Цель: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, погибших в борьбе за Мир; воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям.
Ход занятия:
Учитель:
-Каждое утро над Землей встает солнце, и каждый вечер оно заходит. Кажется, так было и будет вечно. Каждый день на Земле рождаются тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное.
Каждый день, прожив большую, полную побед и неудач жизнь, уходят из нее люди. И никто и ничто не вправе менять эти законы, установленные самой природой.
-Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"
-8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года. Одним из инициаторов этого дня является Мария Михайловна Солдатова.
-А вы знаете, почему?
Ученик: («Я никогда не была в Париже»)— стихотворение
-Я никогда не была в Париже
-Ни в этот день, ни раньше,
-Но я сегодня так ярко вижу
-Его бульвары, мосты и башни.
-Молчалив и суров Париж!
-Плачут безлюдные улицы
-Роняя тяжёлые капли воды
-От боли дома сутулятся.
-Цветы и снова цветы
-Чёрные ленты горя
-Франция, это сегодня ты
-Провожаешь своих героев.
Учитель:
- Это стихотворение написала московская школьница Наталья Филиппова.
Оно посвящено памяти 15-ти летнего борца за мир — французского мальчишки Даниэля Фери.
Ученик:
-8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Это трудящиеся вышли на демонстрацию в знак протеста против фашизма, с требованиями прекратить кровавую войну против алжирского народа. «Мир Алжиру!», «Нет - войне!» - было начертано на лозунгах. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера «Юманите», от него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили.
Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире.
Демонстранты запели «Интернационал». Раздался выстрел. Даниэль не слышал его, он упал на мостовую сражённый пулей. От их предательских выстрелов и погиб Даниэль. Его хоронили с почестями.
Ученик:
- Ровно через год в другой стране, на Азиатском материке, в Ираке в застенках богдатской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля – 15-ти летний борец за свободу Фадык Джамаль, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать властям имена и адреса товарищей своего отца.
Ученик:
-8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции....
Учитель:
Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.
Ученик:
-А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников, борцов против фашизма и империализма. Пусть в этот день все дети во всех уголках Земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре!»
Рождение новой традиции поддержал Международный комитет детских и юношеских организаций. С тех пор 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма.
Ученик:
-Юные безусые герои,
-Юными остались вы навек.
-Перед вами вдруг ожившим строем
-Мы стоим, не поднимая век.
-Боль и гнев тому сейчас причиной,
-Благодарность вечным вам и всем,
-Маленькие стойкие мужчины,
-Девочки, достойные поэм.
-Сколько вас? Попробуй перечислить,
-Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,
-Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
-В каждой песне, лёгком шуме листьев,
-Тихо постучавшемся в окно.
Учитель:
-Как вы понимаете слово «фашист»?
Фашист - сторонник и последователь фашизма, член фашистской партии.
-А что такое "фашизм"?
Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. Это форма открытой террористической диктатуры, направленная на уничтожение и подавление других рас и национальностей и национальностей, на подготовку агрессивных войн.
-Как вы понимаете слово «антифашист»?
Враг фашизма, борец против фашизма. Противник фашизма, борец с фашизмом.
Ученик:
-Весь под ногами шар земной
-Живу. Дышу. Пою.
-Но в памяти всегда со мной
-Погибшие в бою.
-Пусть всех имен не назову,
-Нет кровнее родни.
-Не потому ли я живу,
-Что умерли они? (С. Щипачев)
Учитель:
- В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. 1418 дней и ночей бушевала война. Это были дни и месяцы, и годы всенародного подвига. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Тысячи мальчишек и девчонок в красных галстуках встали в шеренги бойцов - вместе с отцами и старшими братьями, со взрослыми на защиту Родины. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. И ни на миг не дрогнули юные сердца.
Ученик:
-До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: "Все для фронта - все для победы".
Учитель:
-Им, юным мальчишкам и девчонкам всех стран мира, детям, которые боролись и умирали за свободу, демократию, равенство и счастье людей, за светлые идеалы, посвящается этот день 8 февраля - День юного героя-антифашиста.
-Они ушли из жизни, когда им еще не было 18. Они любили эту жизнь и это солнце. Им хотелось видеть свой дом - Землю под чистым небом, не испачканным взрывами.
Ученик:
-Война - жесточе нету слова.
-Война - печальней нету слова.
-Война - святее нету слова
-В тоске и славе этих лет.
-И на устах у нас иного
-Еще не может быть и нет... (Александр Твардовский)
Ученик:
Более 68 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники и младше. Дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Учитель:
-В годы войны одна шестилетняя девочка, эвакуированная в Сибирь, написала письмо а газету «Омская правда»:
«Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой…»
Это письмо девочки вызвало горячий отклик у тысяч ребят. Дети Сибири прислали небольшие переводы на танк. Удалось собрать 179 тысяч рублей. На эти средства и был построен танк «Малютка». На нём сражалась Катя Петлюк.
Ученик:
-Как тяжело, когда идёт война.
-Солдаты гибнут, умирают дети.
-Я не хочу, чтобы она была
-ни в телевизоре, ни на планете.
Учитель:
-Героями в годы ВОВ стали многие девочки и мальчики.
Давайте еще раз по очереди назовем имена некоторых из них:
Марат Казей
Зина Портнова
Валя Котик
Леня Голиков
Тихон Баран
Витя Кучерявый
Володя Дубинин и др.
Учитель:
И в заключение споём песню «Солнечный круг».
Анализ мероприятия
Мероприятие прошло успешно, т.к. удалось достигнуть главной цели – показать учащимся, что из каждой непростой ситуации можно найти выход. По реакции детей было видно, что информация была доступна для понимания, соответствовала возрастным особенностям, некоторые ребята проявили особый интерес и задавали дополнительные вопросы по теме, данный информационный час способствовал сплочению коллектива.