История русской матрёшки




И.В. Каминская

РУССКАЯ МАТРЁШКА.

АВТОРСКАЯ ФАНТАЗИЯ

Методические рекомендации

Для студий и кружков

Декоративно-прикладного творчества

Ульяновск


 

Настоящий методический сборник «Русская матрёшка. Авторская фантазия», разработанный Каминской Инной Вячеславовной, - первый из серии изданий, запланированных Центром развития и сохранения фольклора. В Центре фольклора работают пять студий декоративно-прикладного искусства по разным направлениям, руководители которых и собираются поделиться опытом своей работы в этих выпусках.

Инна Вячеславовна Каменская – руководитель народной студии художественной росписи по дереву и ткани «Жар-птица». Она автор большого количества вариантов росписи матрёшек. Матрёшки в её исполнении красочны и живописны, и на страницах данного издания автор предлагает несколько вариантов авторской росписи, подробно описывая каждый этап работы.

Данные методические материалы могут быть использованы в работе руководителей студий, кружков декоративно-прикладного искусства, преподавателей художественных отделений школ искусств, общеобразовательных школ и всех, кто интересуется живописью и русским народным творчеством.


Введение

 

Образец русского прикладного искусства - матрёшка - яркая, красочная, интересная по форме. Сегодня всему миру известна эта народная игрушка-сувенир, состоящая из нескольких кукол.

Матрёшка - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы росписи матрёшек могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей, что стало вполне актуально в последнее время.

Русские матрёшки настолько популярны благодаря своей выразительности и разнообразию. Оригинальные деревянные куклы могут быть и памятным подарком, и национальным сувениром, и произведением народного искусства, и народной игрушкой.

Сейчас доступность материалов для творчества даёт возможность каждому любителю матрёшек создать свою собственную куклу, интересную и отличительную от других.

Методические рекомендации «Авторская матрёшка» имеют целью не только ознакомить с фактами из истории матрёшки и образцами центров изготовления матрёшки, а также помочь в создании своих авторских кукол.

В девяностых годах XIX века первыми появились авторские матрёшки, многоликие и пёстрые. Позже, в 20-х годах XX века были разработаны серийные артельные образцы. Создание современных матрёшек - это народный промысел, где каждый художник перенимает опыт и в чём-то его совершенствует.

В практической части методических рекомендаций «Авторская матрёшка» рассматривается последовательность росписи и показаны варианты матрёшек разного уровня сложности.

На примере росписи матрёшек возникают и развиваются желание познать основы художественного ремесла и дальнейшее увлечение декоративно-прикладным искусством и народными промыслами России.


История русской матрёшки

 

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. В Москве в мастерской «Детское воспитание» (1883–1918) Анатолия Ивановича Мамонтова (1839–1905) и его жены Марии Александровны (1840–1904) первоначально создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В мастерской «Детское воспитание» и зародилась идея создания русской деревянной куклы.

В семью Мамонтовых попал японский сувенир – японская игрушка с острова Хонсю. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

По этому образцу эскизы русской куклы создал Сергей Васильевич Малютин (1859–1937), яркий представитель неорусского направления в искусстве. Первая русская матрёшка была выточена по эскизам.

Первую матрёшку выточил потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин (1876–1956) из деревни Шубино Подольского уезда Московской губернии. Матрёшка «Девушка с петухом» была восьмиместная: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. Эта матрёшка находится в «Музее игрушки» в г. Сергиев Посад. На Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже 1900 года матрёшка получила высокое признание зрителей и была награждена бронзовой медалью.

 

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «мать». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.

Для того чтобы матрёшка стала промысловым товаром и обрела знаковый характер, понадобилось её второе, массовое «рождение» на крупнейшем в России игрушечном промысле в Сергиевом Посаде Московской губернии. В 1904 году учебная игрушечная мастерская города, принадлежавшая московскому губернскому земству, купила часть богатого ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание», в числе которых находились образцы складной куклы-матрёшки. Они стали для сергиево-посадских мастеров своеобразными эталонами для дальнейшего творческого варьирования и тиражирования.

Множество образцов матрёшек, различавшихся по форме, содержанию и характеру росписи появилось благодаря совместным творческим усилиям профессиональных художников, сотрудничавших с земской мастерской, и народных мастеров. «Русский стиль» преобладал в художественной направленности игрушек. Матрёшки воплощали образы древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. Количество вкладываемых фигурок доходило до 24, а потом и до 48 штук. Заказы на изготовление матрёшек поступали из Франции, Германии и других стран, что способствовало развитию и процветанию промысла.

В 1928 г. в Сергиевом Посаде артель по изготовлению игрушек преобразовали уже в фабрику игрушек №1, а в 1932 г. там открылся первый в мире НИИ игрушки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: