Упражнение № 2. Теория литературы




Класс. Домашняя работа по литературе

Дата: 17 ноября 2017

  1. Выучить стихотворение «К Чаадаеву» (Любви, надежды, тихой славы…»
  2. Выполните упражнения № 1 и 2. На уроке вам будет предложена самостоятельная работа, основанная на материале этих упражнений.

 

Упражнение № 1. Лексическая осведомленность

Выберите правильный ответ.

1) Одинаковыми по смыслу являются слова «рутинер» и а) «новатор»; б) «сановник»; в) «консерватор»; г) «аскет».

2) Противоположностью определения «оригинальный» будет а) «лаконичный»; б) «банальный»; в) «актуальный»; г) «абстрактный».

3) Меланхолия – это а) цирковой номер, состоящий из различных опасных трюков; б) уныние, тоска, грустное настроение; в) склад ума, мироощущение; г) музыкально-драматическое произведение.

4) Аргументировать – это значит а) оценивать; б) указывать; в) спорить; г) доказывать.

5) Надгробная надпись – это а) эпитафия; б) эпиграмма; в) эпиграф; г) элегия.

6) Одинаковыми по смыслу являются слова «гуманный» и а) «простой»; б) «священный»; в) «древний»; г) «человечный».

7) Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий – это а) мемуары; б) эссе; в) анналы; г) путевые заметки.

8) Глубоко личный, сокровенный – это а) риторический; б) дружеский; в) трагический, г) интимный

9) Гармония – это а) согласованность, стройность в сочетании чего-либо; б) название клавишного музыкального инструмента; в) расположение частей целого в порядке от высшего к низшему; г) общее понятие о предмете или явлении.

10) Человека, который твердо придерживается своих убеждений, взглядов, называют а) фе­номенальным; б) властным; в) принципиальным; г) сентиментальным.

11) Совокупность рукописей, писем, снимков, относящихся к деятельности какого-либо лица, – это а) досье; б) архив; в) раритет; г) завещание.

12) Одинаковыми по смыслу являются слова «экспрессивный» и а) «выразительный»; б) «красивый»; в) «смешной»; г) «безобразный»

13) Гарантировать – а) ручаться; б) обещать; в) выкупать; г) давать взаймы.

14) Исключительно талантливый – это а) популярный; б) известный; в) мемориальный; г) гениальный

15) Человека, который занимается каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки, называют а) эпигоном; б) меценатом; в) дилетантом; г) ассистентом.

16) Умышленно не замечать, не принимать во внимание – значит а) игнорировать; б) до­минировать; в) компрометировать; г) пародировать.

17) Кардинальный – это а) редкий, необычный; б) самый важный, существенный, основной; в) второстепенный, незначительный; г) истинный, доказанный.

18) Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о: а) компромиссе; б) общении; в) дискуссии; г) переговорах.

19) Миссия – это а) дар предвидеть будущее; б) подвиг, совершенный во имя человечества; в) ответственное задание, роль, поручение; г) краткое богослужение.

20) Человека, который верит в торжество добра, никогда не теряет жизнелюбия, называют а) скептиком; б) аскетом; в) пессимистом; г) оптимистом.

21) Первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности – это а) приоритет; б) привилегия; в) изобретение; г) лицензия.

22) В каком предложении следует употребить слово «искусственный»?

а) Сергеев и впрямь оказался искусным столяром; б) На столе стояла шкатулка с искусной резьбой; в) Актер показал искусную игру, которой заворожил всех зрителей; г) Его кривая улыбка была искусной.

 

Упражнение № 2. Теория литературы

Это упражнение поможет Вам усвоить те ключевые понятия, которыми мы будем активно пользоваться при анализе пушкинских произведений.

1. Найдите соответствия

1) Аллегория

2) Аллитерация

3) Анафора

4) Антитеза

5) Ассонанс

6) Инверсия

7) Лирический герой

8) Метафора

9) Метонимия

10) Реализм

11) Сонет

12) Сравнение

13) Строфа

14) Элегия

15) Эпитет

16) Ямб

 

а) жанр лирики, где передается печальное, задумчивое, мечтательное настроение;

б) это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений («сердце плачет от горя»; «лучи любви»);

в) стилистическая фигура, которая состоит в нарушении естественного порядка слов («голос нежный» – «нежный голос»; «исчезли юные забавы» – «юные забавы исчезли»);

г) группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, обычно разделяются на письме увеличенными интервалами;

д) перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности («читал Гомера, Феокрита», «покорствовать бичам»);

е) двусложная стопа с ударением на последнем слоге (È -);

ж) художественное определение («сердечная тишина», «язвительный поэт»);

з) образ поэта в лирике;

и) иносказание, изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа («Здесь Рабство тощее влачится по браздам»; «где, льва сразив, почил орел России мощной»);

к) направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах;

л) усиление выразительности поэтической речи повторами согласных звуков (ши п енье п енистых бокалов и п унша п ламень голубой);

м) итальянская форма стихотворения в 14 строк, которая чаще всего состоит из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трехстиший);

н) единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз

Я разлюбил свои желанья, / Я пережил свои мечты…»);

о) повтор гласных (преимущественно ударных) («Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных…»);

п) уподобление какого-либо явления другому («И вслед тирану полетело, /Как гром, проклятие племен…»);

р) содержательно-значимый контраст («большой» – «маленький»; «трели соловья» – «рев волка»)

2. Вставьте подходящие по смыслу слова из предыдущего набора в эти предложения

А) Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» состоит из 3 ____________, в которых показывается движение от неволи к желанной свободе.

Б) Когда мы читаем строчку «Как звук ночной в лесу глухом», то в нашем воображении возникает мрачная картина: мы видим густую чащобу, в глубине которой гаснет одинокий звук. Выразительность этим стихам придают не только ____________ («ночной», «глухом»), но и ____________: из-за нарушения прямого порядка слов логическое ударение падает на ключевые слова («ночной», «глухой»).

В) Воспевает ли поэт красоту жизни, тоскует ли он в одиночестве, но в глубине его стихов всегда звучит вера в непобедимость добра, в нерушимость гармонии, перед нами предстает ____________, который даже в тоске черпает радость, даже в разлуке находит утешение, потому что «слезы» – это составная часть жизни, без которой нет счастья.

Г) «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…» – использование ____________ позволяет автору усилить эмоциональность этих строк, передать силу чувств в душе, охваченной прекрасными порывами.

Д) Мотивы разочарованности, усталости, обманувших надежд, характерные для романтической ____________, сменяются в стихотворении «К Чаадаеву» образами, характерными для гражданской лирики декабристов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: