Религиозные верования абхазов.




Абхазия - древнейшая страна со своей уникальной культурой. Абхазы одна из тех немногих народностей, которые попрошествии нескольких тысяч лет, не потеряли свои исконные религиозные воззрения и в настоящее время. Напротив, абхазы сумели в разное время сохранить и свою самобытную культуру и благосклонно относиться к другим иноземным религиям.

Надо сказать, что в современном быту всех без исключения абхазов (и христиан, и мусульман) сохранились с древнейших времен устойчивые пережитки язычества: поклонение горным духам, силам природы, святым рощам и отдельным деревьям, особые обряды при захоронении умерших, родовые праздники и обряды, связанные с жертвоприношениями животных и т. д.

В традиционной религии абхазов один Бог («Анцэа»), он является Творцом и Создателем всего мира. У Бога имеются «апаимбары» — божества, ангелы, высшие существа, помошники и представители Бога на земле, которые следят за всем, что делается среди людей, и докладывают обо всем Богу.

Каждый из апаимбаров занят своим делом: они наблюдают за домом, очагом, скотом, горами и морем. Людей же создают и определяют их судьбу «ашачща» («ашацва») — создатели и боги судьбы (дословно — «те, кто раздают, делят»). Когда человек рождается, ашачща «делят: какое кому счастье, кто сколько лет проживет».

Абхазы свято верят, что их родина оберегается и защищается семью великими древними святилищами (по-абхазски, «аныха»). К настоящему времени возобновлена деятельность шести из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Илыр-ныха и Инал-куба, располагающаяся в долине Псху. Последнюю, абхазы называют «Святой горой», считается, что там запрещено охотиться, а абхазы в особом месте у подножия горы совершают жертвоприношения животных. В последние годы Святая гора стала местом паломничества православных верующих. По поводу имени и расположения седьмого древнего святилища нет единого мнения. Некоторые считают им Бытху — древнее святилище убыхов (современный жилой район в г. Сочи). Гораздо реже в качестве седьмого святилища называются святилища: Ахчыпсаарныха (райносовр. Красной Поляны), Аергь-Лапыр-ныха, Напра-ныха и др.

Жрецами семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий. Причем жрецы должны обладать высочайшими нравственными качествами, поскольку, согласно традиционной религии абхазов, моральная чистота и искренность в общении с высшими силами являются совершенно обязательными.

Среди абхазов широко распространен обычай жертвоприношения животных. Жертвенными животными, как правило, являются белые козлы или козлята, овцы, реже — быки. Христианство первых веков использовало языческие местные веро­вания — так, все раннехристианские храмы построены на местах древних святилищ. Родовые ежегодные моления с жертвоприношениями проходили и проходят в священных рощах или около отдельных деревьев (дуб, граб, бук), также молятся возле святого кувшина (абх. «ахабща») с вином, зарытого в земле или родовой кузни. Священными у абхазов издавна считаются некоторые горы и перевалы.

Кроме семи общеабхазских святилищ, каждое селение и каждая фамилия (род) имеют свои собственные священные места, где ежегодно проводятся соответствующие обряды с жертвоприношениями животных и молениями.

Абхазы - чрезвычайно веротерпимый народ и очень снисходительно и доброжелательно относятся к последователям разных религии.

Что касается христианства, то оно еще в I веке н.э. проникло на черноморское побережья Кавказа. В результате, благодаря апостолам Христа Симону Кананиту и Андрею Первозванному местное население Абхазии познакомилось с этой религией. Видимо, и апостол Матфей (один из 70-ти) также проповедовал в этой земле и был погребен в Севастополисе (совр. Сухум). В последующие два-три столетия христианство проникало на территорию Абхазии благодаря римским солдатам, а во времена гонений на христиан в Римской Империи, благодаря ссыльным христианам. Последние создали в Питиунте к началу IV в. церковную общину (епископию). На I Вселенском Соборе в г. Никее в 325 г. присутствовал Стратофил — епископ Питиунта. В V в. епископия появляется и в Себастополисе. Севастопольский епископ Керконий участвует в работе IV Вселенского Собора. И, наконец, в первой пол. VI в. произошло массовое крещение предков абхазов, и считается, что христианство здесь стало государственной религией. Интересно, что проповедники христианства в Абхазии, часто строили церкви на священных местах местного населения, подле которых многими столетиями молились предки абхазов. Вернее всего это было сделано для того, чтобы распространение религии приобрело новый импульс.

С XVI в., после захвата абхазского побережья турками, началась исламизация части местного населения. Ислам также оказал большое влияние на развитие культуры местного населения.

Отечественная война 1992-1993 гг. Следы войны сегодня видны повсюду: разрушенные и сожженные дома, покинутые безжизненные села, скорбные памятники павшим. Война, начавшаяся с агрессии Грузии против маленькой республики, провозгласившей свою независимость, длилась 13,5 месяцев и закончилась победой Абхазии. В результате этой победы на реальной политической карте мира появилось новое суверенное непризнанное государство - Республика Абхазия. Потери абхазской стороны велики: погибло около 5000 человек, около 300 до сих пор числятся пропавшими без вести, ранено свыше 15000. В ходе войны почти полностью была разрушена промышленность и курортная инфраструктура республики, нанесен невосполнимый ущерб науке, искусству, культуре абхазов. По оценкам независимых экспертов ООН республике нанесен материальный ущерб в размере 11,3 млрд. долларов США.

Краткая хроника войны

1992 год

14 августа - Войска Госсовета Грузии (бронетехника и пехота) вторгаются на территорию Абхазии, проходят через Галский, Очамчырский и Гулрыпшский р-ны и занимают Сухум. В столице начинаются уличные бои. Объявлена мобилизация взрослого населения.

15 августа - в р-не Гагры высажен морской грузинский десант.

18 августа - Сухум полностью оккупирован грузинскими войсками. Сформировалась первая мощная линия противостояния - Гумистинский фронт (линия фронта проходит по р. Гумиста, абхазский штаб расположился в с. Верхняя Эшера). В Очамчырском р-не начало действовать партизанское движение.

19 августа - Гагра полностью захвачена грузинскими войсками.август - формируется Восточный фронт.

сентябрь - началась многомесячная блокада грузинскими войсками г. Ткуарчал.

1 октября - началась военная операция по освобождению Гагры и Гагрского р-на от грузинских войск.

6 октября - территория от Гагры до Псоу полностью очищена от грузинских военных формирований.

23 октября - в оккупированномСухуме грузинские спецслужбы подожгли и уничтожили Государственный исторический архив Абхазии и Институт языка, литературы и истории Абхазии. Погибли уникальные, не подлежащие восстановлению научные материалы.

1993 год

16-30 сентября - последняя наступательная операция абхазской армии. Начало наступления на Восточном и Гумистинском фронтах

21-27 сентября - уличные бои в Сухуме

27 сентября - полное освобождение столицы

30 сентября - абхазские войска вышли к абхазо-грузинской границе по р. Ингур. Территория Республики освобождена.

Владислав Ардзинба. Рассказывая о современной Республике Абхазия, нельзя не упомянуть основоположника современного абхазского государства, главнокомандующего вооруженными силами РА (1992-93), первого Президента РА – Ардзинба В.Г.

Он родился 14 мая 1945 в селе Эшера (недалеко от Сухума).

С 1969 по 1987 год жил в Москве, работал в Институте востоковедения АН СССР, где защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». Диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» защитил в Тбилисском государственном университете в 1985 году.

1987 — Назначен заведующим сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР. Является автором более 40 научных трудов.

В 1988 году и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа.

1989 — В. Ардзинба избран народным депутатом СССР и депутатом Верховного Совета СССР. В том же году избран председателем подкомиссии по государственному и правовому статусу автономных образований и становится членом Президиума Верховного совета СССР.

В 1990 году избран председателем Верховного Совета Абхазской АССР, провозгласившего независимость Республики Абхазия.

1992 — В. Ардзинба назначен председателем государственного комитета обороны и возглавляет национально-освободительную борьбу народа Абхазии.

1994 — президент Республики Абхазия.

В 1999 году переизбран президентом Республики Абхазия на новый срок.

В связи с тяжёлой болезнью был вынужден оставить свой пост в 2004 году.

В. Ардзинба - доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, Адыгской международной Академии наук, лауреат Международной Кандуровской премии, лауреат премии им. Вернадского.

Награжден высшей государственной наградой Абхазии — орденом «Ахьдз-апша» I степени, медалью «Герой Абхазии» и высшей государственной наградой Республики Южная Осетия — «Орден почета».

4 марта 2010 года Владислав Ардзинба скончался в Центральной клинической больнице Москвы. Его тело было перевезено на родину, Он был похоронен, как сам и завещал рядом с бойцами абхазских вооруженных сил, павших за независимость Абхазии.

Вина Абхазии. Теплый и мягкий климат Абхазии способствует произрастанию таких традиционных сортов винограда, как Каберне, Саперави, Качич, Изабелла и многих других.

Виноградарство и виноделие в Абхазии известно с древнейших времен. Это, в частности, подтверждает бронзовая скульптура, найденная в с. Бамбора Гудаутского р-на, изготовленная более 3 тыс. лет назад.

Почти каждая абхазская семья выращивает виноград. Осенью из него делают вина (черное, реже - белое) и виноградное бренди (водку) – чачу. Бытует мнение, что нет ничего лучше домашнего абхазского вина!

Все вина Абхазии отличаются своей легкостью, ароматом, свежестью и неповторимым вкусом. Говоря о вине, нельзя не упомянуть и о традициях абхазского застолья, ведь виноградное вино в Абхазии является повседневным напитком. Для проведения любого застолья (кроме траурного) выбирают тамаду, одного из самых уважаемых людей. В Абхазии строго соблюдается иерархия и последовательность обязательных тостов. Любое застолье начинается ритуальным тостом, в котором абхазы неизменно обращаются к Всевышнему. Важно отметить, что культура винопития у абхазов требует от участников застолья не только проявления ораторского мастерства, но и умения пить, не пьянея, достойно заканчивая застолье так, будто ты и не выпил 20 бокалов вина.

Табаководство. Лучшие сорта ароматных табаков выращивается у нас в Абхазии. Табак к нам был завезен турками и интродуцирован. Климатические условия оказались очень благоприятными для выращивания табака, и по качеству стал превосходить даже турецкий табак. У нас выращивают два сорта табака «Трапезунд» и «Самсун». Табак выращивается и возделывается вручную.

 

ГЕЧРИПШ - ГАГРА

Гагрский район – самый западный район РА. Его терр. составляет 772 км2.Население района согласно переписи 2011 г. - 40 217 чел. В районе находятся два городаГагра,Пицунда, два поселка городского типаЦандрипшиБзыпта, а также 10 сельских административных центров и 35 сел.

Гечрипш. Поселок Гечрипш располагается в долине р. Псоу от моря до предгорий. Этот поселок является самой западной точкой Гагрского района и всей Абхазии. Гячрипш-древнее поселение одного из абхазских племен-санигов (садзов, джиков), а название этого поселка происходит от фамилии Гечба, которую носили местные князья. «На карте английского разведчика Джеймса Белла, жившего среди горцев Западного Кавказа, между Сочи и Гагрой отмечена гавань Гечба. Это также говорит о наличии оживленных торговых сношений местной знати и купечества как с близкими соседями, так и с отдаленными землями.

Именно здесь располагался порт Абхазия (Abcasiа), обозначенный на генуэзских и венецианских картах XIII-XIV веков. Отмеченные средневековыми картографами и последующими авторами применительно к бассейну Псоу и ее устью пункты Абхазия, Авогазия, Афразы, Абаза говорят о том, что и в географическом, и в этническом смысле эти термины являются вариантами названия одного и того же народа, одной и той же страны.

Во время русско-кавказской войны (по одним данным она началась в 1763-1864 по другим данным 1817-1864) множество покоренных народов насильственно выселялись из Кавказа. Это насильственное переселение получило названия «махаджирства» (мухаджирства). Дело было в том, что для окончательного укрепления Российской империи на Черноморском побережье Кавказа, России было необходимо выселить всех воинственных и свободолюбивых горцев за пределы своей родины (в Турцию).

Так, после опустения Гечрипша в XIX в., здесь возник поселок эстонцев-переселенцев Сальме. Рядом с Сальмев началеXX в. возникло дачное хозяйство Муравьева, а затем небольшой поселок под названием Ермоловка. В 1944 г. поселок назвали Леселидзе - в честь героя Советского Союза (это было методичное уничтожение абхазских топонимов и замена их грузинскими). Сейчас Гечрипш курортное село с удивительно мягким субтропическим климатом. В 1992 г. поселку вернули исконное название «Гечрипш».

Сегодня Гечрипш - это курорт Абхазии с великолепным климатом наличием отелей и хорошо развитым частных сектором. Самым же красивым местом является центральная площадь – где установлен памятник герою ВОВ генерал-полковнику К.Н.Леселидзе а вокруг него зеленеют 68 кипарисов – по числу жителей Гечрипша которые не вернулись с войны.

Цандрипш.

В 1917 г. на территории поселка Цандрипш были обнаружены бронзовые топоры, имеющие давность около 3 тысяч лет. Эта находка свидетельствует о том, что в этот период человек вел здесь активную хозяйственную деятельность. Поселение известно с античности. Название поселка произошло от имени княжеского рода Цанба и означает «поселение садзов.

Касаемо коренного населения этого местечка, то после очередной волны махаджиртсва в 1867 году им тоже пришлось покинуть Цандрипш. После чего «здесь возник маленький русский поселок, получивший название Пиленково (по фамилии начальника Черноморского округа генерала Пиленкова)… В него пребывали переселенцы-русские, армяне, молдаване. С 1915 г. Поселок активно заселялся армянами бежавшими от турецкого геноцида. В период 1944г. Поселок носил название Гантиади (в преводе с грузинского «рассвет»). В поселке сохранились руины дворца абхазского рода Цанба, а также руины храма 6-8в. н.э., при обследовании в стенах были обнаружены полые сосуды, которые придают ему великолепнуюаккустику и резонанс, что указывает на высокое мастерство зодчих.

В 8км. от села на скалистом утесе густо заросшем лесом, над рекой Хашупсе стоит Хашупсская крепость построенная в 8-10 вв. В средние века крепость защищала ущелье реки и имела стратегическое значение. В случае нападения противника жители села укрывались в ней.

Крепость защищена мощной стеной с четырехугольными башнями у обрывов. Высота стен достигает до 8 м, при толщине 2 м. На самом гребне находилась цитадель, от нее уцелело несколько строений. А также остатки цистерн для воды. Крепость ни разу не реставрировалась, и сохранила первоначальный вид.

В окрестностях крепости сохранились древние могильники, разрушенные гробницы – дольмены.

В 1954 г. в поселке Цандрипш был построен железнодорожный вокзал по проекту архитектора Зои Паченцовой. Вдоль берега моря расположены здравницы: «Псоу», «Солнечный», «Спорт» и др.

В 1992 г. Поселку было возвращено его древнеабхазское наименование Цандрипш. Сегодня это также курорт Абхазии, где расположены пансионаты и предоставляются услуги частного сектора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: