Методические рекомендации. Приступая к выполнению настоящего задания, необходимо углубить свои знания по




Приступая к выполнению настоящего задания, необходимо углубить свои знания по вопросам организации учебно-познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Это требует обращения к специальной литературе, рекомендованной или выбранной студентом самостоятельно. Необходимо также изучить специфику построения организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, в образовательной программе, по которой данная группа работает.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что разностороннее развитие детей осуществляется с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Осуществляться образовательная деятельность может: в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей.

Основная задача при проведении открытых занятий – показать достигнутый уровень педагогической деятельности, методическую компетентность, знание современных технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, умение творчески применять их на практике.

Чтобы эта задача была решена наиболее эффективно, при выборе раздела и темы следует опираться на результаты анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении. При обнаружении некоторых проблем в осуществлении педагогического процесса в детском учреждении, акцент в открытом показе необходимо сделать именно на этих проблемах.

Прежде, чем приступить к составлению конспекта занятия, необходимо изучить раздел программы, по которому это занятие будет проводиться, а также те показатели, которые определяются этой программой.

Так, в программе в программе «Детство», следует обратить внимание на то, что программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования (высокий, средний, низкий уровни) по каждому разделу, которое является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршру­та» ребенка. В каждом разделе описываются направления развития детей и детских видов деятельности, определяются соответствующие им педагогические задачи, даются методические рекомендации для воспитателей.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углуб­ление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий иих продолжительность не регламентированы. Педагогу предо­ставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. В организации и проведении занятия воспитателем должен реализовываться творческий подход, учитываться уровень развития ребенка и прочие индивидуальные особенности детей.

Согласно программе «Из детства - в отрочество», обучение детей носит организованный и систематический характер. Занятия должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала. Необходимо создавать условия для использования знаний и опыта в самостоятельной деятельности.

При организации и проведении занятий рекомендуется учитывать ряд правил:

- планировать содержание занятий с учетом возможностей детей и дидактических принципов постепенного усложнения материала (построение от простого к сложному);

- занятия проводить ежедневно и в определенное время;

- продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;

- обеспечивать новизну материала;

- создавать необходимые условия для занятий: проводить их в привычном помещении, обеспечивать воздушный и световой режим, удобно расположить детей, изолировать от них посторонние предметы и игрушки, поддерживать спокойный звуковой фон, воздерживаться от посторонних движений и разговоров взрослых в помещении;

- создавать перед занятием предварительную установку и положительную мотивацию.

Содержание педагогической работы с детьми ориентировано на освоение детьми следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Прежде, чем приступать к разработке конспекта, определите, каков будет вид вашего занятия.

Традиционно по дидактическим задачам занятия делятся на три группы:

· занятия по усвоению новых знаний, умений;

· по закреплению ранее приобретенных знаний, умений;

· творческому применению знаний и умений.

Кроме того, занятия могут быть комплексными, где одно­временно решаются несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.); интегрированными, то есть объеди­няющими знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Занятия имеют определенное строение (структуру), которое во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс), окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный на­строй, раскрыть учебную задачу.

Ход (процесс) занятия - это самостоятельная умственная или практичес­кая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обра­щения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие не­четкого объяснения педагога. Необходимо стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился резуль­тат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата - необходимое завершение практичес­кой и учебной деятельности на занятии. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес к приобретению знаний и умений.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учеб­ной задачи.

В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усердие, желание выполнить задание, то есть активизирует положительные эмоции, связанные с содержанием обучения. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отноше­ния к выполнению задания. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются сами дети.

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо прежде всего определить его главную цель, заключающуюся в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный само­стоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Такие занятия являются подготовкой к развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: