легкость усвоения ребен­ком образования имен существительных при помощи Уменьшительных суффиксов связана еще и с частым Употреблением таких слов в разговоре с детьми (РУЧКА, НОЖКА, ГОЛОВКА, ШАПОЧКА, РУКАВИЧКИ и т.п.).

Как и во всех других случаях усвоения ребенком различных грамматических форм, основная сложность этого способа словообразования за­ключается в многообразии окончаний «уменьши­тельных» слов, которые ребенок должен будет ус­воить. Для облегчения этой задачи «уменьши­тельные» слова сгруппированы нами по сходству окончаний. Даны и рисунки некоторых больших и маленьких предметов, чтобы ребенку легче было понять основной смысл задания.

При работе с этими картинками и словами взрослый называет первое слово каждой пары (СТОЛ), а ребенок - второе (СТОЛИК). В про­цессе занятий внимательно следите за правильно­стью окончаний произносимых ребенком «умень­шительных» слов.

 

Стол — столик ключ — ключик шар — шарик шарф — шарфик лиса — лисичка коса — косичка вода — водичка перо — перышко стекло — стеклышко горло — горлышко  
  гриб — грибок жук — жучок паук — паучок петух — петушок круг — кружок друг — дружок флаг — флажок утюг — утюжок   часы — часики трусы — трусики    
  шапка — шапочка белка — белочка утка — уточка полка — полочка    
голова — головка картина — картинка сковорода — сковородка кастрюля — кастрюлька    
книга — книжечка ложка — ложечка шишка — шишечка кошка — кошечка брошка — брошечка    
мыло — мыльце зеркало — зеркальце  
  кукла — куколка  
  вишня — вишенка башня — башенка    
платье — платьице кресло — креслице  

В обогащении словарного запаса ребенка име­нами существительными большую роль играет также усвоение им возможно большего числа значений одного и того же слова (большинство слов в русском языке многозначны). На приве­денных ниже картинках показано несколько наи­более распространенных значений слов РУЧКА и НОЖКА, что поможет ребенку понять «суть про­блемы». В дальнейшем эта работа должна про­должаться без опоры на наглядность, просто путем необходимых пояснений.

Приведем некоторые примеры многозначности слов: ключ — дверной ключ, гаечный ключ, скри­пичный ключ, родник; коса — на голове, сельско­хозяйственное орудие, песчаная коса у воды.


Все приведенные выше виды занятий с детьми существенно обогатят их словарный запас имена­ми существительными и к тому же дадут им начальные навыки самостоятельного обогащения словаря за счет образования новых слов и расши­рения значений уже имеющихся.

Глаголы (то есть названия действий предме­тов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными — в начале второго года жизни. Усвоение глаголов особенно важно потому, что они дают возможность от простого на­зывания отдельных лиц и предметов — МАМА, ПАПА, КУКА (кукла) — перейти к выражению; какой-то законченной мысли, к построению предложения (ДАЙ МИКУ — дай мишку; ВОВА ПИ — Вова хочет пить и т.п.). И поскольку ни одно предложение, по сути дела, не обходится без глагола, то очень важно, чтобы в речи ребенка их было вполне достаточное количество. В против­ном случае он лишается возможности точно выра­зить свои мысли.

Так, многие дети не только дошкольного, но да­же и младшего школьного возраста для обоз­начения движения имеют в своем словарном запа­се в основном один глагол — ХОДИТ. Поэтому лиса у них «ходит» (а не КРАДЕТСЯ), белка по веткам деревьев «ходит» (а не ПРЫГАЕТ), змея, вообще не имеющая ног, тоже «ходит» (а не ПОЛ­ЗАЕТ). Рыба же у некоторых детей «бултыхает­ся» (за неимением у них глагола ПЛАВАЕТ). Вряд ли нужно объяснять, насколько это обедняет речь ребенка и как важно насыщение его речи глаголами.

Обогащать речь глаголами (как и всеми дру­гими частями речи) удобнее всего по каким-то оп­ределенным смысловым группам слов (например, кто из животных как передвигается, кто как пода­ет голос, какие профессиональные действия совер­шают люди и т.п.). В соответствии с этим ребенок Должен постепенно научиться правильно отвечать на такие вопросы: «Что делают птицы?» (летают), «А дельфины»? (плавают) и т.п. Или: «Что делает строитель (художник, учитель)»? и т.д. В подборе необходимых вопросов Вам поможет приводимый ниже речевой материал и соответствующие картинки.


Кто как передвигается?

Птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки летают
Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы   плавают
Змеи, ужи, гусеницы, черви, ящерицы   ползают
Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы   прыгают

 

Для характеристики действий животных и спо­собов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые более тонко определяют эти дей­ствия, например: КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОД­ПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ и т.д. Для лучшего усвое­ния этих глаголов можно рассказывать ребенку разные «лесные истории», а затем предлагать ему вопросы по их содержанию, например: «Что сде­лала лиса?» (Незаметно подкралась к зайцу). «А как спасся заяц?» (Он быстро подпрыгнул и бро­сился бежать).


Приведенный ниже рисунок позволит ребенку еще раз вспомнить основные способы передвиже­ния животных.

Кто как подает голос?

 

Глаголы здесь сгруппированы по сходству окончаний для облегчения их запоминания, а при­веденный рисунок поможет еще раз вспомнить и повторить большинство из них.

 

Тигр рычит корова мычит змея шипит комар пищит жук жужжит лошадь ржет коза блеет медведь ревет соловей поет свинья хрюкает кошка мяукает лягушка квакает утка крякает ворона каркает кукушка кукует голубь воркует   собака лает волк воет  

 

.

 


Кто чем занимается?

Строитель строит маляр красит повар варит врач лечит носильщик носит рыбак рыбачит чертежник чертит учитель учит рабочий работает прачка стирает уборщица убирает пианист играет художник рисует писатель пишет фотограф фотографирует пастух пасет продавец продает охотник охотится ученик учится

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: