ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от




СОДЕРЖАНИЕ

А..    
Б..    
В..    
Г..    
Д..    
Ж.    
3..    
И    
К.    
Л..    
М.    
н.    
0.    
п.    
р..    
с.    
т..    
у    
Ф    
X..    
ц.    
ч..    
ш,..    
э..    
ю...    
я..    

 

Г. М. КОДЖАСПИРОВА, А. Ю. КОДЖАСПИРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений

Москва

АСА5Е^1А 2000

УДК 820.091(075.8) ББК 74.00я73

К 57

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Силяева;

кандидат психологических наук, доцент Н. А. Аминов

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

 

К 57

ISBN 5-7695-0445-5

Словарь содержит около 1000 терминов, знание которых необ­ходимо при изучении курса педагогики. Включает также определе­ния понятий из смежных дисциплин — психологии, философии,

социологии.

Пособие может быть полезно всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения.

УДК 820.091(075.8) ББК 74.00я73

© Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2000 © Издательский центр «Академия», 2000

ISBN 5-7695-0445-5

Задачи педагогики — сделать науку до того по­нятной и усвоенной, чтобы заставить ее гово­рить простым, обыкновенным языком.

А.Герцен

Нет такого труда, который заключал бы в себе больше недостатков, чем СЛОВАРЬ, а также нет такого, который был бы более способным к про­должительному совершенствованию.

А. Ривароль

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодей­ствия ребенка. Субъект-субъектный характер современной педа­гогической парадигмы, разработка новейшей технологии педаго­гического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии и обогатили педагогику образования и воспитания подрастающего поколения новой терминологией, которая не могла не найти отражения в настоящем издании. Кроме того, превраще­ние многих средних педагогических учебных заведений в первую ступень высшей школы повысило теоретический уровень препо­давания в них. Это прежде всего коснулось педагогических дис­циплин и их изучение будет затруднено без овладения студентами современной психолого-педагогической терминологией, в част­ности понятиями, вошедшими в педагогику сравнительно недав­но или не использовавшимися в силу господствовавшей до недав­него времени авторитарной системы. Авторы составители данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогиче­ских учебных заведений и, безусловно, интересного учителям, предприняли попытку объяснить основные термины курса «Пе­дагогические теории, системы и технологии (педагогики)», кото­рые наиболее часто используются как современными исследова­телями, так и практиками. При этом следует заметить, что толкование понятий еще весьма условно.

Совершенно очевидно, что при подготовке словарного состава издания невозможно было охватить все понятия и свести их в еди-

ную, непротиворечивую целостность. Да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Собственно педагогические понятия раскры­ваются с позиций целостного педагогического процесса, при этом авторы стремились, чтобы формулировки были прежде'всего точ­ными, ясными и полными.

При отборе терминов для настоящего издания использовались различные словари, монографии, учебники, методические посо­бия, научные сборники и статьи из периодических изданий, со­держащие новейшую психолого-педагогическую лексику. Основ­ные источники указаны в списке литературы в конце книги. В словарь не включены термины, понимание которых не представ­ляет сложности и которые, как правило, одинаково трактуются авторами различных пособий по педагогике.

Если слово имеет несколько значений, они обозначаются циф­рами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой. Слова, вынесенные в название статьи, в тексте обозначаются начальной буквой (например, в статье «Деятель­ность» — Д., в статье «Воспитательная работа» — В. р. и т. п.).

В книге используются обычные для справочного издания со­кращения. Связи между словарными статьями прослеживаются по­средством кустового расположения терминов, следующих в алфа­витном порядке после базового слова и выделенных жирным шрифтом или ссылкой на соответствующие статьи словаря.

Список сокращений

амер.— американский   пед. — педагогический  
англ. — английский   психол. — психологический  
в. (вв.) — век (века)   пр.— прочее  
греч.— греческий   разг. — разговорное  
др. — другой (другие)   см. — смотри  
европ.— европейский   соц. — социальный  
ЗПР — задержка психического   т. — том  
развития   т. д. — так далее  
к.-л. — какой-либо   т. е. — то есть  
канад.— канадский   т. к. — так как  
к-рый — который   т. п. — тому подобное  
лат. — латинский   фр. — французский  
м. б. — может быть   цнс — центральная нервная  
мед. — медицинский   система  
напр.— например   швейц. — швейцарский  
нем. — немецкий   юрид. — юридический  

 

А

АВТОРИТАРНОСТЬ

(от лат. autoritas — влияние, власть) — соц.-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты часто свойственны авто­ритарному учителю.

Авторитарное воспитание

— воспитательная концепция, пре­дусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует раз­витию активности детей, их индивидуальности, ведет к возник­новению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет со­бой стрессовую воспитательную систему, основанную на власт­ных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимо­действия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регла­ментирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий пред­ставитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапел­ляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогиче­ской деятельности — морализирование.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ

— особая профессиональная пози­ция, определяющая влияние на учащихся, дающая право при­нимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспи­тателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанника­ми, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную ^-концепцию учителя, его стремление к постоянному совер­шенствованию, эрудированность, компетентность, справедли­вость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учи-

5

теля — перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверя­лось. Спецификация авторитета — признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в каче­стве авторитета.

АГРЕССИЯ — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее от­рицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как сред­ство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переклю­чения деятельности, как форма самореализации и самоутвержде­ния. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое явление, вы­ражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходи­мость изменений в отношениях со средой, формирует новые спо­собы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими: 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориента­ций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения— родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ - новая модель разноуров­невой и многопрофильной общеобразовательной массовой шко­лы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особен­ностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ - НЕАДАПТИВНОСТЬ - тенденции со­ответствия—несоответствия между целями и достигаемыми резуль­татами деятельности. А. выражается в согласовании, а Н. — в рас­согласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - способ­ность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, созда­вать и поддерживать условия для продуктивной работы педаго­гических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучаю­щегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуаль­ного, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с.: мотивационно-стимулирующая, сво­бодного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррек-ционно-компенсаторная.

АДАПТИРОВАННОСТЬ — уровень фактического приспособ­ления человека к жизни, взаимосоответствия его соц. статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек м.б. гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.

АККРЕДИТАЦИЯ — право образовательного учреждения на вы­дачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государ­ственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

АКМЕОЛОГИЯ (от греч. астз — пик, вершина, высшая сте­пень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зре­лости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у чело­века на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о материальных, куль­турных, духовных, нравственных и психол, ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, из­менении ценностно-нормативной системы в процессе истори­ческого развития. В современной педагогике выступает как ее ме­тодологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе к-рых лежит понимание и утверждение ценности челове­ческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и об­разования.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus - деятельный) -деятельное отношение личности к миру, способность произво­дить общественно значимые преобразования материальной и ду­ховной среды на основе освоения исторического опыта человече­ства; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. Активность надситуативная (неадаптивная) — способность че­ловека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой заключается в самой при­тягательности действии с непредрешенным исходом. Человеку из­вестно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывает­ся психологом В.А.Петровским. А. н. выступает в явлениях творче­ства. познавательной (интеллектуальной) активности, «бескоры­стного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

Активность познавательная — деятельное состояние личности, к- рое характеризуется стремлением к учению, умственному напря­жению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знани­ями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А. п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носи­тель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-во­левое качество личности. Предполагает наличие интереса к обще­ственной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, тре­бовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении об­щественных заданий.

Активность социальная — родовое понятие относительно видо­вых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А. с. реализуется в виде соц. полезных действий, под влиянием мо­тивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем А. с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А. с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием. А. с. может иметь различную степень

I1

проявления. Тот или иной уровень А. с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой де­ятельности и субъективными установками на деятельность.

АКТУАЛИЗАЦИЯ — перевод знаний, навыков и чувств в про­цессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, дей­ствующее.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (личности) - чрезмерное уси­ление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц.-положи­тельному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от воз­действий среды и воспитания. Автор термина — нем. психолог и психиатр К.Леонгард. Учителю знание А. х. (л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индиви­дуального подхода к ним.

Астеническая — тип акцентуации, проявляющийся в таких при­знаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нереши­тельность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, на­вязчивые мысли.

Гипертимная — тип акцентуации, для представителей к-рого ха­рактерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией раз­брасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохот­ливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомыс­ленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества. Демонстративная — тип акцентуации, носители к-рого артис­тичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в рабо­те, тщеславны.

Дистимная — тип акцентуации, представители к-рого серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, зам­кнутому образу жизни.

Лабильная — тип акцентуации, носителям к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации. Сензитивная — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собствен­ной неполноценности, боязливость, нерешительность. Шизоидная — тип акцентуации, связанный с эмоциональной хо­лодностью, замкнутостью, необычностью мышления. Циклоидная — тип акцентуации, для к-рого характерно чере­дование фаз хорошего и плохого настроения с различными пе-

лриодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу, в период спада - по дистим-ному.

Эпилептоидная — тип акцентуации, связанный с такими черта­ми, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздра­жительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости жестокости, кон-фликтности. Эпилептоидная акцентуация характера нередко свя­зана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.

АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алго­ритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Введен философом О. Кон-том как противоположный понятию эгоизм. Формируется в про­цессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитан­ников.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновени­ем противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимо­действии со сверстниками, родителями, педагогами.

АМБИДЕКСТРИЯ — способность одинаково успешно пользо­ваться как правой, так и левой рукой.

АМБИЦИЯ — обостренное самолюбие, самоуверенность, над­менность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооцен­ка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение чело­века в коллективе, семье.

АНДРОГОГИКА — раздел дидактики, раскрывающий и раз­вивающий принципы обучения взрослых.

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер. психологом С.Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол, качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного вос­питания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели биоло­гических различий между полами.

АНКЕТА — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отве­чающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешан­ные. Широко используется в пед. исследованиях.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.

АНОМАЛИЯ — отклонения разной степени от нормы. Сино­ним — девиация.

АНТРОПОГЕННЫЙ — связанный с происхождением человека.

АНТРОПОКОСМИЗМ — философское и общенаучное воззре­ние, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощ­нейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильствен­ного воспитания и формирования глобального мышления, на­правленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.

АНТРОПОЛОГИЗМ — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее про­изведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоз­зренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский); воспитание в А. п. пони­мается как атрибут человеческого бытия.

Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека. Антропология философская — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ори­ентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.

Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная лич­ность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с законом Божьим и запове­дями блаженства. Руководящим началом жизни каждого челове-

ка должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявля­ется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельно­сти и одновременно неслиянности двух природ во Христе — бо­жественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватываю­щей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руковод­ствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагоги­ки христианства.

АНТРОПОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (в пед.) -организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

АПАТИЯ (от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пас­сивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуж­дений и интересов.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опы­та и запаса знаний.

АПРОБАЦИЯ — испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий фило­соф, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью к-рого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной лич­ности, актуальны и в наше время. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, опреде­лив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за приро­дой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

АРТТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

АРХЕТИП (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поко­ление. Термин введен К.Юнгом, швейц. психологом и психиатром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое су­ществует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления лич­ности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ус­тановление соответствия содержания, уровня и качества подго­товки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

АТТИТЮД — соц. фиксированная установка, предрасположе­ние к определенному поведению личности в ситуациях внутри­коллективного общения.

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — возникновение симпатии, установка на др. человека, как на при­влекательного. Является важным показателем профессиональной

пед. пригодности.

АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, харак­теризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в обще­нии, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окру­жающими. Термин, введенный Э.Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (А. может являться способом психологической защиты). Дети-аутисты обла­дают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкаль­ную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно. Такие дети должны жить и вос­питываться в семьях, а не в специнтернатах.

АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройства­ми. Основное средство коррекции — психотерапия.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autos - сам, genos -происхождение) — см. Психотерапия.

АФФЕКТ (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое воз­буждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возни­кающее в критических обстоятельствах — при неспособности че­ловека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учите­лю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром ученики находились во время

их совершения.

Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное пере­живание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреп­лению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А. н. ста­новятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.

АФФЕКТАЦИЯ — необычное, искусственное возбуждение, не­естественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность по­ведения. Признак неискренности в общении, в поведении.

АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate — присоединять, присоеди­няться) — потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, вза­имодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сооб­щества и принимать помощь других. Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.

Б

БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ — психол, трудности, возникающие в про­цессе общения, служащие причиной конфликтов или препятству­ющие взаимопониманию и взаимодействию.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (от франц. barriere — преграда, пре­пятствие) — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б. с. проявляется во взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже пони­мая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б. с. возникает по следующим при­чинам: несовпадение ценностей воспитанника и воспитателя; не­приятие учащимся формы и тона выражения требований педаго­га; неприятие личности учителя.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, что пре­пятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами воз­никновения Б. п. могут стать новизна и опасность ситуации, нео­жиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.

БАТАВИЯ-ПЛАН — система индивидуального обучения, воз­никшая в Америке в конце XIX в.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА - система взаимного обучения, при к-рой в младшей школе старшие и более успева­ющие ученики (мониторы) под руководством учителя вели за­нятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении чело­века», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание чело­века» и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксиз­му, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского учения. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало, по мысли Б., — первоисточник бытия. Человек — микрокосм и заключает в себе все, «личность чело­веческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жиз­ни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, к-рое есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Пед. усилия должны быть направлены не на исправление человека,

а на его развитие.

БЕСЕДА — 1) вопросо-ответный метод привлечения уча­щихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравствен­ных оценок; 2) метод получения информации на основе вер­бальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды Б.: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на за­крепление, проверку изученного материала путем его повторе­ния; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся зна­ние учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий;

сократическая — поиск истины через сомнение, к-рому подвер­гается каждый получаемый вывод.

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704—1795) — видный деятель про­свещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспита­тельные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое учили­ще, училище при Академии художеств, куда принимали мальчи­ков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мешанок. Путем воспитания Б. стремился создать «новую породу людей» — дворян и представителей др. сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не заражен­ные предрассудками и нормами старого поколения, всесторонне образованные, эти люди, по мысли Б., передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.

БИБЛИОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ — 1) обладание личностью псих. свой­ствами обоих полов (андрогиния); 2) сексуальное влечение к ли­цам своего и противоположного пола.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии XX в., игнори­рующее явления сознания, психики и всецело сводяшее поведе­ние человека к физиологическим реакциям организма йа воздей­ствие внешней среды.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884—1941) — русский и совет­ский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа» «Педагогика», «Зада­чи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравствен­ному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подго­товки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психо­логические труды Б. имеют пед. направленность.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ— учебные заведения, существовав­шие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиоз­ных объединениях православных верующих Украины, Белорус­сии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обуче­ния зародилась классно-урочная система, получившая теорети­ческое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А.Коменского.

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - разработан­ная в амер. университете система обучения математике в началь­ных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с орга­низацией работы учащихся в малых группах.

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД - одна из форм органи­зации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг. под влиянием далътон-плана, строившего­ся на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся.

В

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от

лат. vale — будь здоров) — воспитание у учащихся потребности в здор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: