В. Символ Григория Чудотворца




Итак, несмотря на то что "Апостольский символ" не определяет Троицу expressis verbis, та все же присутствует "духовно" уже в первые годы христианства, и настаивать, что она была "изобретена лишь много лет спустя", как это частенько делается,- педантизм чистой воды. В этой связи я должен упомянуть о видении Григория Чудотворца (210-270), в котором ему явились Beata Virgo Maria и Святой Иоанн, сообщив символ веры, который Григорий сразу же и записал82. Он звучит так:

"Единый Бог, Отец живого Слова, [своей] самодержавной премудрости и силы, [своего] вечного подобия, совершенный Родитель Совершенного, Отец единородного Сына. Господь единый, единственный от единственного, Бог от Бога, образ и подобие Божества, Слово деятельное, Премудрость всеобъемлющая, содержащая все вещи, Сила, творящая все Творение, истинный Сын истинного Отца, незримый [Сын] незримого [Отца], непреходящий непреходящего, бессмертный бессмертного, вечно-сущий вечносущего. И единый Дух Святой, от Отца бытие свое получающий и чрез Сына являющийся, Сына подобие, совершенное [подобие] совершенного [Отца]. Жизнь и причина жизни, святой Источник, Хорег святости, в котором явился Бог Отец, который надо всем и во всем, и Бог Сын, который все проницает. Совершенная Троица, чья слава, вечность и господство не делится и не дробится".

82 Об этом рассказывается в житии Григория Чудотворца, составленном Григорием Нисским

Это троическое Кредо вскоре завоевало высокий авторитет - и случилось это задолго до засвидетельствованного появления -Апостольского символа", который гораздо менее эксплицитен. Примерно до 238 г. Григорий был учеником Оригена. Ориген (182-251) использовал понятие Троицы84 в своих сочинениях и размышлял о нем, особенно много внимания уделяя "экономии" (oiconomia: oeconomia или dispositio), т. е. домостроительному управлению или, лучше, правлению Троицы. Он пишет на этот счет:

"Я считаю, что Бог и Отец, содержа все, воздействует на каждое существо, сообщая каждому бытие от Своего собственного бытия, ибо Он есть сущий. Меньше Отца Сын, деятельность Которого простирается только на разумные существа (rationabilia: духовность человеческую), ибо Он - второй от Отца. Еще меньше Святой Дух, воздействующий только на святых. Поэтому сила Отца больше силы Сына и Святого Духа, и сила Сына больше силы Святого Духа, и, опять, гораздо выше сила Святого Духа, чем прочих святых".

Природа Святого Духа Оригену не вполне ясна. Так, он говорит: "Вот почему - в меру своего понимания - я и высказываю мнение, что дух, носившийся над водою,- как это написано по отношению к началу творения,- есть именно Святой Дух", а чуть выше он пишет: "Однако доселе мы не нашли в Священном Писании ни одного изречения, где Дух Святой назывался бы тварью, чем-то сделанным (factura)..."

84 Впервые это понятие появляется у Тертуллиана (ум. ок. 220)

С. Никейский символ

Троическая спекуляция давно уже миновала точку своей кульминации, когда в 325 г. на Никейском соборе был создан новый символ веры (так называемый Никейский символ87). Звучит он так:

"Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех вещей видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного, то есть от сущности Отца [происходящего], Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Единосущного (homooysios) с Отцом, Которым все сотворено, как на небе, так и на земле, Который ради нас людей и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился, вочеловечился, пострадал и воскрес в третий день, восшел на небеса, откуда приидет судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Тех же, кто говорит: "Было время, когда его не было", или: "До того, как Он был порожден, Его не было", или: "Был Он сотворен из несущего, или из какой-то иной формы существования (hypostasis), или сущности (oysia)", или утверждают, будто Сын Божий есть нечто созданное, или изменяемое, или изменению подверженное,- всех тех Соборная и Апостольская Церковь предает анафеме".

87 Собор в Никее стал Первым Вселенским Собором

По-видимому, испанский епископ Осия Кордовский был тем человеком, который предложил императору решающую формулировку homooysios to patri. Само слово homooysios не было изобретено тогда же: его латинская версия "unitas substantiae" - встречается уже у Тертуллиана. Понятие омоусии нашло применение и в гностицизме, например в системе валентиниан, о которой сообщает Ириней (140-ок. 200), где Эоны определяются в качестве единосущных со своим творцом Битом88. Никейский символ концентрирует внимание на отношении Отец-Сын, тогда как Святой Дух в нем едва упоминается.

88 Точнее говоря, это сущностное единство состоит в том, что Эоны происходят от Логоса, а Логос - от Нуса, непосредственной эманации Бита. Это сочинение появилось междк 180и 190 гг

D. Никео-Цареградский, Афанасьевский и Латеранский символы

Следующая формулировка, составившая так называемый "Никео-Цареградский символ" от 381 г., знаменует существенный прогресс. Символ звучит так*:

"Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рож-деннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и воче-ловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и стра-давша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворяща-го, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокло-няема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь". ["Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всех вещей видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, и родившегося от Отца пред всеми веками, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и стал человеком. Распят был за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен. И воскрес в третий день согласно Писаниям. И восшел на небеса и сидит одесную Отца. И опять приидет со славою судить живых и мертвых, и Его Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца [и Сына] исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и который вещал чрез пророков. И в единую святую, католическую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь".]

*Этот используемый ныне в богослужении Символ веры мы приводим в двух версиях: церковнославянской и одобренной Ватиканом русской. Единственное существенное различие между восточным и западным Кредо - роковое fllioque (см. ниже), окончательно введенное на Западе с начала XI в.

В этом исповедании Святому Духу уделяется должное внимание: он назван "Господом" и почитается "вместе с Отцом и Сыном". Однако он исходит лишь от Отца. Этот пункт вызвал острую полемику о так называемом "fllioque", т. е. по вопросу о том, исходит ли Святой Дух только от Отца, или же и от Сына также. Чтобы сделать Троицу совершенным Единством, fllioque было столь же необходимо, как и омоусия. Сначала Афанасьевский (точнее, Псевдоафанасьевский) символ89 надежно зафиксировал равенство трех Лиц. Из-за своих особенностей это Кредо вызвало немало нареканий среди теологов рационалистического и либерального направления. В качестве примера привожу отрывок из начальной части:

89 Называемый также Symbolum Quicumque по начальным словам "Всякий кто хотел бы спастись".К Афанасию не имеет отношения.

"Католическая же вера такова, что мы почитаем единого Бога в Троице и Троицу в Единстве, не смешивая Лица и не деля сущность. Ибо есть одно Лицо Отца, другое - Сына, другое - Святого Духа, и, однако, и у Отца, и Сына, и Святого Духа единое божество, равная слава, равное вечносущее величие. Каков Отец, таков и Сын, таков же и Дух Святой. Несотворен Отец, несотворен Сын, несотворен Святой Дух. Неизмерим Отец, неизмерим Сын, неизмерим Святой Дух. Вечен Отец, вечен Сын, вечен Святой Дух. И однако, не три Вечносущих, но един Вечносущий и не три Несотворенных, не три Неизмеримых, но един Несотворенный и един Неизмеримый. Подобным же образом всемогущ Отец, всемогущ Сын, всемогущ Святой Дух, и, однако, это не три Всемогущих, но один. Так, Отец есть Бог, Сын Бог, Святой Дух Бог, и, однако, это не три бога, но единый Бог. Так, Отец есть Господь, Сын Господь, Святой Дух Господь, и, однако, это не три Господа, но один. Ведь как истина христианская заставляет нас признать каждое Лицо само по себе Богом и Господом, так же вера католическая запрещает нам говорить о трех богах или трех господах. Отец никем не создан, не сотворен и не рожден. Сын от одного лишь Отца, не создан, не сотворен, но рожден. Святой Дух от Отца и Сына, не создан, не сотворен, не рожден, но исходит. Итак, есть только один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этой Троице никто не стоит раньше или позже, никто не является большим или меньшим, но все три Лица равны, совечны и равновелики, так что, как уже было сказано, надлежит почитать как Троицу в Единстве, так и Единство в Троице. Так должен помышлять Троицу тот, кто хотел бы спастись".

Троица предстает в этом Символе всемерно развитой и уравновешенной понятийной схемой. Омоусия одинаково связывает все три Лица. Дальнейшую дифференциацию привнес Символ Латеранского собора от 1215 г. Приведу здесь лишь его начало:

"Твердо веруем и чистосердечно исповедуем, что есть лишь один истинный Бог, вечный и неизмеримый, всемогущий, неизменный, непостижимый и невыразимый. Отец и Сын и Святой Дух; три Лица, но лишь одна сущность, субстанция или природа, всецело простая. Отец - ни от кого, Сын - только от Отца, Святой Дух - от обоих одинаково, вовеки без начала и конца: Отец порождает, Сын рождается, Святой Дух исходит; равносущий, равностоящий, равновсемогущий и равновечный".

Читая этот Символ, мы видим, что выражение "filioque", недвусмысленно включенное в исповедание веры, наделяет Святой Дух специфической только для него сферой деятельности и особым значением. Более поздний Тридентский символ, насколько я могу судить, не прибавляет к исповеданию веры ничего такого, что имело бы значение для обсуждения интересующей нас темы.

Прежде чем завершить эту главу, я должен упомянуть, что попытка психологического толкования Троицы была предпринята уже в "Liber de Spiritu et Anima"90, относящейся к высокому средневековью. Рассуждение здесь отправляется от того, что путем самопознания человек может достичь богопознания. Далее говорится, что mens rationalis, т. е. мыслящий разум, ближе всего к Богу, ибо он "excellenter et proprie ad similitudinem illius facta" ["превосходно и подобающе по образу Его создан"]. Если он познйет свое собственное богоподобие, тем легче ему будет познать и своего Творца. Так начинается познание Троицы. Разум видит, как от него исходит "премудрость" (sapientia) и как он ее любит. От него, вкупе с премудростью, исходит теперь любовь (amor), таким образом все три являются в одном: разум, премудрость и любовь. Премудрость идет от разума, от них же двоих исходит любовь. Но Бог - исток всякой премудрости, поэтому он соответствует разуму (noys); порождаемая им премудрость - Сыну (logos); любовь - проносящемуся между Отцом и Сыном Духу (pneyma). Sapientia Dei часто отождествлялась с космогоническим Логосом и, следовательно, с Христом. Естественно, средневековое сознание выводило структуру психе из Троицы. Современная точка зрения переворачивает данное соотношение.

90 Ложно приписывавщейся Августину

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: