Товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением товаров от мест их производства к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для лиц, занятых товародвижением.
Большинство производителей предлагают рынку свои товары через посредников и стремятся сформировать наиболее эффективные каналы товародвижения (каналы распространения товара).
Канал товародвижения – это совокупность посредников, физических лиц, способствующих перемещению товаров и передаче прав собственности по цепочке от производителя к потребителям.
Канал сбыта помогает осуществлять связь между производителем и клиентом, а также облегчает осуществление между ними необходимых деловых взаимодействий. Ниже приведен список основных функций каналов сбыта:
· Информация: сбор и распространение информации относительно потенциальных или имеющихся клиентов, конкурентов и других участников и сил в условиях маркетинга.
· Продвижение товаров: выработка и распространение убедительных сообщений относительно предложения, которые предназначены для привлечения клиентов.
· Переговоры: попытка достичь окончательного соглашения по цене и другим условиям, чтобы иметь возможность осуществить передачу прав собственности или владения.
· Заказ: обратная связь с извещением изготовителя о намерениях участников маркетингового канала произвести покупку.
· Финансирование: получение и распределение средств, необходимых для финансирования товарных запасов на различных уровнях маркетингового канала.
· Принятие риска: предположение о рисках, связанных с проведением работы в канале.
· Физическое владение: последовательное хранение и перемещение физической продукции, от сырья до конечного пользователя.
· Оплата: покупатели, оплачивающие свои счета через банки и другие финансовые учреждения продавцам.
· Право собственности: фактическая передача собственности от одной организации или лица к другой организации или лицу.
Существуют прямые и косвенные каналы. Прямые каналы т-я (прямой маркетинг) предполагает перемещение товаров от производителя напрямую к потребителю, минуя посредников.
Косвенные каналы (косвенный маркетинг) – предполагает использование независимых посредников, к которым товар перемещается с целью реализации его потребителям.
Косвенные каналы распределения могут иметь не один уровень (когда 1 посредник), а несколько, количество уровней определяет длину канала.
При формировании структуры канала необходимо учитывать тип товара - является ли товар потребительским или промышленным.
Каналы распределения потребительских товаров:
Канал нулевого уровня Одноуровневый к. Двухуровневый к. Трехуровн-й к.
Каналы распределения промышленных товаров:
При управлении своими посредниками фирма должна принять решение о соотношении между маркетингом проталкивания и втягивания.
Стратегия проталкивания товара ориентированна на посредников, которым производитель пытается «протолкнуть» товар переложив на участников канала основные проблемы по его дальнейшему движению к потребителям. (стимулирование к покупке посредников)
Стратегия рыночного втягивания («протаскивания» товара потребителям) заключается в том, что реклама и мероприятия ФОССТИС побуждают конечных покупателей обращаться к посредникам за данным товаром, побуждая их закупать его у производителя. (стимулирование к покупке через конечных покупателей)