I этап. Осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности




1. Ориентировка в предметном содержании занятия:

- Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в курсе?

- Что я сам(а) об этом материале знаю?

- С какими другими математическими, лингвистическими или иными понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой?

- Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?

2. Ориентировка в конкретных условиях обучения:

- Что дети знают об этом понятии, что узнают в будущем?

- Что должны узнать, отработать на данном занятии, в какой степени, до какого уровня?

- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

- На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?

- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

- Какие конкретные трудности должны быть преодолены?

- Каковы возможные ошибки детей, еще не овладевших всеми признаками понятия?

3. Ориентировки в методическом арсенале способов и
средств обучения:

- Какие способы организации учебно-игровой работы, виды задании, средства обучения, отвечающие замыслу, я знаю как воспитатель?

- Какой материал предлагает методическое пособие?

- Какова цель каждого из предложенных заданий, логика их последовательности?

- Как, по каким критериям оценить, освоили ли дети понятие, способ действия?

Результат I этапа для воспитателя:

1) уяснение темы занятия и его места в ряду других;

2) актуализация собственных методических знаний в рамках темы;

3) примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и ее возможных содержательных границ.

IIэтап. Составление плана (модели) будущего занятия

- Какова цель занятия, т.е. каким должен быть «конечный результат?

- Какое понятие следует ввести?

- Какие его признаки помогут детям усвоить данное понятие, осознать, «открыть»?

- Какие действия они должны освоить?

- Как прийти к достижению цели занятия; путем реше­ния каких промежуточных задач?

- Какие дополнительные задачи обучения из других обла­стей знаний надо реализовать на этом занятии? Почему?

- Как организовать занятие:

а) Как создать проблемную ситуацию пли поставить перед детьми учебную задачу, а затем включить их в активную деятельность по принятию задачи, решению учебной проблемы?

б) Что нужно сделать, чтобы дети обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает?

в) Как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?

г) Как обеспечить усвоение на занятии необходимой информации?

д) Можно ли организовать занятие так, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия? Если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: сообщить все в «готовом виде» или организовать совместный поиск окончательного ответа? И т.п.

е) Как добиться освоения детьми необходимых действий и осознанного овладения материалом в целом?

ж) Какой демонстрационный и раздаточный материал необходим для реализации цели занятия?

з) В какой степени реализуются на занятии здоровьесберегающие технологии (смена деятельности детей в течение занятия; организация динамических пауз или физминуток; соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам)?

На этом этапе планирования воспитатель должен решить следующие три задачи:

1) поставить основную цель, промежуточные и задать последовательность их достижения;

2) определить основные виды деятельности детей на каждом этапе занятия;

3) выбрать средства и способы организации деятельности детей.

Очень валено, чтобы все решения, которые будут приниматься воспитателем, были достаточно обоснованными. Это - важнейшее условие подготовки к занятию. Педагог должен объяснить, в первую очередь самому себе, каждый из пунктов плана занятия.

Оценка плана занятия:

- Правильно ли отражены суть и содержание изучаемого?

- Удалось ли органично соединить обучение детей с развитием их личностных качеств?

- Получилось ли занятие целостным, завершенным; ясна ли логика движения мысли ребенка, его действий?

- Удалось ли воспитателю запланировать свою роль как активного участника коллективного познавательного процесса; интересно ли будет детям на занятии?

IIIэтап. Реализация на практике намеченного плана (проведение занятия)

Здесь от воспитателя требуется ряд умений, в т.ч.:

- организовывать деятельность детей на каждом из эта­пов занятия (от создания проблемной ситуации до получения задуманного результата);

- грамотно пользоваться способами обучения, выбранными для достижения целей;

- общаться с детьми, обеспечивая благоприятную атмосферу занятия;

- контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу вносить возможные коррективы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: