Кто может совершать эти действия?




(задание рассчитано на понимание ребенком многозначности глаголов и возможности употреб­ления их в переносном значении).

ИДЕТ человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время...  
БЕЖИТ человек, животное, ручей, дорога, время...  
ЛЕТИТ птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, телеграмма, время...
ПЛЫВЕТ рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако...  

 

 

Важнейшим источником обогащения словаря глаголами является практическое овладение ре­бенком способами образования новых глаголов при помощи приставок. Так, от глагола ХОДИТЬ можно образовать целый ряд «родственных» гла­голов с новым значением: ВХОДИТЬ, ВЫХО­ДИТЬ, УХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ, ОТХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ПРОХОДИТЬ и т.п. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов (ВБЕГАТЬ, ВЫБЕГАТЬ, УБЕГАТЬ, ЗАБЕГАТЬ, ПОДБЕГАТЬ, ОТБЕГАТЬ, ПЕРЕБЕГАТЬ, ПРОБЕГАТЬ и пр.). То же самое можно проделать с глаголами ПЛАВАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПОЛ­ЗАТЬ, ПРЫГАТЬ, СКАКАТЬ и другими.

Чтобы ребенку легче было понять смысловое значение различных глагольных приставок, по­упражняйте его в образовании разных глаголов при помощи одной и той же приставки. С этой целью побеседуйте с ребенком примерно следую­щим образом, вовлекая его при этом в процесс об­разования глаголов. «Давай подумаем вместе. Ес­ли человек по квартире или по коридору спокой­но ХОДИТ, то и в комнату он тоже спокойно... (ВХОДИТ). А если малыш расшалился и по квартире БЕГАЕТ, то и в комнату он тоже... (ВБЕГАЕТ). Ну а если это совсем маленький ре­бенок, который еще не умеет ходить, а только ПОЛЗАЕТ по квартире, то и в комнату он... (ВПОЛЗАЕТ). А когда попугая выпустили из клетки и он по всей квартире летает, то и в комна­ту он тоже... (ВЛЕТАЕТ)».

То же самое проделываем и с другими глаголь­ными приставками: из комнаты ВЫХОДИТ, ВЫ­БЕГАЕТ, ВЫПОЛЗАЕТ, ВЫЛЕТАЕТ и т.д.; через дорогу ПЕРЕХОДИТ, ПЕРЕБЕГАЕТ, ПЕ­РЕПОЛЗАЕТ, ПЕРЕЛЕТАЕТ, через канаву ПЕ­РЕПРЫГИВАЕТ, через реку ПЕРЕПЛЫВАЕТ.

В заключение предложите ребенку назвать все Действия мальчика, изображенного на картинке (это можно сделать только при условии правиль­ного употребления глагольных приставок).


 

 

Все эти упражнения помогут ребенку усвоить достаточно большое количество глаголов, причем усвоить их в определенной смысловой системе. Одновременно он овладеет и начальными навыка­ми словообразования глаголов, что даст ему воз­можность самостоятельно пополнять свой гла­гольный словарь.

Имена прилагательные, по сравнению с имена­ми существительными, имеют менее конкретное значение, так как они обозначают не сами предме­ты, а только их признаки. Поэтому вполне естест­венно, что ребенок, ежедневно видящий перед со­бой такой реальный и осязаемый предмет, как, на­пример, СТОЛ, усвоит название этого предмета значительно раньше, чем названия его отдельных признаков (БОЛЬШОЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ПРЯ­МОУГОЛЬНЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, ОБЕДЕН­НЫЙ и т.д.). При этом характерно, что сначала прилагательное употребляется ребенком не в качестве определения, а в качестве сказуемого и ставится оно после имени существительного (не БОЛЬШОЙ МИШКА, а МИШКА БОЛЬШОЙ). И даже при использовании прилагательных в качестве определения первое время они все равно ставятся после существительных (МИШКА БОЛЬШОЙ СИДИТ).

Имена прилагательные в большинстве случаев появляются в детской речи только после двух лет. Наблюдения над речью многих детей свидетельст­вуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. Употребляемые ими прилагательные нередко однотипны, однообразны и иногда ограничиваются лишь словами МА­ЛЕНЬКИЙ-БОЛЬШОЙ, ХОРОШИЙ-ПЛО­ХОЙ. Даже в младших классах общеобразова­тельной школы из-за «нехватки слов» дети часто не могут назвать основные признаки хорошо зна­комых им предметов («не помню», «забыл») или называют их неправильно, неточно (СОЛЬ ГОРЬ­КАЯ, НЕВКУСНАЯ; САХАР ВКУСНЫЙ). Не только дети дошкольного возраста, но и многие учащиеся младших классов часто не знают назва­ний цвета предметов, в особенности названий про­межуточных цветов (РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, СЕРЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ).

Все это говорит о том, что значительная часть родителей не проявляет достаточной забо­ты об обогащении словарного запаса ребенка именами прилагательными, о красоте и образно­сти его речи. В школе такой ребенок неизбежно встретится с большими трудностями как в про­цессе устных ответов на уроках, так и при напи­сании изложений, сочинений и других творчес­ких работ.

Обогатить речь ребенка дошкольного и даже школьного возраста именами прилагательными Вам помогут предлагаемые ниже задания.

Прежде всего нужно объяснить ребенку, что все окружающие нас предметы имеют свои опре­деленные признаки, по которым эти предметы можно отличить друг от друга. Благодаря этим признакам мы можем даже с закрытыми глазами отличить по запаху сирень от розы, малину от клубники или отличить по вкусу соль от горчицы и сахара. О каждом из этих признаков можно спросить: КАКОЙ? (КАКАЯ, КАКОЕ, КА­КИЕ?). При этом любой предмет имеет сразу не­сколько признаков, по которым его можно от­личить от других предметов (цвет, форма, ве­личина и т.п.). И чем больше признаков предметов мы будем знать, тем легче нам будет различать предметы и правильно их себе пред­ставлять.

Но сначала проверьте, много ли в словаре Ва­шего ребенка слов, обозначающих признаки пред­метов. С этой целью положите перед ним, к приме­ру, яблоко и спросите его о том, КАКОЕ оно. Многие дети, к сожалению, ограничатся лишь та­ким ответом: ВКУСНОЕ.

Через некоторое время, после выполнения предлагаемых ниже упражнений, еще раз проверь­те ребенка с помощью того же самого вопроса о яблоке (или о любом другом предмете). И Вы ус­лышите, что яблоко БОЛЬШОЕ, КРУГЛОЕ, СПЕ­ЛОЕ, ВКУСНОЕ, КИСЛО-СЛАДКОЕ, РУМЯ­НОЕ, СОЧНОЕ, АРОМАТНОЕ.

Для того чтобы прийти к такому результату, то есть значительно обогатить словарь ребенка именами прилагательными, лучше всего «отрабо­тать» признаки предметов по каким-то определен­ным смысловым группам. Напомним некоторые из этих групп признаков:

 

1) ВЕЛИЧИНА — большой (маленький, средний), высокий (низкий), широкий (узкий);

2) ФОРМА — круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный, треугольный и пр.;

3) ЦВЕТ — не только основные, но и промежуточные цвета типа «оранжевый», «голубой», «серый», «светло-зеленый», «сиреневый» и др.;

4) ВКУС — горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный и т.п.;

5) ЗАПАХ — приятный, неприятный, смолистый, цветочный и пр.;

6) ТЕМПЕРАТУРА — холодный, горячий, теплый, прохладный;

7) МАТЕРИАЛ, из которого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный и др.;

8) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ предмета — мамин, папин, лисий, медвежий и т.д.;

9) ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ — шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный и т.п.

 

Очень многие предметы можно охарактеризо­вать одновременно почти по всем названным при­знакам, в чем и следует упражнять ребенка — чем больше он подберет признаков к каждому из предметов, тем лучше.

Большие возможности для обогащения речи ребенка именами прилагательными таятся также в практическом овладении им основными способами их образования от имен существительных. Речь здесь идет в первую очередь об относительных и притяжательных прилагательных.

Одна из наиболее понятных ребенку разновид­ностей относительных прилагательных указыва­ет на материал, из которого сделан или состоит предмет. Объясните ребенку, что если какой-то предмет, например стакан, сделан из стекла, то он стеклянный, а если из дерева, например стол, — то он деревянный, и т.д. Чтобы облегчить ребенку понимание смысла задания, объясните ему также, что даже одни и те же (то есть похожие, однотип­ные) предметы могут быть сделаны из разного ма­териала. Например:

миска из дерева — деревянная

миска из железа — железная

миска из глины — глиняная

миска из стекла — стеклянная и т.д.

 

Убедившись в том, что ребенок понял смысл задания, перейдите к упражнениям в образовании относительных прилагательных. При этом Вы называете материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагатель­ное. Например: «Этот замок сделан из железа, ка­кой он?» (Железный). Предложите ребенку и другие однотипные задания:

 

монета из меди — медная ложка из олова — оловянная медвежонок из плюша — плюшевый платье из ситца — ситцевое платье из шелка — шелковое жакет из шерсти — шерстяной шубка из меха — меховая шляпа из соломы — соломенная шляпа из фетра — фетровая сумка из кожи — кожаная чашка из фарфора — фарфоровая ваза из хрусталя — хрустальная повязка из марли — марлевая дом из дерева — деревянный дом из кирпича — кирпичный   стена из бетона — бетонная стена из гранита — гранитная стена из мрамора — мраморная стена из камня — каменная одеяло из пуха — пуховое одеяло из ваты — ватное мяч из резины — резиновый кольцо из золота — золотое кольцо из серебра — серебряное бусы из янтаря — янтарные шкатулка из кости — костяная деньги из бумаги — бумажные папка из картона — картонная ящик из фанеры — фанерный  

 

В заключение попросите ребенка самостоя­тельно образовать относительные прилагательные с учетом того материала, из которого сделаны предметы.

Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета и образуются от соответствующих имен существительных. Ребен­ку нужно объяснить, что, например, если тапочки принадлежат маме, то они МАМИНЫ, если па­пе — то ПАПИНЫ, если бабушке — то БА­БУШКИНЫи т.д. То же самое и у животных: если голова принадлежит лошади, то она ЛО­ШАДИНАЯ, если корове - то КОРОВЬЯ и пр. Поэтому у лошади голова лошадиная, хвост лошадиный, ноги тоже лошадиные и т.д., а у ко­ровы и голова, и хвост, и ноги и все осталь­ное — коровьи. После этого предложите ребен­ку поиграть в игру «У кого чья голова?», ис­пользуя для этого приведенный ниже речевой материал. Вы задаете вопросы, а ребенок на них отвечает. Например: «Чья голова у сороки?» Сорочья). Для более легкого усвоения ребен­ком притяжательных прилагательных они также сгруппированы по принципу сходства окончаний.

 

У лошади голова лошадиная у тигра — тигриная у осла — ослиная у мыши — мышиная у голубя — голубиная у гуся — гусиная у лебедя — лебединая у орла — орлиная у совы — совиная у утки — утиная у курицы — куриная у петуха — петушиная у змеи — змеиная у комара — комариная у пчелы — пчелиная   у оленя — оленья у лисы — лисья у рыси — рысья у рыбы — рыбья у щуки — щучья у вороны — воронья у птицы — птичья у сороки — сорочья у овцы — овечья у собаки — собачья у кошки — кошачья у волка — волчья у зайца — заячья у белки — беличья у кролика — кроличья у медведя — медвежья у верблюда — верблюжья у слона — слоновая у ежа — ежовая у крота — кротовая у бобра — бобровая у кита — китовая у ерша — ершовая  

 

 

Особое внимание нужно обратить на правиль­ность образования тех притяжательных прилага­тельных, где имеется чередование согласных в корне слова (МЕДВЕЖЬЯ, ВЕРБЛЮЖЬЯ, а не МЕДВЕДЬЯ, ВЕРБЛЮДЬЯ).

Далее предложите ребенку на приведенных ниже картинках назвать не только головы, но и различные другие части тела животных. Это важ­но для выработки у него практического умения образовывать притяжательные прилагательные не только женского, но и мужского и среднего рода, а также множественного числа. Рассматривая голо­вы животных, задайте ребенку примерно такие во­просы:

— Чья голова у лошади? (Лошадиная)

— А чье у нее ухо? (Лошадиное)

— А чей нос? (Лошадиный)

— А чьи глаза? (Лошадиные).

То же самое и по всем другим картинкам.

 











С целью более прочного усвоения ребенком признаков предметов предложите ему такие во­просы обобщающего характера:

1) Что бывает КРУГЛЫМ? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня, арбуз...);

2) Что бывает ДЛИННЫМ? (дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур, хвост, платье, юбка, волосы...);

3) Что бывает ВЫСОКИМ? (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф, шпиль, забор...);

4) Что бывает ЗЕЛЕНЫМ? (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье, глаза, краска...);

5) Что бывает ХОЛОДНЫМ? (вода, снег, лед, роса, иней, камень, мороженое, ночь, ветер, дождь, зима, осень...);

6) Что бывает ГЛАДКИМ? (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко, клеенка, ткань...);

7) Что бывает СЛАДКИМ? (сахар, конфеты, пирожные, торты, шоколад, вафли, компот, варенье, яблоки, клубника...);

8) Что бывает ШЕРСТЯНЫМ? (платье, свитер, варежки, перчатки, шапка, шарф, брюки, рейтузы, носки, чулки...);

9) Что бывает КОЛЮЧИМ? (еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока, кустарники, льдинки...);

10) Что бывает ОСТРЫМ? (нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок, штык, топор, пила, лопата, коса, сверло...);

11) Что бывает ГЛУБОКИМ? (канава, ров, овраг, колодец, река, ручей, море, озеро, яма, тарелка...).

12) Что бывает ЛЕГКИМ? (пух, перо, вата, снежинки...);

 

Отдельное внимание нужно уделить ознаком­лению ребенка с переносным значением некото­рых имен прилагательных, что способствует качественному обогащению словаря. Речь здесь идет о таких устойчивых выражениях, как СВЕТ­ЛАЯ ГОЛОВА, ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ГОРЯЩИЕ или ГОВОРЯЩИЕ ГЛАЗА, ГОРЯЧЕЕ или ЖЕ­ЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ, ТОНКИЙ УМ и др. К сожа­лению, даже некоторые учащиеся младших клас­сов общеобразовательных школ не могут объяс­нить этих очень образных выражений «своими словами», а дети дошкольного возраста нередко говорят, что «железное сердце — это значит оно сделано из железа».

Важно также научить ребенка правильному, точному подбору имен прилагательных, уместно­му употреблению их в речи. Большую помощь в этом может оказать работа с синонимами, то есть словами, близкими по своему значению. К числу синонимов могут быть отнесены, например, такие пары слов: ТЯЖЕЛЫЙ и ТРУДНЫЙ, ХОРО­ШИЙ и КРАСИВЫЙ. С некоторыми именами существительными может быть употреблен любой синоним из каждой пары, однако ряд существи­тельных требует очень точного подбора синони­мов. Например, можно сказать как ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ, так и ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, но нельзя ска­зать ТРУДНЫЙ РЮКЗАК. Или можно говорить о ХОРОШЕЙ КАРТИНЕ и КРАСИВОЙ КАР­ТИНЕ, но странно прозвучит высказывание о КРАСИВОЙ ПОГОДЕ. Эти тонкости ребенок должен научиться чувствовать. И чем больше бу­дет в его словарном запасе синонимов, тем точнее и правильнее он сможет выражать свои мысли за счет подбора наиболее подходящих по смыслу слов.

Все приведенные здесь упражнения помогут обогатить речь ребенка именами прилагательны­ми, что сделает ее гораздо более богатой и образ­ной. К тому же в процессе всех этих упражнений у него постепенно выработается привычка внима­тельно присматриваться к предметам, отмечать ха­рактерные их признаки, что окажет ему неоцени­мую помощь в усвоении учебного материала по всем школьным дисциплинам.

Наречия в детской речи появляются раньше, чем прилагательные, — примерно с 1 года 10 месяцев. Сначала они используются ребенком вме­сто сказуемого («мама там»). И лишь значитель­но позднее наречия начинают выполнять в речи ребенка свойственную им роль.

Наречия обозначают признаки действий (ид­ти как? — БЫСТРО) или степень качества (ОЧЕНЬ красивый). Поэтому в целях обогаще­ния речи ребенка наречиями важно прежде всего характеризовать выполняемые в повседневной жизни действия: спускаемся по лестнице ВНИЗ, поднимаемся ВВЕРХ, идем БЫСТРО (МЕДЛЕН­НО), разговариваем ГРОМКО (ТИХО, ШЕПО­ТОМ), смеемся ВЕСЕЛО, рисуем КРАСИВО, ру­ки моем ЧИСТО, кушаем ХОРОШО, смотрим и слушаем ВНИМАТЕЛЬНО, спать ложимся СПО­КОЙНО, здороваемся ВЕЖЛИВО и т.п.

Большой простор для обогащения речи ребен­ка наречиями представляет характеристика дей­ствий животных. Например:

Заяц оглядывается ТРУСЛИВО

медведь идет НЕУКЛЮЖЕ

лиса крадется ОСТОРОЖНО

волк смотрит ЗЛО

корова мычит ПРОТЯЖНО

лошадь несется ВСКАЧЬ

жаворонок поет ЗВОНКО

дятел стучит ГЛУХО

ворона каркает ГРОМКО

чайка кружит ПЛАВНО

собака лает ОТРЫВИСТО

слон идет ВЕЛИЧАВО

олень бежит ГРАЦИОЗНО

черепаха «ползет» МЕДЛЕННО

мышь бежит БЫСТРО

 

Должное внимание нужно уделить пониманию ребенком и введению в его речь наречий времени: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, УТРОМ, ВЕЧЕ­РОМ, ДНЕМ, НОЧЬЮ, ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕ­НЬЮ, ЗИМОЙ, СКОРО, ДАВНО, НЕДАВНО, РАНО, ПОЗДНО и др. Это будет способствовать более эффективному формированию у него вре­менных представлений, что также очень важно в плане подготовки ребенка к школе.

Нельзя забывать и о характеристике погодных условий, атмосферных явлений и пр. Ребенок дол­жен постепенно узнать, что на улице может быть ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ЖАРКО, ПРОХЛАДНО, ВЕТРЕНО, ДОЖДЛИВО, ПАСМУРНО, МОК­РО, СЫРО, СУХО, ПЫЛЬНО, СВЕТЛО, ТЕМНО, СУМРАЧНО, СОЛНЕЧНО, ТУМАННО, МО­РОЗНО, СНЕЖНО, ВЬЮЖНО и т.п. Все это также будет способствовать обогащению его сло­варного запаса.

 

Однако каким бы богатым запасом слов ни об­ладал ребенок, для полноценности его устной речи этого мало. Как отмечалось выше, нужно еще уме­ние активно пользоваться имеющимся словарным запасом, строить из отдельных слов целые пред­ложения и связные высказывания, поскольку только таким путем можно достаточно ясно выра­зить свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо уметь грамматически правильно связывать отдельные слова между со­бой, согласовывать их друг с другом в соответст­вии с имеющимися в языке закономерностями.

Словарным запасом и грамматическим строем речи ребенок овладевает в тесном единстве, одно­временно совершенствуя и то и другое в повсе­дневной практике речевого общения. Но посколь­ку нередко наблюдаются особые трудности в ус­воении грамматических норм, то далее мы отдельно рассмотрим особенности овладения детьми грамматическим строем речи, а также неко­торые приемы оказания помощи им в этом не­простом деле.


Грамматика

Период собственно грамматического речевого развития ребенка начинается с момента его по­ступления в школу, где язык становится предме­том сознательного изучения. Здесь ребенок це­ленаправленно усваивает определенные языко­вые закономерности (системы склонений, спряжений, основные способы словообразования и пр.). Однако задолго до этого, еще в дошко­льном возрасте, в процессе практического овла­дения речью, ребенок усваивает основные зако­номерности языка. Так, 3-4-летний малыш, еще не знающий никаких грамматических правил, вполне грамотно строит предложения, правильно согласуй в них слова. Таким образом, в период школьного обучения усвоение грамматической системы языка получает лишь свое сознательное завершение. Но если в период дограмматического речевого развития основные закономерности языка по тем или иным причинам окажутся не освоенными ребенком в практике речевого об­щения, то в школе ему будет уже достаточно сложно овладеть ими только за счет сознатель­ного изучения грамматических правил — ребен­ку будет не на что опереться из своего прежне­го практического речевого опыта.

Поэтому далеко не случайно прекрасный зна­ток детской речи А.Н.Гвоздев характеризует до­школьный период как период усвоения морфоло­гической системы языка. К этим словам следует отнестись со всей серьезностью, приложив все уси­лия к тому, чтобы эта система действительно была в должной мере усвоена ребенком на практичес­ком уровне.

По А.Н.Гвоздеву, к 4 годам ребенок овладевает морфологической системой словоизменения: в практике речевого общения он усваивает основ­ные типы склонений и спряжений. В процессе словоизменения (например, при изменении суще­ствительных по падежам) основное значение сло­ва не меняется. Разные грамматические формы одного и того же слова (РУКА, РУКИ, РУКЕ, РУ­КОЙ) выражают лишь разные отношения этого слова в предложении. Для ребенка это оказывает­ся гораздо более понятным и доступным, чем об­разование новых слов (РУКА — РУЧКА — РУЧНОЙ - ПРИРУЧИТЬ). По этой причине морфологической системой словообразования ре­бенок овладевает значительно позднее — в период от 4 до 8 лет (до 3"лет им усваивается только образование новых слов при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов: ДОМ — ДО­МИК, ГОЛОВА - ГОЛОВКА). При словообра­зовании меняется основное значение слова, неза­висимо от его роли в предложении (ЛЕС — ЛЕСНИК — ЛЕСОК — это разные слова одно­го и того же корня).

В период практического овладения грамма­тическими системами языка в речи ребенка обычно наблюдаются так называемые «возрас­тные» аграмматизмы, при которых слова связы­ваются между собой вопреки законам граммати­ки. Такие аграмматизмы до определенного воз­раста представляют собой вполне закономерное явление. Однако к 4 годам, то есть ко времени окончательного усвоения системы словоизмене­ния, в детской речи должны исчезнуть непра­вильные падежные окончания имен существи­тельных и прилагательных, а также неправиль­ные окончания глаголов. К 7-8 годам должны исчезнуть и ошибки словообразования (у мно­гих детей они исчезают значительно раньше). Если этого не происходит, то с ребенком нужно работать над воспитанием у него прочных грам­матических стереотипов, опираясь на которые он сможет в дальнейшем постепенно усвоить язы­ковые нормы. Достигается это путем система­тических упражнений в правильном употребле­нии различных грамматических форм. Такие уп­ражнения полезны и для всех детей дошкольного возраста — легче предупредить задержку возрастных аграмматизмов в речи ре­бенка, чем потом их преодолевать.

Приводимые ниже приемы работы могут быть использованы также для преодоления аграмматиз­мов у школьников. Эти приемы настолько просты, что применение их доступно любому неспециали­сту. Конкретным упражнениям во всех случаях предпосланы краткие сведения о ходе усвоения ребенком различных грамматических форм, что позволит родителям и воспитателям лучше ориен­тироваться в проблеме.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: