Ознакомтесь с информацией, представленной ниже.




Мастерская художника слова

(Анализ лирических произведений Ф.И.Тютчева)

Цель

· на основе анализа стихотворений Ф.И. Тютчева выяснить, в чём заключается особенность восприятия мира и человека в творчестве данного поэта.

Задачи

· отобрать для анализа стихотворения поэта, позволяющие наиболее точно выявить его точку зрения на мир и место человека в нём;

· обобщить полученные результаты и зафиксировать их

· создать проектную работу «Нами выбранные стихи Тютчева»

Задания для работы команды

Помните, что для получения результата важен вклад каждого

Прослушайте лекцию кандидата филологических наук Дмитрия Бака «Лирика Тютчева»

https://www.youtube.com/watch?v=eGywDi94cpU&index=5&list=PLDJ8qF9_L4Wg46zt1coUq6ZKBAmPVIaAi

· При прослушивании обратите особое внимание на указанные лектором направления лирики Ф.И. Тютчева и произведения поэта.

· Выберите в каждом направлении наиболее понравившееся вам стихотворение. Создайте документ Word «Нами выбранные стихи Тютчева». Используя любые информационные источники, найдите:

- тексты произведений, прочитайте их;

- скопируйте в созданный документ;

- актерское исполнение данных произведений, прослушайте их, прикрепите ссылку к каждому из произведений в созданном вами документе.

· На основе полученной информации на листе формата А4 создайте кластер «Основные направления лирики Тютчева». Результат своей работы отправьте учителю.

 

 


2. Прослушайте лекцию учителя русского языка и литературы, тренера ОГЭ и ЕГЭ Центра «Словесник -плюс» «Урок-разбор стихотворения Ф.И.Тютчева "Silentium" (1830)» https://www.youtube.com/watch?v=Cx2VPfLfcZs. Обратите особое внимание на проводимый анализ стихотворения.

Ознакомтесь с информацией, представленной ниже.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант рассуждения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта".

Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать размышление. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.

4. Изучите план – схему анализа лирического произведения.

Схема анализа лирического произведения

(Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения)

1) Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".

2) Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.

3) Жанр стихотворения.

4) Идейно-тематическое содержание стихотворения:

a. ведущая тема;

b. основная мысль, ее развитие;

c. эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;

d. общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.

5) Особенности композиции стихотворения.

6) Особенности стихотворной формы (Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует):

a. размер; особенности ритмики;

b. рифма и способы рифмовки;

c. специфика строфики;

d. стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);

e. звуковые приемы (звукопись).

7) Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.

8) Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.

9) Место стихотворения в творчестве автора.

5. Выполните, используя план – схему и полученную ранее информацию, анализ каждого из выбранных вами стихотворений. Результаты своей работы внесите в документ «Нами выбранные стихи». Готовую работу отправьте учителю, предварительно заполнив таблицу (скопируйте в свой документ)

Участники команды (ФИО) Степень участия в работе команды
слушание лекции поиск информации создание кластера анализ стихотворения (какого?) создание текстового документа ВНИМАНИЕ стихотворение, которое выбрано для чтения наизусть
             
             
             
             


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: