Беседы о духовной жизни православного христианина (Практика Православия - аскетика)
ЦИКЛ БЕСЕД 1 «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»
ТЕМА 1.1 «Что значит быть христианином»
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21)
ВОПРОСЫ: 1. В чем отличительные черты христиан? 2. «Что значит «быть христианином»?
3.Для чего ставить перед собой такие вопросы, разве ответы не очевидны?
1. Заповеди Блаженств Христа (Мф. 5) - вся суть христианства - любовь к Богу и любовь кближнему:
1) Блаженнынищие духом, ибо их естьЦарство Небесное |
2) Блаженны плачущие,ибо ониутешатся |
3) Блаженны кроткие,ибо онинаследуют землю |
4) Блаженны алчущие и жаждущие правды,ибо онинасытятся |
5) Блаженны милостивые,ибо онипомилованы будут |
6) Блаженны чистые сердцем,ибо ониБога узрят |
7) Блаженны миротворцы,ибо онибудут наречены сынами Божиими |
8) Блаженны изгнанные за правду,ибо их естьЦарство Небесное |
9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.Радуйтесь и веселитесь, ибовелика ваша награда на небесах:так гнали и пророков, бывших прежде вас |
2. Христианство – не статика и неподвижность, не нечто, что кем-то из людей достигнуто в полноте:
- «Братия, я не почитаю себя достигшим,а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить » (Флп.3:13-15)
- «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного » (1Кор.9:24-25)
Образ: вера похожа на мед, который постоянно засахаривается, нужно ломать корку, чтобы наша религиозная жизнь не застывала на месте.Христианин должен оставаться собой, прилагая к этому труд. Человек – создан по образу Божьему. Он носитель Первообраза, чистоты и света. Но не видит этого ни в себе, ни в других, пока не очистит сердце (свт. Григорий Нисский) = возвращение к своему Первообразу через Христа, постоянное открытие Христа (Евангелие – Благая Весть – всегда новость и открытие для христиан, искреннее удивление. Если Христос не волнует сердце – то где наше сердце?)
Как далеко отстоим мы от звания христианина? Ценим ли этот дар – возможность живого соприкосновения со Христом в полноте Церкви? Болезнуетли сердце о Господе?
Важно понимать и видеть перед собой ежечасно смысл своего христианства, познавать себя и в себе – Бога.«Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты вовсе не православный» (Серафим (Роуз). Не успокаиваться в «комфортном» христианстве и «всезнании».
Родиться свыше –не просто стать когда-то участником Святого Крещения. Важно в дальнейшем переменить свой ум, сердце и тело. Оказывается, можно быть крещеным, но не рожденным свыше ( см. Ин.3:3-4) по своему духовному устроению (в том смысле, что семя Божье так и не прорастет). Иначе человек никуда не движется, не исполняя «Закон Христов».
3. Иные свойства ума и взгляда на мир (через призму «Света разума Святого Евангелия»):
- «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может… А мы имеемум Христов » (1Кор.2:14-16)
- «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор.3:18-20)
- «Мы безумны Христа ради» (1Кор.4:10)
- «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17)
- «и уже не я живу, но живет во мне Христос » (Гал.2:20)
Т.е. христианин – «новая тварь » - имеет христообразный ум, христообразное сердце, христообразное тело - «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин.17:16). Перемена мировоззрения (покаяние).
Путь христианина – путь личной аскезы и преображения зрения (Евангельский образ прозрения слепого). Знакомясь с Христом, мы прозреваем, потом начинаем заново знакомиться сосвоими ближними и с окружающим миром, в Свете Христовом начинаем видеть подлинную ценность вещей. Многие христиане, приходя ко Христу, теряют сначала вкус ко всему. Но это только ступень, ее нужно перейти, чтобы потом вернуться к настоящему. Увидеть и почувствовать настоящий вес этих вещей, звучание, увидеть, насколько все в мире прекрасно по-настоящему. Новый образ жизни, сердца и мысли.
4. Качества христианина:
- «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7)
- «Будьте «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода», они должны сиять в мире как светила» (Флп. 2:15)
- «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2:7-8)
-«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрыхплодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:13-18)
Христианин - «соль земли» (Мф. 5:13), «Имейте в себе соль» (Мк. 9:50). Испытываем ли себя каждый день, и час, утром и вечером: где я, кто я в отношениях с Богом?
Духовные проблемы христиан:
- нет желания что-то менять в жизни, прежде всего – самого себя, удовлетворенность на достигнутом;
- удовлетворенность наружной обрядово-социальной стороной церковной жизни, несмотрениевнутрь себя, отсутствие диалога с Богом в своем сердце, нежелание познавать свою веру;
- отсутствие благодарности Богу;
- охлаждение веры, отступление (даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать веру); вера - дар Божий;
- молитва не о Божьей воле, а о своей (например, Господь и попускает нам скорби и болезни, но мы, вместо того, чтобы принять их со смирением, начинаем молитьсялишь о скорейшем избавлении от них);
- комфорт и удобство жизни;
- знание о Боге и знание Бога – это разные вещи (в чем разница?)
ВЫВОДЫ:-Христианство – ежедневный труд, а не фактически достигнутое состояние
-Христианство – постоянное открытие человеком непознаваемого в Своей полноте Бога, тайны. Важно проверять свое «христианство» на предмет наличия в нем признаков… жизни. Исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой (1Кор. 12:3)
-Христианин – тот, кто переменил ум во Христе и стремится к сохранению в себе этой переменыдеятельное хранение веры
-Душа по природе – христианка (по выражению богослова Тертуллиана), т.к. человек сотворен по Образу Божьему, хранит в себе Первообраз. Человек может видеть в себе Первообраз, только освобождаясь от неестественного для него зла, ржавчины греха
-Христианин – тот, кто всем сердцем и навсегда откликнулся на призыв Господа: « Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-29), «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24)
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ: поразмыслить о месте Христа в нашей собственной жизни