ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ТИПИЗАЦИЯ) ПОЛОРОЛЕВАЯ - 2 глава




КВИНТИЛИАН Марк Фабий (ок. 35 — ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собствен­ную риторическую школу для юношей, к-рая вскоре стала госу­дарственной. К. — первый учитель, получавший жалованье из госу­дарственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за ре­чью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, под­держивать дисциплину, но не прибегать к физическим наказани­ям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потвор­ствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и не

расточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение — и требовал сочетать за­учивание с размышлением.

КИНЕСИКА — совокупность зрительной информации в обще­нии (телодвижения, жесты, мимика, позы, взгляд, манера оде­ваться, причесываться).

КЛАССИФИКАЦИЯ — распределение объектов, явлений, по­нятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Классификация методов воспитания — система методов воспита­ния, упорядоченная по единому основанию. Существуют различ­ные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций не отличаются четкостью. В данном словаре представлена классификация методов воспитания на осно­ве личностно-деятельностного подхода (см. Методы воспитания).

Классификация методов обучения — система методов обуче­ния, упорядоченная по единому основанию. Существуют различ­ные классификации: по источнику информации и восприятия, по дидактической цели, по логике изложения, по степени познава­тельной активности уч-ся и др. В данном словаре методы обуче­ния представлены по классификации на основе структуры дея­тельности, разработанной советским педагогом Ю.К.Бабанским и включающей в себя все существующие классификации (см. Ме­тоды обучения).

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организа­ция учебного процесса, при к-рой обучение проводится в клас­сах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обу­чения является урок. Содержание обучения в каждом классе оп­ределяется учебными планами и программами. Местом проведе­ния уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т. п.

КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ — пед. работник, в чьи должно­стные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личнос­ти ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его вос­питания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

КЛАССЫГИБКОГО СОСТАВА — формы внешней дифферен­циации (вне основного класса), создаваемые на основе однород­ных групп учащихся по способностям и интересам для изучения

определенных учебных дисциплин (биологии, истории и др.), занимающихся по специальному расписанию 1—2 раза в неде­лю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.

КЛАССЫПРОФИЛЬНЫЕ — форма внешней дифференциа­ции по интересам учеников, предполагающая углубленное изуче­ние ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.

КЛЕПТОМАНИЯ — непреодолимая страсть к воровству, к-рую корректируют лечебными средствами.

КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИЙ — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллек­тиве и отражающая систему межличностных отношений в нем. К. к. с.-п. зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетво­ренности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирую­щую, стабилизирующую и регулирующую функции.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА — сфера психологии человека, свя­занная с его познавательными процессами и сознанием, включа­ющая в себя знания человека о мире и о самом себе.

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ - процесс формирования и раз­вития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - переживание человеком противоречия в своих знаниях.

КОЛЛЕДЖ — высшее или среднее учебное заведение в Вели­кобритании, США и ряде др. стран. В РФ к К. относят некоторые вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающий, как правило, среднее специальное профессиональное образова­ние.или начальный цикл высшей школы.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между со­бой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребнос­тей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятель­ностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу призна­ков К. относятся также сознательный характер объединения лю­дей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К.

Идентификация коллективистская — форма гуманных отноше­ний, возникающая в совместной деятельности, при к-рой про­блемы одного из группы становятся мотивами поведения других. Коллектив детский воспитательный — 1) созданная система кол­лективистически, высоконравственно и эстетически воспитыва­ющих общественных отношений, деятельности и общения в дет­ской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где меж­личностные отношения опосредованы общественно ценным и лич-ностно значимым содержанием совместной деятельности.

Коллективное самоопределение — психический механизм об­ретения личностями свободы в коллективе, когда различные ин­дивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механиз­мами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования. Сплоченность коллектива — степень единства коллектива, про­являющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характе­ре межличностных отношений, настроений и др., а также в един­стве практической деятельности. Формирование С. к. осуществляется в совместной деятельности.

КОЛЛЕКТИВИЗМ — 1) способность человека активно от­кликаться на нужды др. людей, жить общественными интереса­ми; 2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интере­сов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ - разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к фор­мированию К. м. свидетельствует о высоком уровне развития внут­риколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) - основопо­лагающий элемент макаренковской коммунарской методики, к-рую адаптировал к условиям работы в обычных школах и вне­школьных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П.Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собствен­ная; чтобы деятельность детей имела практическую направлен­ность на благо собственного или др. коллективов, др. людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие

возможности. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, твор­ческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592-1670) — выдающийся чеш­ский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспри­нимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Зако­ны хорошо организованной школы». Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Разработал возрастную периодизацию (детство — до 6 лет, отрочество — до 12 лет, юность — до 18 лет, возмужалость — до 24 лет) и соответству­ющую ей систему образования, построенную на принципах единства и преемственности (материнская школа, школа род­ного языка, латинская школа или гимназия и академия). К. дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принци­пам природосообразности, наглядности, сознательности, систе­матичности, последовательности, посильности обучения, проч­ности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к ме­нее известному». К. разработал научные основы классно-уроч­ной системы организации учебных занятий, к-рая распростра­нилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространенных, признанных форм организации обучения. К. создал первые в ми­ровой практике образцовые учебники «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в кар­тинках», к-рые были переведены на многие языки и использо­вались не одно столетие. По сути, К. является основоположни­ком дидактики. Пед. система его взглядов выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.

КОММУНИКАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ) НЕВЕРБАЛЬНАЯ - пе­редача информации др. человеку или группе лиц без использова­ния речи. Виды К. н.: кинесика (совокупность телодвижений, же­стов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара- и экстралин­гвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы); визуальное общение (контакт глазами) и такесика (при­косновение). Определенную роль играет система естественных и искусственных запахов (ольфакторная), определяющих данного человека. Точный выбор способов К. н. учителем помогает лучше-

му взаимопониманию с воспитанниками, определяет эмоцио­нальную атмосферу пед. взаимодействия и самочувствие его участ­ников.

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ - процесс передачи педагогом посредством речи и соответствующего пове­дения, способствующий установлению контактов с классом, вли­яющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного ма­териала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учи­телем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотно­шений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразитель­ности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезента­ции учителя.

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ (от лат. compensare - урав­новешивать, возмещать) — 1) возмещение недостаточно разви­тых качеств личности др., более совершенными, что способствует формированию индивидуального стиля деятельности, достиже­нию в ней высоких результатов; 2) (в психоанализе) механизм, посредством к-рого индивид скрывает, в том числе и от себя, свои слабости, недостатки, дефекты преувеличенным проявле­нием. развитием др. качеств.

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ (коррекцион-ные классы, классы выравнивания) — классы для детей с выра­женными психическими и физическими отклонениями, создава­емые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Под­бор изучаемого материала, форм и методов обучения, приспо­собленных к потребностям и возможностям таких учеников, помогает им быстрее усваивать знания, адаптироваться в соц. сре­де, в кругу здоровых сверстников.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ - уровень обра­зованности, достаточный для самообразования и самостоятель­ного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навы­ков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценно­стей, идеалов и пед. сознания.

КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - соц. навыки (обязаннос­ти), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и прави­ла жизни в обществе. Термин соц. педагогики.

КОНГРУЭНТНОСТЬ (в пед. технологии) — степень совпаде­ния жестов с речевыми высказываниями учителя в процессе пед. общения.

КОНСЕНСУС (от лат. consensus — согласие, единодушие) — общее согласие по к.-л. вопросу, достигнутое без голосования в ходе переговоров. Один из способов принятия решения в процес­се руководства учебно-образовательным учреждением.

КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - совещание, консуль­тация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальней­шей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор) - со­кращенная запись лекции, речи, к.-л. сочинения (научной рабо­ты) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий кон­спект сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями.

КОНСТРУИРОВАНИЕ (в пед.) — создание новых дидактичес­ких материалов, новых форм и методов организации пед. процесса.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - одна из форм пси­хол. службы, когда профессиональные психологи в процессе лич­ного общения помогают обратившимся к ним за помощью преодо­леть неприятные психические состояния, затруднения, чувство безысходности, наметить пути выхода из кризисных ситуаций.

КОНТЕКСТ (в психолингвистике) (от лат. contextus — тесная связь, соединение) — относительно законченный отрывок уст­ной или письменной речи (текста), в пределах к-рого наиболее точно выявляется значение входящих в него слов, выражений и т. д. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются др. (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по контексту».

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contents — содержание) — метод исследования, используемый в педагогике. Заключается в выявле­нии и оценке специфических характеристик текстов и др. носите­лей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной доку­ментации и т. д.).

КОНТРОЛЬ (фр. controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их при­чин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответ­ствия принятых решений фактическому состоянию дел.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — доверительность, секретность. Конфиденциальная информация, полученная учителем от воспи-

танника, ни в коем случае (если нет угрозы чьей-то жизни) не подлежит разглашению.

КОНФИРМАЦИЯ — так называемое таинство миропомазания в католицизме, совершающееся над детьми 7—12 лет; у протес­тантов — обряд приобщения к церкви юношей и девушек, до­стигших 14—16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

КОНФЛИКТ (от лат. confliktus — столкновение) — столкно­вение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. В за­висимости от способа разрешения выделяют продуктивные (кон­структивные) и деструктивные конфликты. П. к. стимулируют раз­витие отдельной личности или группы. Например, конфликт между новатором-педагогом и его инертными коллегами дирек­тор школы может конструктивно использовать для оздоровления творческого роста коллектива. Ошибочное восприятие той же ситуации может привести к деструктивному пути решения про­блемы. Способы разрешения К.: проявление эмпатии, «третей­ский судья», двусторонний анализ, временный разрыв связи, уль­тиматум, подавление.

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ — психическое явление, заклю­чающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внут­реннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными пе­реживаниями. К. в. может быть конструктивным, если, напр., учи­тель в результате осознания собственного внутреннего разлада находит новые грани в профессии, снижает свою тревожность, повышает самооценку, нащупывает новые способы профессио­нального поведения.

КОНФОРМИЗМ (конформные реакции) (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответ­ствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся. К. зави­сит от личностных качеств индивида, его самооценки, самоува­жения, интеллекта, может усиливаться в стрессовых ситуациях. У детей К. развит в большей степени, чем у взрослых, у жен­щин — сильнее, чем у мужчин. Конформность бывает внутрен­ней, личной, и внешней, выражающейся в демонстративном со­гласии с группой по разным вопросам. Противоположным понятием является самостоятельность, независимость человека от мнения других. Особой разновидностью той же зависимости от группы является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствую­щего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

КОНФУЦИЙ (Кун Фу-Цзы) (551- 479 до н. э.) — древнекитай­ский мыслитель, основные взгляды к-рого изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Создав первую в мире частную школу по воспитанию человеческих ха­рактеров, К. выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении, возводя в принципы пед. системы уважение к ученикам и принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников и предоставление всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Основой вос­питания считал собственный пример учителя.

КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (от лат. conceptio — понима­ние, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в раз­личных типах учебных заведений, определенный способ понима­ния целей, задач, организации образовательных программ.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМ­СТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых дей­ствий, образов и понятий (разработанно П.Я.Гальпериным). В К. п. ф. у. д. выделяют шесть этапов. На первом этапе фор­мируется мотивационная основа действия (складывается отноше­ние ученика к целям и задачам предстоящего действия и к содер­жанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необхо­дим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схе­ма постоянно проверяется и уточняется. Третий этап— фор­мирование действий в материальной (материализованной) форме (ученик производит требуемые действия с опорой на внешне пред­ставленные образцы действия, в частности на схему ориентиро­вочной основы действия /схемы, памятки/). Четвертый этап— «громкая социализованная речь», когда алгоритм вы­полнения действия проговаривается вслух. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происхо­дит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «ухо­дит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каж­дом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко ис­пользуется при организации учебного процесса, особенно после­довательно она оеализу-ется пои обучении младших школьников.

КООПЕРАЦИЯ (от лат. cooperatio — сотрудничество) — объе­динение усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Включение в кооперативное вза­имодействие стимулирует развитие положительной установки чле­нов группы друг на друга (аттракция), способствует взаимопомо­щи, усиливает взаимосвязь участников. В настоящее время пед. процесс все более организуется на основах К., что стимулирует его личностно ориентированную направленность.

КОРПОРАЦИЯ (от лат. corporatio — объединение, сообще­ство) — организованная группа, характеризующаяся замкнутос­тью, максимальной централизацией и авторитарностью руковод­ства, противопоставляющая себя другим соц. общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Многие асоциальные детско-молодежные группы или объединения действуют по прин­ципу К., что затрудняет общественное воздействие на них.

КОРЧАК Януш (Генрик ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942) -польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих вос-питаников и погибший вместе с ними в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газе­те», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Пра­вила жизни», «Шутливая педагогика». В своей пед. деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвер­дить свободу и достоинство личности ребенка. Целью воспита­ния ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. К. считал детство самоценным, под­линным, а не предварительным этапом жизни, а ребенка — пол­ноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребенка субъектом воспитания, К. призы­вал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое приме­нение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, к-рым К. руководил до конца своих дней.

КРЕАТИВНОСТЬ (от англ. creativity) — уровень творческой ода­ренности, способности к творчеству, составляющий относитель­но устойчивую характеристику личности.

КРЕТИНИЗМ — заболевание, для к-рого характерна умствен­ная отсталость (в большинстве случаев — идиотия), вялость, за-торможенность. Усвоение знаний и навыков больными К. крайне затруднено и, как правило, не выходит за рамки овладения про­стейшими навыками самообслуживания и элементарными трудо­выми операциями.

КРИЗИСЫВОЗРАСТНЫЕ (от греч. crisis — поворотный пункт) — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Психическое развитие происходит в результате смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей в это время становятся трудновоспи­туемыми, вступают в острые конфликты с окружающими, испы­тывают тяжелые переживания, у школьников снижается успевае­мость, работоспособность, интерес к учебным занятиям. К. в. являются нормальными процессами, необходимыми для посту­пательного развития личности. Негативные проявления К. в. не могут считаться неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздей­ствий, учет происходящих с ребенком перемен могут значитель­но смягчить протекание К. в.

КРИЗИСЫВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - труд­ности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии:

кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, пе­рестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис

слов.

КРИТЕРИЙ — признак, на основании к-рого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера сужде­ния, оценки к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных яв­лений в педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стан­дартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование К. м. — одна из актуальнейших задач современного обучения.

КРУГОЗОР — объем интересов, знаний человека.

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869—1939) — совет­ский политический деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Жен­щина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. Дала анализ мировому пед. наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне раз­витого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик по­литехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше ба­рабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятель­ности вожатых с пионерами. Статьи К. по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самооб­разования школьников интересны и полезны и в настоящее вре­мя. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не мог­ло отрываться от семьи.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, раз­витие, почитание) — исторически определенный уровень разви­тия общества, творческих сил и способностей человека, выра­женный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях. Культура в образовании высту­пает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-воле­вого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Культура интеллектуальная — культура умственного труда, оп­ределяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различны­ми способами, работать с источниками и оргтехникой.

Культура личности — 1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокуп­ность компетенции: политических и социальных, связанных со спо­собностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; ком­петенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (пони­мание различий между представителями различных культур, язы­ков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п. К. л. формируется в процессе воспитания и обу­чения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоян­ном развитии и совершенствовании.

Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы обще­ния с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользо-

вание средствами телематики, глобальными и локальными ин­формационно-вычислительными сетями. Включает в себя способ­ность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информаци­онных связей, свободно ориентироваться в информационном об­ществе, адаптироваться к нему. Формирование К. л. и. осуществля­ется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и вклю­чения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: