Планы семинарских и практических занятий
Занятие № 1
(семинарское)
Профессионально-этические нормы в психодиагностике.
Цель: ознакомиться с основными этическими принципами в психодиагностике.
Основные понятия: психодиагностика, диагностическое обследование, диагностические факторы, диагностические категории, критериальные нормы, тестовые нормы, психологический диагноз, психологический тест, психометрика, тестология, этические нормы психодиагностики.
Подготовка к занятию:
1) Ознакомиться с этическими принципами в психодиагностике (используя разные литературные источники – [1, 5, 7 и т.д.]). Сделать вывод о наличии / отсутствии единого этического кодекса в психодиагностике.
2) Пользуясь [7], заполнить в тетради таблицу «Профессионально – этические принципы в психодиагностике».
Принципы | Характеристика |
Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. | |
Принцип личной ответственности. | |
Принцип «профессиональной тайны». | |
Принцип обеспечения суверенных прав личности. | |
Принцип объективности. | |
Принцип конфиденциальности. | |
Принцип психопрофилактического изложения результатов. |
3) Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к лицам следующих категорий:
- Специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях и использующий в своей работе психологические методики.
Сопоставить требования, предъявляемые к указанной категории лиц.
Ход занятия:
1. Обсуждение поставленных вопросов.
2. Моделирование ситуаций, ставших следствием несоблюдения психологом – диагностом основных этических принципов.
3. Словарный диктант.
4. Обобщение, выводы.
Литература:
1. Анастази А Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с. (583 – 601).
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2001. – 528 с.
3. Введение в психодиагностику/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – М., 1998. – 192 с.
4. Носс И. Н. Психодиагностика. – М., 1999. – 320 с.
5. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2003. – 652 с.
6. Психологическая диагностика/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – Воронеж, 2001. – 368 с. (286 – 295).
7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. – 512 с.
8. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – М., 1996. – 544 с. (90 – 104).
Занятие №2
(практическое)
Психодиагностическое заключение
Цель: ознакомиться с понятием диагностического заключения, рассмотреть различные формы заключения, сформулировать общие правила его написания.
Основные понятия: психологический диагноз, заключение психодиагностическое, этические нормы диагностики.
Подготовка к занятию:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме, раскрыть следующие вопросы:
- Психодиагностическое заключение: форма и содержание;
- Факторы, которые необходимо учитывать при написании психодиагностического заключения;
2. Ознакомиться со следующей формой:
- заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования: форма 2 (см. приложение);
3. Сформулировать (письменно) общие правила написания психодиагностического заключения.
Ход занятия:
1. Обсуждение поставленных вопросов.
2. Работа в группах: анализ заключений по результатам диагностического обследования (с использованием раздаточного материала).
3. Обобщение, выводы по теме.
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2001. – 528 с.
3. Введение в психодиагностику/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – М., 1998. – 192 с.
4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с.
5. Немов Р. С. Психология. – Кн. 3.- М., 1998. – 632 с.
6. Носс И. Н. Психодиагностика. – М., 1999. – 320 с.
7. Основы психологии. Практикум/ ред- сост. Столяренко Л. Д. Ростов н/ Д., 1999. – 576 с.
8. Психологическая диагностика/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – Воронеж, 2001. – 368 с.
9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Т1. – М.. 2000. – 384 с.
10. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – М., 1996. – 544 с.
Занятие 3
(семинарское)
Психометрические требования к тестам: валидность, надежность, стандартизация
Цель: ознакомиться с основными психометрическими свойствами психодиагностических методик.
Основные понятия: тест,валидность: конструктная, критериальная, содержательная; коэффициент валидности, надежность: параллельных форм, внутренняя, ретестовая, частей теста; коэффициент надежности, стандартизация теста, выборка стандартизации, репрезентативность тестовых норм.
Подготовка к занятию:
1. Выписать определения основных понятий, подготовиться к словарному диктанту.
2. Определить роль и место тестирования в психодиагностике. Раскрыть достоинства и недостатки метода тестов.
3. Изучить теоретический материал по следующим вопросам:
1) Понятие надежности в психодиагностике.
- Надежность. Виды надежности.
- Коэффициент надежности.
- Определение надежности методики.
2) Валидность.
- Виды валидности.
- Коэффициент валидности.
3) Стандартизация тестов.
Ход занятия:
1. Словарный диктант.
2. Обсуждение поставленных вопросов.
3. Подведение итогов, выводы по теме.
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с. (103 - 188).
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2001. – 528 с.
3. Введение в психодиагностику/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – М., 1998. – 192 с.
4. Носс И. Н. Психодиагностика. – М., 1999. – 320 с.
5. Носс И. Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2003. – 251 с.
6. Психологическая диагностика/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – Воронеж, 2001. – 368 с. (48 - 69).
7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. – 512 с.
8. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – М., 1996. – 544 с. (131 - 156).
9. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996. – 384 с. (83 – 128).
Занятие № 4
(практическое)
Рисуночные методики
Цель: формирование умений проведения рисуночных методик и интерпретации их результатов (на примере методик «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи»).
Основные понятия: проективные методики, рисуночные методики, симптомокомплекс; методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Проективный рисунок человека», «Дом-дерево-человек».
Оснащение:
Бланки для интерпретации методик «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи»; детские рисунки и протоколы.
Подготовка к занятию:
Повторить теоретический материал по теме «Рисуночные методики» (классификация, общая характеристика, достоинства и недостатки, область применения рисуночных методик, специфика проведение диагностического процесса с использованием рисуночных методик, требования к специалистам, работающим с рисуночными методиками).
Подготовить бланки для интерпретации методик «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи» (бланк должен содержать описание симптомокомплексов – объединенные в смысловые группы параметры, подлежащие интерпретации, и их характеристика).
Соблюдая правила диагностики посредством рисуночных методик, осуществить диагностику респондента с помощью методик «Несуществующее животное» и «Кинетический рисунок семьи» (цели диагностики сформулировать самостоятельно). В процессе диагностики вести наблюдение, протоколировать ход диагностического процесса.
Написать психодиагностическое заключение по результатам диагностики отдельно по каждой методике.
Порядок выполнения работы:
- Работа в парах. Студенты обмениваются рисунками и протоколами. По очереди каждый выступает в роли диагноста, интерпретирующего предоставленный рисунок, и эксперта, оценивающего корректность интерпретации (интерпретация осуществляется на основании предоставленного рисунка и протокола).
- Коллективное обсуждение (в частности, обсуждаются вопросы однозначности трактовки изображений, возможности и ограничения интерпретации рисунка без непосредственного участия в диагностическом процессе и т.п.).
- Подробный групповой разбор нескольких психодиагностических заключений.
- Выводы по специфике проведения рисуночных методик и интерпретации их результатов.
Литература:
1. Акимова М. К., Алехина Т. Н., Таратута Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. – 2004. - №4.
2. Р. Ф. Беляускайте. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Психологическая диагностика. – 2004. - №4.
3. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М., 2000. – 146 с.
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностики. - СПб., 2001г. – 528 с.
5. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2002. – 272 с.
6. Маховер К. Проективный рисунок человека. – М., 2000. – 154 с.
7. Психологическая диагностика. – 2004. - №4. – /ВЕСЬ ЖУРНАЛ ПОСВЯЩЕН РИСУНОЧНЫМ МЕТОДИКАМ/.
8. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2002. – 416 с.
9. Семаго Н. О границах интерпретации проективных рисуночных тестов // Школьный психолог. - 1997, N 1, с. 8-9.
Занятие 5
(практическое)