Общая информация о древнегреческой цивилизации




Древняя Греция занимала небольшую территорию (всего 64.500 кв. км), но разнородную по своему географическому устройству. Она состояла: из южной части Балканского полуострова; островов Эгейского и Ионического морей; западного побережья Малой Азии. Материковая Греция составляла четвертую часть ее территории и делилась на три части: северную, среднюю и южную (Пелопоннес). Материковая Греция изрезана горными цепями: Пинд, Парнас, в южной части расстилается Ахейско-Аркадская возвышенность. Если горы разъединяли отдельные области государства, то близость моря и изрезанная бухтами береговая линия создавали благоприятные возможности мореплавания и для внешних сношений.

 

2.Традиционная периодизация истории Древней Греции делится на следующие периоды:

1) Крито-микенский (III–IIтысячелетия до н.э.); На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит возникли первые очаги государственности, цивилизации бронзового века. Около 1700 г. до н.э. они погибли в результате землетрясения. Новый подъем цивилизации приходится на XVI- первую половину XV в. до н.э. Города Крита были объединены под властью правителей Кносса. Этот период назывался минойским по имени царя Миноса. Критяне господствовали в Средиземном море.Они создали изысканную культуру, построили дворцы, украшенные фресами, существовала своя письменность. Память о Крите долгое время хранили греки. Это отражено в древнегреческой мифологии. Они считали Крит островом Зевса.

2) Гомеровский (XI–IXвв. до н.э.), или предполисный, или «Темные века»; В середине XV в до н.э. вторая критская цивилизация погибла. Центр развития древнейшей греческой культуры переместился на юг на Пелопоннес. Здесь греки-ахейцы также возвели города: Микены, Пилос и др.Гомер называл Микены «златообильным». Этот период он описал в «Иллиаде».

В конце XIII в. до н.э. ахейская Греция подверглась нашествию дорийцев. Они разрушили города, население уничтожили и утвердились на территории Греции. Дорийцы находились на более низком уровне развития материальной культуры и общества, чем ахейцы. В XI в. до н.э. древнегреческая цивилизация вступила в полосу «темных веков», продолжавшуюся три столетия. XI-IX вв. до н.э. также называют гомеровским периодом. К конце его Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединивших крестьян – землевладельцев.

3 ) Архаический (VIII–VI вв.до н.э.); VIII-VI вв. до н. э. – время динамичного развития древнегреческого общества. В начале VIII в. до н.э. греки занимали небольшую территорию юга Балканского полуострова., островов Эгейского моря и отдельные территории Западного побережья малой Азии В результате бурно развивающейся греческой колонизации к V в. до н.э. греки расселились по всему Средиземноморью от Испании до Ближнего Востока и от Африки до Северного Причерноморья. В начале архаического периода существовала примитивная социальная структура. Основной массой населения были крестьяне, аристократия уже выделилась, но вела образ жизни мало чем отличавшийся от образа основной массы. Главной формой общественного устройства становится полис-город-государство. Развивается культура. Так, например, на исходе архаической эпохи закладываются основы классической греческой архитектуры. Появляется продуманная система соотношений между несущими и несомыми частями сооружения, названным «ордер»: дорический, коринфский ионический; развивается монументальное зодчество. Города украшают храмы, статуи. Особенно популярным становится два типа изображений: обнаженная фигура юноши – курос и девушки – кора.. В VI в. произошло рождение в Греции философии, слово означает –любовь к мудрости. Возникновение философии, истории, рационального мышления привело к зарождению науки как особой сферы человеческой деятельности.

4) Классический (V–IV вв.до н.э.);

Идеалом культуры Греции был гармонично развитый человек, достойный гражданин полиса. Греческое понятие красоты связано с телесностью. Человек должен был иметь прекрасное тело. Отсюда пристрастие греков к пластике, скульптуре. Греки украшали скульптурами храмы, площади и улицы городов. В греческой архитектуре отсутствовали сооружения, подавляющие человека. Главным сооружением греческого полиса оставался храм. Примером может служить храм Эллады - Парфенон - мраморное святилище девы Афины.

Древние греки создали систему образования и воспитания, направленную на формирование достойного гражданина. В V веке до н.э. появилась история как особая область знания. Отцом истории называют Геродота. В V - нач.IV в. до н.э. наивысшего развития достигла философия: Стали известны имена Сократа, Платона, Аристотеля, который создал свои школы - ликеи. Аристотель был учителем А. Македонского.

Таким образом, классическая культура Древней Греции стала фундаментом европейской, по большей мере мировой культуры, опиравшимся на её идеалы человека и демократического государства, на ее философию, науку, искусство и др.

5) Эллинистический (III–I вв. до н.э.).

Историю Древней Греции обычно завершают эллинизмом, что не вполне верно, поскольку греческие города-государства продолжают существовать и позднее, но уже в составе провинций Римской империи, примерно с I по V вв. а с V– X V вв. берет начало история Византии.

После смерти Македонского его империя распалась на отдельные государства, которые возглавили его стронники - диодохи. Борьба между ними продолжалась, в результате возникли новые государства, новые формы правления, новые формы политической и социальной организации. Основной формой государства стала эллинистическая монархия. Существовали государства как большие, так и маленькие. Быстро развивалась материальная и духовная культура. Государства эпохи эллинизма имели такие общие черты:

-соединение греческих и восточных принципов государственного управления и политической жизни;

-сильная власть монарха, сочетавшаяся с подавлением свободы подданных;

-поддержка хозяйственного развития и торговли;

-стремление к расширению территории;

-строительство новых городов.

Крупнейшие монархии - Птолемеевский Египет; империя селевкидов (от Малой Азии до Индии; Парфянское царство считавшееся главным соперником Рима; В Центральной Азии на севере Индии греко-индийские и греко-бактрийские царства). Культурные достижения эллинистической эпохи поражают своим многообразием и широтой распространения. Так, например, быстро распространился и стал языком международного общения греческий язык, на нем писали книги. Повсеместно внедрялась греческая система образования. Эллинизм считается эпохой расцвета таких городов, как: Александрия, Антиохия, Пергама. В это время создавались музейоны – прообразы музеев и научных учреждений. Наука приобретала все большую независимость от философии. Полибий написал Всеобщую историю, было построено очередное чудо света Фаросский маяк и гигантская фигура на острове Родос - Колосс Родосский. Менялись акценты в развитии философии. Появлялись учения неаплатоников и неопифагорийцев.

В эпоху эллинизма со всей остротой встала проблема Восток-Запад. Но эта же эпоха показала, что возможно существование взаимодействующего в цивилизационно-культурном отношении мира, понимание единства мировой истории и свободы индивидуальности, подчиняющейся законам мироздания, а не ограниченного во времени и в пространстве полиса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: