Тема 7 ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форма государства представляет собой комплексный институт, включающий в себя внутренне согласованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных орга-' нов государства, территориально-политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Это наиболее широкая трактовка формы государства. Количество элементов формы государства зависит от научной традиции, господствующей в той или иной стране. Так, отечественное государствоведение и политическая наука выделяют три элемента (форма правления, форма территориального устройства и форма политического режима), а ряд западных ученых (Ж.-П. Жакке, Ф. Ар-дан) придерживаются двухзвенной структуры (форма правления и форма государственного устройства).
Форму государства можно классифицировать по различным категориям. Так, известный российский государствовед В. Е. Чиркин предлагает осуществить классификацию на основании специфики механизма реализации власти. С таких позиций ученый выделяет:
1. Монократическую государственную форму, характеризующуюся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или государственного органа. Признаками монократической формы являются:
• наличие обязательной идеологии;
• огосударствление экономики и жизни общества в целом;
• элитарный характер государственной власти.
Подобными чертами обладают те государства, которые возникают в экстремальной ситуации (революции, распад прежней политической системы). Кроме того, эта форма «утверждается зачастую (хотя не всегда) при слабости "среднего класса", когда узкий слой предбур-жуазии в Тропической Африке или партийная государственная номен-
клатура в странах тоталитарного социализма узурпирует государственную власть. При экстремистских фашистских режимах реальная политическая, а следовательно, и государственная власть сосредоточивается в руках агрессивной социально-политической группировки, эксплуатирующей шовинистические устремления определенных слоев, а то и большинства населения»'.
Если обращаться к конкретным критериям, то возникновение государств на территории бывших колоний Англии и Франции в Африке дает нам достаточно подробную информацию о монократической форме. Таковой, в частности, длительное время являлся Заир, бывший до 1960 г. колонией Бельгии2.
Монократическая форма государства может существовать в нескольких вариантах, в зависимости от конкретных социально-исторических условий:
• теократия (Саудовская Аравия, Оман);
• фашистская (Германия и Италия 1920-1940 гг.);
• милитаристская (военные режимы);
• тоталитарный социализм (Китай, КНДР, Куба).
2. Свгментарная государственная форма, характеризующаяся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Таковыми могут быть признаны Египет, Пакистан и Сирия. Как отмечает В. Е. Чиркин, «данная форма государства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике - избираемый президент, в монархии - ограниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия определенных административно-территориальных и иных единиц (обычно есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет «баланса» властей, системы сдержек и противовесов»3.
Основными чертами такого государства являются:
• решающая роль в управлении монарха или президента;
• доминирование авторитарных методов управления;
• ограниченно-соревновательный характер политической системы. Например, Конституция Египта 1971 г. формулирует объем прерогатив главы государства настолько расплывчато, что толковать их можно как угодно. В статье 73 указывается, что главой государства
' Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 136.
^Си/.ДербишайрДж., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. М. 2004. Т. 2. С. 56-59.
3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 138.
является президент республики, призванный защищать суверенитет народа, соблюдать конституцию и верховенство закона. Он обязан сохранять национальное единство и социалистические завоевания, а также осуществлять контроль за разграничением властей, с тем чтобы обеспечить их роль в национальной политике'.
Сегментарная государственная форма в зависимости от конкретных условий может подразделяться на несколько вариантов:
• либеральная (Марокко, Тунис);
• авторитарная (Пакистан, Таиланд).
3. Поликратическая государственная форма характеризуется наличием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. Основными признаками поликратии являются:
• преобладание демократических методов управления;
• социопримерительный характер политической системы;
• развитое местное самоуправление.
Поликратическая форма государства свойственна развитым странам Запада (Англия, США, Франция).
Говоря об элементах формы государства, следует обратить внимание на различные подходы к каждому из них.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Приведем несколько определений этого элемента государства.
1. «Форма правления - это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением»2.
2. «Под формой правления подразумевается юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших институтов власти, а также распределение полномочий между ними»3.
3. «Под формой правления следует понимать определенную систему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представителями»4.
В сравнительном государствоведении можно выделить ряд критериев, по которым осуществляется типология форм правления:
' Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003. С.168.
2 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 141.
3 Арановский К. В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное Государствоведение. Владивосток, 1996. С. 133.
4 Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 241.
• юридический источник суверенитета;
• полномочия и политическая роль представительного органа власти;
• объем полномочий и политическая роль главы государства;
• условия юридической ответственности главы государства;
• тип политико-правовой связи между государством и личностью (гражданство или подданство)'
В настоящее время существуют две основные формы правления:
монархия и республика. Каждая из этих форм обладает уникальными чертами, которые и будут нами рассмотрены более подробно.
Монархия
Определять сущность данной формы правления можно с различных теоретических и практических позиций. Некоторые определения монархии позволяют сразу же выделить ее характерные особенности.
1. «Монархия есть государство, руководимое физической волей. Эта воля юридически должна быть высшей, не производной от какой-либо другой воли»2
2. «Монархия - это государство, главой которого является суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающее свой статус по собственному праву»3.
3. «Монархия - такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или законов о престолонаследии»4.
Можно выделить несколько систем наследования власти в монархических странах:
1) салическая система, допускающая наследование престола только мужчинами (Франция при «старом режиме»);
2) кастильская система, предусматривающая возможность наследования престола женщиной в случае отсутствия у монарха сыновей (Испания);
3) австрийская система, предоставляющая женщине право наследовать престол при отсутствии мужчин во всех поколениях правящей династии (Австро-Венгрия до 1918 г.);
4) шведская система, позволяющая женщине наследовать престол на равных основаниях с мужчинами (Дания, Норвегия, Швеция);
5) мусульманская система, предполагающая, что престол наследуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды (Саудовская Аравия);
' Арановский К. В. Указ. соч. С. 133 ^ЕллинекГ. Указ. соч. С. 636.
3 Арановский К. В. Указ соч. С. 150.
4 Черданцев А. Ф. Теория государства и права М., 1999. С. 125.
6) племенная система, когда монарх выступает в качестве верховного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет (Лесото, Свазиленд).
Общими для всех типов монархии признаками выступают:
• монарх персонифицирует собой государство;
• наличие дворцового хозяйства на праве личной собственности;
• единоличное правление;
• святость власти;
• наследственность власти;
• бессрочность и пожизненность власти;
• свобода монарха от юридической ответственности за принимаемые решения.
В современном мире монархии подразделяются на два типа: абсолютные и ограниченные. Критерием типологии выступает наличие или отсутствие представительных органов власти.
Абсолютная монархия. Согласимся с мнением, что «абсолютной является монархия, в которой глава государства - единственный субъект суверенитета»'. Характерным видом такого государства являются Оман и Саудовская Аравия. Королевский абсолютизм в этих странах опирается непосредственно на религиозные положения ислама, согласно которым правитель выступает вовне в качестве представителя общины верующих (уммы) и обязан приложить все свои силы к сохранению ее (общины) единства. Основными чертами абсолютной монархии являются:
• отсутствие парламента и конституции (в европейском понимании);
• слияние светской и духовной власти;
• формирование правительства из числа доверенных лиц монарха. Реально, разумеется, власть абсолютного монарха ограничивается интересами различных социально-политических групп и собственной семьей правителя. В рамках исламской политической теории (о которой мы говорили выше) монарх обязан прислушиваться к голосу авторитетных богословов и правоведов. Именно эти люди формируют общественное мнение и входят в состав законосовещательного органа (аш-шура) при монархе. Таким образом организовано представительство в Саудовской Аравии, где «консультативный Совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленных Советом Министров. Он назначается Королем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консультативный совет также высказывает свое мнение по проектам планов со-
' Арановский К. В. Указ. соч. С. 154. 238
циально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения»'. Абсолютная монархия в целом - явление во многом архаичное (с позиций западного понимания государства). Тем не менее по ряду причин подавляющее большинство населения арабских монархий поддерживает существующий порядок.
С позиций социальной антропологии восприятие существующей власти в арабском мире совершенно адекватно. Историческое развитие исламских стран осуществляется в рамках существующей религиозно-общинной картины мира. Народы исламских монархий заимствуют технические достижения Запада, но в обозримом будущем не смогут и не станут воспринимать культурные парадигмы, которые совершенно не вписываются в традиционное мировоззрение мусульман.
Ограниченная монархия. Вторым типом монархии выступает ограниченная монархия, которая предстает как «форма правления, в которой суверенитетом обладают два субъекта одновременно - монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы государственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными»2 В современном мире ограниченные монархии выступают в двух формах: дуалистическая и парламентарная.
Дуалистическую монархию можно определить как государство, в котором верховная власть монарха ограничена представительным органом, опирающимся на принцип народного суверенитета. Такими государствами являются Иордания и Марокко. Основными чертами дуалистической монархии выступают:
• широкие полномочия монарха в сфере управления делами государства;
• монарх и его правительство обладают правом издавать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию парламента;
• парламент обладает достаточно узкими правомочиями и не вправе по своей инициативе принимать законы;
• монарх обладает правом абсолютного вето;
• в перерывах между сессиями парламента монарх вправе издавать нормативные акты, входящие в компетенцию законодательного органа;
• монарх обладает судебными правомочиями;
• парламент может быть распущен монархом в любое время без объяснения причин.
' Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2000. С. 561.
1 Арановский К. В. Указ. соч. С 155.
В целом же реальное осуществление властных полномочий монархом и назначаемым им правительством делает представительный орган во многом декоративным. Так, «в Иордании длительное время существовало беспарламентское правление (распущенный королем парламент заменяли создаваемые им различные консультативные советы, иногда состоявшие из оставшихся в живых членов парламента), выборы проведены лишь в 1989 г., почти через два десятилетия после роспуска парламента»'.
Парламентскую монархию можно определить как форму правления, при которой номинально верховная власть принадлежит наследственному главе государства, а фактическое управление осуществляется правительством и парламентом. Парламентарными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония. Основными чертами такой формы правления выступают:
• правительство формируется победившей на выборах партией;
• монарх обладает номинальными полномочиями;
• главой правительства назначается лидер парламентского большинства;
• монарх является символом нации;
• право принятия законов принадлежит только парламенту;
• правительство несет ответственность перед парламентом. Во многом монархические формы правления стран Европы -лишь дань традиции. Существование монархии часто объясняется с утилитарных позиций (экономия средств на выборах президента), хотя монархические настроения, несомненно, играют определенную роль в практической деятельности государственных органов. В Великобритании противники монархии составляют 5-7% населения, не более.
К тому же европейские монархи достаточно эффективно осуществляют функции арбитра в процессе противоборства различных политических сил. Кроме того, монархический строй способствует стабильности политической системы в целом. В результате «парламентская монархия представляет собой юридическую форму, которая, обеспечивая правление двух суверенитетов - народа и монарха, закрепляет основные политические полномочия за народно-представительным органом (парламентом), а формально-юридические - за монархом»2.
Республика
Эта форма правления также имеет значительную историю в плане эволюции своих типов и политических институтов. Пройдя длительный путь от полиса к современности, республика является самой рас-
' Сравнительное конституционное право / Под ред. А. И. Ковлера, В. Е. Чир-кина и Ю. А, Юдина. С. 460.
2 Арановский К. В. Указ. соч. С, 158.
пространенной формой правления в мире. Определить сущность этой формы можно следующим образом:
1. «Республика представляет собой государство, в котором верховное правление осуществляется выборным органом от имени народа, делегирующего свои полномочия на определенный срок»'.
2. «Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами»2
Основными признаками республики выступают:
• существование выборного единоличного или коллегиального главы государства;
• выборность на определенный срок главы государства и иных высших органов власти;
• осуществление власти по воле народа;
• юридическая ответственность главы государства в форме им-пичмента;
• обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления;
• наличие взаимных прав и обязанностей государства и граждан. Республиканская форма правления предполагает наличие определенного рационального элемента в системе восприятия такой государственности населением страны. По сути, можно говорить о республиканизме как об определенной идеологии. В современном мире есть несколько типов республиканского режима.
Президентская республика (Мексика, США) характеризуется сильной властью главы государства. Его статусу свойственны следующие черты:
• избирается народом (либо коллегией выборщиков);
• осуществляет всю полноту исполнительной власти, являясь одновременно главой правительства;
• назначает членов правительства, которые несут ответственность непосредственно перед президентом;
• вправе по собственному усмотрению издавать нормативные акты, фактически имеющие силу закона;
• обладает правом законодательной инициативы и правом вето на принятые парламентом законы;
• обладает правом созыва чрезвычайных сессий парламента и переноса очередных сессий;
' Оксамытный В. В. Указ. соч С. 248-249. 2 Большой юридический словарь. М., 1998. С. 594.
• имеет право отсрочки исполнения приговора и право помилования лиц, осужденных по действующим законам;
• в случае возникновения внутренних и внешних кризисных ситуаций может располагать чрезвычайными полномочиями;
• обладает широкими политическими правами, являясь лидером правящей партии,
Президентская республика в современном мире представлена несколькими формами, развитие которых обусловлено многочисленными факторами. По наблюдению Н. А. Сахарова, «значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может играть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления»'. Можно выделить следующие модели президентства:
1) Американская модель
Ее основными чертами выступают следующие:
• президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса, члены которого избираются от штатов и избирательных округов;
• правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса (Сенатом);
• вся законодательная власть принадлежит Конгрессу, и принятые им законы обязательны для безусловного выполнения всеми должностными лицами;
• президент является полномочным главой всей федеральной исполнительной власти;
• президент имеет право издавать исполнительные приказы, касающиеся главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти;
• только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса;
• президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
• президент представляет страну в сфере международных отношений и подписывает международные договоры, но эти договоры утверждаются или отклоняются Сенатом Конгресса США;
• президент может по своему усмотрению использовать национальную гвардию и вооруженные силы для обеспечения обществен-
' Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 14. 242
ного порядка, но он имеет право вводить ЧП на территории всей страны только с санкции Конгресса;
• Верховный суд может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом, и любой приказ, изданный президентом, но действует суд не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции, уже определившей свое отношение к действиям законодательной или исполнительной власти;
• президент может уволить в отставку любого члена своей администрации, но он не правомочен увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избранных населением;
• Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путем процедуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей;
• срок полномочий президента ограничен 4 годами, и переизбираться он может только один раз'.
Исходя из анализа Конституции США и сложившейся политической практики, «президент по этой модели наделен широкими и разнообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом. Его полноправными партнерами и противовесами в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, помноженной на личную активность, ни один президент США не был в состоянии добиться сколько-нибудь значительных перемен во внутренней и внешней политике американского государства без поддержки высшего законодательного органа страны»2
История американской государственности подтверждает вышесказанное. Даже в периоды «бурь и потрясений» (Великая депрессия 1929-1933 гг.; Вторая мировая война и т. д.) президенты США сталкивались с активным противодействием со стороны Конгресса и Верховного суда. Последний, в частности, очень долго отказывался признать трудовое законодательство Ф. Рузвельта, несмотря на тот бесспорный факт, что президент был ярко выраженной харизматичес-кой личностью и талантливым политиком. Система «сдержек и противовесов», разработанная «отцами-основателями», не позволяет главе государства превратиться в авторитарного правителя. Пожалуй, наи-
' Сахаров Н. А. Указ соч. С. 15-17. 2 Там же. С. 17.
более выпукло ограничение возможностей президента выражается в его военных полномочиях. В 1973 г. Конгрессом была принята соответствующая резолюция, на основании которой президент обязан:
• консультироваться с Конгрессом до вступления вооруженных сил США в боевые действия;
• доложить Конгрессу в течение 48 часов о каких-либо обязательствах об использовании вооруженных сил США;
• прекратить использование силы в течение 60 дней, если Конгресс не объявит состояние войны, не пролонгирует своим законом этот период или если Конгресс не сможет собраться'.
Ряд американских политологов высказывают вполне верную мысль о том, что «Конгрессу следует продолжить играть важнейшую роль во внутренней и внешней политике не потому, что он лучше приспособлен - как структурно, так и по характеру - принимать решения, и не потому, что он всегда "мудрее'', нежели президент. Одна из его важнейших функций — выступать в качестве сдерживающего начала по отношению к президенту и выражать интересы и беспокойство избирателей, которые в противном случае могли бы игнорироваться президентом. Творцы Конституции предпочли пожертвовать некоторой действенностью ради предотвращения злоупотребления властью»2.
Таким образом, американская модель президентской республики показывает свою достаточную эффективность только при постоянном взаимоконтроле ветвей власти.
2) Латиноамериканская модель
Республиканская форма правления в странах Центральной и Южной Америки сформировалась в совершенно иных условиях, чем в США. Большинство государств этого региона первоначально были испанскими колониями. Соответственно, состав населения и его мен-тальность формировались в процессе смешения испанцев, индейских племен и ввозимых из Африки рабов. С позиций социальной антропологии, перед нами - типичные «мультикультурные» сообщества, обладающие специфической политической культурой, в большей степени ориентированной на авторитаризм. Институт президентской власти характеризуется в этом регионе следующими чертами:
• президент одновременно является главой правительства;
• правительство формируется президентом по собственному усмотрению;
' Резолюция о военных полномочиях // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 189-194.
2 Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между президентом и конгрессом / Под ред. Дж. Тарбера. М., 1994. С. 79.
• парламент не имеет правовых возможностей эффективно контролировать действия исполнительной власти;
• президент имеет право (при федеративной форме государственного устройства) вводить прямое управление субъектом федерации из центра.
Кроме того, нужно учитывать и такой фактор, как повышенная политическая активность армии в странах Латинской Америки. Исследователями давно отмечается, что «в политической истории практически всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского правления прерывались военными переворотами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в настоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота»' Тем не менее латиноамериканский вариант президентской республики обладает и определенным демократическим потенциалом. Конституции ряда стран региона вводят некоторые ограничения возможностей главы государства в вопросах управления.
Отметим следующие из них:
• во многих государствах региона (Бразилия, Мексика) президент избирается только на один срок;
• существующие многопартийные системы предполагают наличие реальной оппозиции;
• судебная власть постепенно усиливает свои позиции, что выражается в реальной применимости импичмента по отношению к главе государства (Бразилия, Эквадор);
• усиление гражданского контроля над армией.
Типичными для стран этого региона являются и полномочия главы государства. Так, президент Бразилии (крупнейшей страны региона) обладает следующими правомочиями:
• осуществляет помилование и уменьшает сроки наказания;
• назначает с согласия Сената судей, губернаторов и высших должностных лиц центральных органов власти и управления;
• устанавливает отношения с другими странами и дает аккредитацию их дипломатическим представителям, а также подписывает международные договоры и соглашения;
• осуществляет право законодательной инициативы, санкционирует и промульгирует законы, а также имеет право вето;
• осуществляет делегированное законодательство и издает нормативные акты (декреты), обладающие силой закона;
' Сахаров Н. А. Указ соч. С. 21.
• является верховным главнокомандующим;
• объявляет военное и осадное положение;
• объявляет федеральное вмешательство;
• формирует правительство'.
3) Афро-азиатская модель
Этот вариант президентской республики обладает наиболее ярко выраженными авторитарными чертами. Государственность многих народов Африки и Азии не отличается стабильностью, что только усиливает деспотические устремления правящей верхушки. Основными чертами этой модели в целом выступают следующие:
• президент является шавой государства и правительства, а также лидером правящей партии;
• многопартийность часто оказывается номинальной;
• полномочия парламента крайне незначительны;
• правительство формируется президентом и ему подотчетно;
• судебная власть формируется президентом;
• местные органы исполнительной власти формируются президентом2.
В целом же, по наблюдению ряда исследователей, «это результат отсутствия компетентности и выбора, которые четко обеспечиваются в эффективно функционирующей многопартийной системе. В этих государствах нет оппозиционной партии, способной заменить находящуюся у власти партию при желании электората изменить существующее положение. Многие государства с неограниченной формой организации исполнительной власти формально допускают наличие оппозиционных группировок, но избрание правящей партии настолько очевидно благодаря ее контролю за средствами массовой информации и обращению к законодательным коллизиям в области избирательного права, что существует ничтожная возможность ее поражения на выборах»3.
Президентские режимы в странах Африки и Азии достаточно часто выступают единственным организатором эффективной государственности. С позиций социальной антропологии авторитарность и внеправовые формы деятельности таких систем вполне объяснимы и нормальны. Социальная структура многих стран Азии и особенно Африки еще не сформирована, черты первобытности или, во всяком случае, локализма достаточно зримы. Кроме того, те страны, которые до недавнего времени являлись колониями европейских государств (в основном Англии и Франции), после предоставления независимос-
' Правовые системы стран мира. С. 95-96.
^Сахаров Н. А. Указ. соч. С. 22.
^Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 59.
ти оставивили свои политические и правовые системы. Образованная верхушка новых независимых государств, сформировавшаяся под определяющим воздействием бывших метрополий, достаточно быстро отказалась от вестернизированных систем права и властвования. Отказ этот означал только одно: традиционный образ жизни несовместим с западными цивилизационными парадигмами. Колониальный режим сглаживал многие внутренние противоречия, прежде всего в сфере формирования национального самосознания. В процессе же деколонизации, по верному наблюдению К. Гирца, на свободу вырвалась масса «внутренних националистических движений, имеющихся практически во всех новых государствах и создающих - в виде сепаратизма или стремления к созданию автономных образований - прямую, а в некоторых случаях (Нигерия, Индия, Малайзия, Индонезия, Пакистан) и самую непосредственную угрозу недавно продекларированной целостности нации, во имя которой и совершалась революция»'.
Почти единственным способом предотвращения распада государства в таких условиях оказывается авторитарная президентская власть, направленная на сохранение единства страны. Опорой президента выступает армия, являющаяся самой организованной частью политической системы. Поэтому конституции ряда государств и фиксируют огромные полномочия президентов.
Если попытаться сгруппировать полномочия глав государств в странах Африки и Азии, то мы получим следующую систему:
• высшее должностное лицо государства;
• гарант конституции и ее соблюдения;
• назначение главы правительства и иных высших должностных лиц;
• наблюдение за исполнением законов;
• формирование высших судов страны;
• верховное командование вооруженными силами;
• представление государства во внешнем мире;
• право роспуска парламента.
В силу не сложившейся четкой социальной структуры общества, полиэтничности и сосуществования различных религиозных конфессий (или нескольких течений внутри господствующей конфессии) роль президента значительно повышается. Кроме всего прочего, «во многих арабских государствах в результате военных переворотов устанавливается особая форма суперпрезидентской формы правления. В этом случае парламент, как правило, распускается, правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший
' Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 272, 247
орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и др.), а его председатель, как правило лидер переворота, в дальнейшем провозглашается президентом»'. Существенным отличием афро-азиатской модели президентских республик являются бессрочность пребывания главы государства на своем посту и передача власти по наследству. Яркими примерами выступают Азербайджан и Сирия, где правившие президенты при жизни сделали своих сыновей «соправителями», а затем парламенты и «всенародное волеизъявление» закрепили смену первых лиц. Видимо, можно говорить о формировании в ряде стран такого типа властвования, как «республиканская монархия». Отсутствие плюралистической политической системы только способствует сложившемуся положению, а формально действующие конституции не могут ему воспрепятствовать.
г) Коммунистическая модель
Данная форма президентской республики опирается на единолично правящую партию и какую-либо разновидность марксистской идеологии (Китай, Куба, Северная Корея). Глава государства в этих странах занимает свой пост в силу принадлежности к верхушке господствующей партийной номенклатуры. Выборы носят сугубо формальный характер. Такая ситуация складывается прежде всего потому, что «коммунистическая система включает в себя партию, которая определяет цели политики и государственный аппарат, который обеспечивает выполнение этих целей. Принимая во внимание тот факт, что если в стране с либерально-демократическим режимом, такой как США, конституция устанавливает порядок распределения и использования власти, то в коммунистической стране конституция подвластна интересам государства, а следовательно, интересам правящей партии»2. Президентская республика коммунистического (социалистического) типа характеризуется следующими чертами:
• формально высшим органом власти в стране является народное представительство;
• исполнительные органы власти формируются представительными и им подотчетны;
• конституционно закрепляется ведущая роль правящей коммунистической партии,
• отказ от системы разделения властей.
Функции главы государства в республике социалистического типа можно рассмотреть на примере КНР. Председатель КНР (он же -Генеральный секретарь ЦК КПК) избирается ВСНП и ему подотчетен. Его полномочия сводятся к следующим:
' Сапронова М. А. Указ соч. С 40. lДepбuuшйpД.ж., Дербиишйр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 57.
• опубликование законов;
• назначение высших должностных лиц (включая главу правительства);
• награждение государственными орденами;
• назначение и отзыв дипломатических представителей;
• право помилования;
• введение ЧП и мобилизации'.
Фактически за всеми решениями государственных вопросов прослеживается неизменное партийное руководство. Западных республиканских принципов «социалистическое президентство» не приемлет, т. к. оно основано на жесткой идеологической системе, исключающей плюрализм в какой бы то ни было форме. Приоритет отдан номенклатурным способам управления. Они заключаются в том, что «все кадровые решения (назначение на должность, повышение, перевод, увольнение), касающиеся партийных функционеров и правительственных чиновников (включая и сотрудников государственных предприятий), занимающих более или менее ответственное поло