Исторические источники и их классификация




Заметим, что главной задачей историка является воссоздание исторической картины, адекватной прошлой реальности во всей её сложности, в борьбе страстей и эмоций. Каждая историческая эпоха уникальна. Историк, изучая неповторимое, стремится познать общие законы развития человеческого общества, выявить ту часть исторического опыта, которая необходима человеку в современности, проследить «связь времён», ту путеводную нить, которая соединяет древние пласты истории с настоящим. К. Ясперс писал, что настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе.

Для современной молодежи особенно важно научное представление об истории нашего Отечества. Многие проблемы современности – политического, экономического и социального характера - невозможно понять без глубокого знания истории России. Изучение любой науки, как известно, начинается с ее определения, раскрытия понятий и категорий, которыми она оперирует. Следует иметь в виду, что термин «история» употребляется в двух смыслах: история как процесс развития общества, и история как наука об этом процессе. Сам термин возник от греческого слова «historia» - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Поэтому во втором смысле под термином «история» следует понимать науку, изучающую прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его настоящего и определения перспектив будущего. При этом исторический источник является носителем информации о прошлом.

Среди отечественных специалистов одно из удачных определений понятия «исторический источник » принадлежит Леонарду Дербову: «…под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества. По сути дела, это самые разнообразные продукты и следы деятельности людей: предметы материальной культуры, памятники письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д.». Понятно, что каждый источник нуждается в глубоком индивидуальном изучении, учитывающем при этом необходимость комплексного исследования всех сохранившихся свидетельств о прошлом человеческого общества. Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. Поэтому существуют самые разнообразные системы их классификации. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации

1.Классификация по цели создания. Эта классификация предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делятся на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).

2.Классификация по степени близости источника к историческому факту, введена Э. Бернгеймом в 1889 г. Исторические источники разделяются на остатки и традицию (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков - достаточно внешней).

3.Классификация источников по носителю известна по трудам Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.

4.Смешанная классификация по цели создания и носителю разработана А. Ксенополем: вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).

5.Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.

6.Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, «изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление». Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события. Данные вторых требуют «расшифровки».

7.В советское время утвердилась классификация источников по так называемым «социально-экономическим формациям» в соответствии с марксистско-ленинской схемой исторического развития.

8.Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.

Если исходить из того, что источник есть все, что может «источать информацию», и в этом случае под это понятие попадают и природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно окажется абсолютно бессмысленным. Если же мы обратимся к определению более суженному, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.

Источники подразделяются так же на такие виды, как:

1.Письменные (знаковые).

2.Вещественные (материальные).

3.Этнографические.

4.Устное народное творчество.

5.Лингвистические.
В таком качестве могут быть представлены археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда древних эпох), сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные приборы, утварь и т.д.); письменные источники (летописи, книги, дневники, письма, пресса и др.), а также художественные работы, документы видео- и аудиоряда. Основной группой являются письменные источники, которые содержат огромный материал социальной информации о прошлом. В музеях, архивах, библиотеках хранятся тщательно собираемые документальные свидетельства прошлого - важнейшая часть культуры любой страны. Именно на основе источников происходит воссоздание прошлого, его своеобразное моделирование. Причём роль инструментария для моделирования выполняют современное мировоззрение, общественные потребности. С изменением общества, его мировоззрения меняется и история.

Таким образом, процесс исторического познания, в определённом смысле, бесконечен. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом. Вместе с тем, знание истории помогает глубже разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей, их влиянии на человеческие судьбы. История - это наука о прошлом, о процессе развития социума во времени и пространств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: