Объединение (интеграция) территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе - словене (с центром в начале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве.
Киевская Русь возникла на торговом пути «Из варяг в греки» на землях восточно-славянских племен - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей. Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян - братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX-XX веке, уже в середине I тыс. н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X в. позднее говорили о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и понятие «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII-XIX веков.
В 860 г. Русь совершает первый поход на Константинополь. В 862 г. согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
В 862 г. (дата приблизительна) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь к полному контролю над важнейшим торговым путем «Из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманнской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII в. и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Основателями норманнской теории считаются работавшие в Российской академии наук немецкие учёные-историки – И. Байер, Г. Миллер, Шлёцер. Точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Николай Карамзин. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманнистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - достаточно распространённый в средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним, а затем и название государства, Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
Норманнисты | Антинорманнисты |
Норманнисты на основании сообщения летописи о варягах в XVIII-XXвв. создали и отстаивали норманнскую теорию, ее создателями были немецкие ученые (Иоганн Готфрид Байер, Герард Фридрих Миллер), приглашенные Петром I работать в Российскую академию. Её суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне якобы не могли самостоятельно создать свое государство, что говорило об их отсталости, исторической обреченности. | Ответом на это стал «репорт» М.В. Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1749г. по поводу труда Г.Ф.Миллера «О происхождении имени и народа Российского». Сторонники этого направления доказывали развитие государственности на Руси задолго до призвания варягов. |
В 882 г. по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватил Смоленск и Любеч, установил там свою власть и поставил на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». Господствующей религией в Киеве было язычество, хотя также было и христианское меньшинство.
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам. «…В год 6391 (883г.). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице. В год 6392 (884г.). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам (им платить) незачем». В год 6393 (885г.). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань»? Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал».
При князе Владимире Святославовиче в 988 г. официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей. В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.
После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 г. убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 г. были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждённым Ярославом и умирает в изгнании.
Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054гг.) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 г. Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.
Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:
Первый этап – вторая половина IX-X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации.
Второй этап – конец X - XI вв. – расцвет Киевской Руси.
Третий этап – конец XI - первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная раздробленность).
Таким образом, Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии». Существование Киевской Руси - важный период в истории славянских и других народов Восточной Европы. Киевская Русь сыграла огромную роль в дальнейшей истории восточных славян. Истоки общности и дружбы русского, украинского и белорусского народов восходят к периоду Киевской Руси. С этого времени ведет свое начало сознание единства происхождения, историко-культурной и этнической близости, родства и неразрывной связи всех частей возникшего в дальнейшем Российского государства.