Методические рекомендации. Фактором, повышающим качество выполнения задания, является обращение к литературе




Фактором, повышающим качество выполнения задания, является обращение к литературе, которая поможет «оживить» свои представления об особенностях развития дошкольника. Соответствующую литературу можно выбрать из перечня, предлагаемого в рекомендациях, либо подобрать по желанию. Затем можно приступать к выполнению задания.

Необходимо помнить, что процессе диагностики (мониторинга) исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Диагностика должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание диагностики должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Изучение особенностей развития ребенка дошкольного возраста методом наблюдения может осуществляться на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей. В процессе наблюдения необходимо фиксировать особенности восприятия, мышления, сенсорики, речи,двигательных навыков, характера игровой деятельности, взаимоотношений.

При наблюдении за самостоятельной деятельностью детей и ее анализе можно придерживаться следующего плана:

1. Виды деятельности детей дошкольного возраста.

2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. Место сюжетно-ролевой игры среди других видов деятельности.

4. Форма общения с другими детьми.

5. Организация предметно-игровой среды для дошкольников.

6. Приемы руководства самостоятельной деятельностью детей.

Изучая особенности организации режимных процессов в группе, следует обратить внимание на такие моменты:

соблюдение принципа постепенности при организации режимных процессов;

распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;

навыки и умения детей, проявляемые в различные режимные моменты, уровень их сформированности;

приемы, используемые воспитателем при формировании, закреплении тех или иных умений и навыков.

Выполняя диагностику ребенка дошкольного возраста, необходимо помнить, что задача диагностики – не отбор детей, а контроль за ходом их развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Главная функция диагностики – определить условия, наиболее благоприятствующие дальнейшему развитию ребенка, помощь при выборе способов обучения и развития дошкольника, учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности. Диагностика включает в себя: диагностический материал, ситуацию проверки, методику проведения, поведение ребенка. Проведение диагностики исключает обучение и использование материала, применяемого ранее на занятиях. Ситуация проверки должна быть приближена к естественной.

Для удобства проведения диагностики, можно опираться на основные линии развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Основные линии развития детей младшего дошкольного возраста:

· смена ведущих мотивов;

· развитие общих движений;

· развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленное на исследование свойств и качеств предметов;

· формирование системы сенсорных эталонов;

· развитие наглядно-образного мышления;

· формирование представлений об окружающем;

· развитие понимания смысла обращённой к ребёнку речи;

· овладение диалогической речью;

· овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;

· становление сюжетно-ролевой игры;

· развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;

· становление продуктивных видов деятельности;

· развитие самосознания.

Основные линии развития ребёнка старшего дошкольного возраста:

· совершенствование общей моторики;

· развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;

· формирование произвольного внимания;

· развитие сферы образов-представлений;

· становление ориентировки в пространстве;

· совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;

· формирование связной речи и речевого общения;

· формирование элементов трудовой деятельности;

· расширение видов познавательной активности;

· становление адекватных норм поведения.

Особое внимание нужно уделить подбору диагностических методик. В этом случае необходимо ориентироваться на нормативы возрастного развития детей, представленные в приложении 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: