ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ




Средневековье на Востоке.

Возникновение ислама.

Арабский халифат

Основные термины и понятия: ислам, сунниты, шииты, халиф, халифат, каллиграфия, Османская империя, турки сельджуки, арабизация, теократическое государство.

Средневековье на Востоке

В историю Востока понятие средневековье было перенесено из Европы. Средневековье Востока – период между древностью и началом колониализма, т.е. активного проникновения европейских стран на Восток. Следует отметить, что это происходило на разных территориях в разные временные рамки. Развитие средневековья Запада и Востока имеет свою специфику в частности, в отдельных регионах оно имеет разные временные рамки. В европейской истории содержанием средневековья является феодализм, имеющий специфическую форму феодальной собственности: земля, которой феодалы владели на договорной основе, эксплуатация зависимых крестьян. При вассально-ленных отношениях феодалы обладали определенной степенью независимости от верховной власти. На Востоке феодальная система отличается от европейской, прежде всего тем, что государство, в лице правителя, оставалось верховным собственником земли, а представители господствующей власти обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти и не были отделены от государства. На Востоке господствовал сформировавшийся еще в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. Это гарантировало стабильность социальной структуры и зависимость человека от государства. Он им поглощался. Каждому полагалось столько, сколько предписывала традиция, в соответствии с его статусом

Запад Восток
1.Разные временные рамки установления средневековья
1.Феодальная собственность на землю Государственная собственность на землю.
2.Специфическая форма частной собственности: Собственники не зависели от верховной власти. Владение землей на основе договора. Эксплуатировали крестьян и присваивали их труд. Нестабильность социальной структуры, грабительские войны Человек зависел, прежде всего, от своего господина. Богатство завоевывали и присваивали. Наиболее отличившимся дружинникам феодал мог дарить землю и последний становился феодалом. 2. Специфическая форма частной собственности: Государство верховный собственник земли. Представители господствующих слоев обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти. Существовал восточный тип власти-собственности, сформированный еще в древности. Перераспределение государством ренты-найма. Стабильность социальной структуры. Человек был поглощен государством. Каждому полагалось столько, сколько предписывала традиция в соответствии с его положением в государстве и обществе.

 

Возникновение ислама

V-VII вв. – эпоха перелома в мировой истории, время выбора, когда начали формироваться два великих мира – христианский, из которого выросла европейская цивилизация и исламский, объединивший многие цивилизации Азии и Африки. Для обоих миров религия стала фактором, определившим их самобытность, духовный потенциал и культуру, устройство общества, обычаи и нравы. В VIII веке эти нарождающиеся миры впервые встретятся друг с другом и будут утверждаться путем самоидентификации.

Ислам возник в Аравии в VII в., населенной семитскими племенами кочевых арабов. В племени курейшитов появился проповедник, его звали Мухаммед. Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано узнать Аллаха - единого бога. Поскольку Мухаммед был бедным. к нему мало кто прислушивался. Его проповеди вызывали раздражение и вскоре он был изгнан из Мекки и переселен в Ясриб (в настоящее время Медина – «город пророка»). Это случилось в 622 г. по христианскому летоисчислению. Эта дата и стала датой основания ислама и началом мусульманского летоисчисления. В 632 г. Мухаммед скончался и был похоронен в Медине. С этого времени началось политическое объединение арабских племен.

Слово ислам обозначает «покорность». Ислам также называют мусульманством, а последователей этой религии – мусульманами. Ислам - религия монотеистическая. Ислам признает существование единого бога -Аллаха, Творца мира и человечества. Священное писание мусульман - Священная книга - Коран, в которой запечатлено Божественное откровение, ниспосланное через архангела Джебраила (архангел Гавриил) пророку Мухаммеду. В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»:

1.Догма - «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»;

2.Ежедневная пятикратная молитва;

3.Ураз - пост в месяц рамазан;

4.Закят- обязательная благотворительность;

5.Хадж - паломничество в Мекку - священный город для мусульман.

В ходе развития в исламе появляются дополнения и изменения. Так кроме Священного писания, возникло Священное предание – дополнение к Корану, которое называется Сунна. С появлением этого дополнения связано разделение ислама на шиизм и суннизм.

Шииты ограничиваются почитанием Корана. Считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только прямые его потомки.

Сунниты признают и святость Корана, и святость Сунны, возвеличивают ряд халифов, которых не признают шииты.

Ислам неоднороден, имеет ряд сект и разветвлений. Ислам мировая религия, его придерживаются около полутора млрд. последователей.

Арабский халифат

После смерти Мухаммеда арабами стали управлять халифы – наследники пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной их силой была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции – Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIIIв. В Северной Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов. Но в дальнейшем, при столкновении с франками (732г.), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Халиф объединил функции светского и духовного правителя, пользовался беспрекословным авторитетом у подданных. В исламе есть такое понятие как «джихад» - усердие особое рвение в распространении ислама. Первоначально джихад понимался как духовное движение. Но вскоре под джихадом стали понимать войну за веру «газават». Джихад вначале призывал к объединению арабских племен, но потом превратился в призыв к завоевательным войнам. Арабы завоевали Восточный Иран, Афганистан, проникли в Северо-Западную Индию. Так, в течение VII –первой половине VIII вв. возникло огромное государство – Арабский халифат, протиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал город Дамаск.

В середине VII в. при халифе Али, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу ислама на суннитов и шиитов. После убийства Али власть захватили халифы из рода Омейядов. При них халиф становился верховным собственником и распорядителем земли. Усилению власти халифов способствовала арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии. Складывались единые порядки землепользования. Земли халифа и его родни не облагались налогом. Чиновники и государственные служащие получали за службу землю. Земля обрабатывалась крестьянами и рабами. Основу арабского халифата составляла религиозная община. Структура общины создавалась шариатом – путем, предопределенным Аллахом.

В 750г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица – Багдад, давшая название государству Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна-ар-Рашида (766-809 гг.). Огромный халифат недолго оставался единым.

В IX-X вв. ряд тюрских племен, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделялись турки-сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В последнее десятилетие XII в. султан Осман I подчинил сельджуков и стал правителем Османской империи. В XIV в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству – будущей России. В Европе империю называли «Блистательной Портой».

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какое значение имело возникновение и распространение ислама для мировой истории?

2. Почему ислам называют мировой историей?

3.Как взаимосвязан ислам и христианство?

4.Что такое теократическое государство?

5.Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?

6.Можно ли считать Арабский халифат типичным восточным государством?

ТЕМА 11

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: