Мастерская художника слова
(Анализ лирических произведений Ф.И.Тютчева)
Цель
· на основе анализа стихотворений Ф.И. Тютчева выяснить, в чём заключается особенность восприятия мира и человека в творчестве данного поэта.
Задачи
· отобрать для анализа стихотворения поэта, позволяющие наиболее точно выявить его точку зрения на мир и место человека в нём;
· обобщить полученные результаты и зафиксировать их
· создать проектную работу «Нами выбранные стихи Тютчева»
Задания для работы команды
Помните, что для получения результата важен вклад каждого
Прослушайте лекцию кандидата филологических наук Дмитрия Бака «Лирика Тютчева»
https://www.youtube.com/watch?v=eGywDi94cpU&index=5&list=PLDJ8qF9_L4Wg46zt1coUq6ZKBAmPVIaAi
· При прослушивании обратите особое внимание на указанные лектором направления лирики Ф.И. Тютчева и произведения поэта.
· Выберите в каждом направлении наиболее понравившееся вам стихотворение. Создайте документ Word «Нами выбранные стихи Тютчева». Используя любые информационные источники, найдите:
- тексты произведений, прочитайте их;
- скопируйте в созданный документ;
- актерское исполнение данных произведений, прослушайте их, прикрепите ссылку к каждому из произведений в созданном вами документе.
· На основе полученной информации на листе формата А4 создайте кластер «Основные направления лирики Тютчева». Результат своей работы отправьте учителю.
2. Прослушайте лекцию учителя русского языка и литературы, тренера ОГЭ и ЕГЭ Центра «Словесник -плюс» «Урок-разбор стихотворения Ф.И.Тютчева "Silentium" (1830)» https://www.youtube.com/watch?v=Cx2VPfLfcZs. Обратите особое внимание на проводимый анализ стихотворения.
Ознакомтесь с информацией, представленной ниже.
Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант рассуждения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта".
Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать размышление. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).
Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.
Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.
Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.
4. Изучите план – схему анализа лирического произведения.
Схема анализа лирического произведения
(Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения)
1) Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".
2) Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
3) Жанр стихотворения.
4) Идейно-тематическое содержание стихотворения:
a. ведущая тема;
b. основная мысль, ее развитие;
c. эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
d. общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
5) Особенности композиции стихотворения.
6) Особенности стихотворной формы (Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует):
a. размер; особенности ритмики;
b. рифма и способы рифмовки;
c. специфика строфики;
d. стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);
e. звуковые приемы (звукопись).
7) Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
8) Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
9) Место стихотворения в творчестве автора.
5. Выполните, используя план – схему и полученную ранее информацию, анализ каждого из выбранных вами стихотворений. Результаты своей работы внесите в документ «Нами выбранные стихи». Готовую работу отправьте учителю, предварительно заполнив таблицу (скопируйте в свой документ)
Участники команды (ФИО) | Степень участия в работе команды | |||||
слушание лекции | поиск информации | создание кластера | анализ стихотворения (какого?) | создание текстового документа | ВНИМАНИЕ стихотворение, которое выбрано для чтения наизусть | |