Психометрические требования к тестам: валидность, надежность, стандартизация




Планы семинарских и практических занятий

Занятие № 1

(семинарское)

Профессионально-этические нормы в психодиагностике.

Цель: ознакомиться с основными этическими принципами в психодиагностике.

Основные понятия: психодиагностика, диагностическое обследование, диагностические факторы, диагностические категории, критериальные нормы, тестовые нормы, психологический диагноз, психологический тест, психометрика, тестология, этические нормы психодиагностики.

Подготовка к занятию:

1) Ознакомиться с этическими принципами в психодиагностике (используя разные литературные источники – [1, 5, 7 и т.д.]). Сделать вывод о наличии / отсутствии единого этического кодекса в психодиагностике.

2) Пользуясь [7], заполнить в тетради таблицу «Профессионально – этические принципы в психодиагностике».

Принципы Характеристика
Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.  
Принцип личной ответственности.  
Принцип «профессиональной тайны».  
Принцип обеспечения суверенных прав личности.  
Принцип объективности.  
Принцип конфиденциальности.  
Принцип психопрофилактического изложения результатов.  

3) Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к лицам следующих категорий:

- Специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях и использующий в своей работе психологические методики.

Сопоставить требования, предъявляемые к указанной категории лиц.

Ход занятия:

1. Обсуждение поставленных вопросов.

2. Моделирование ситуаций, ставших следствием несоблюдения психологом – диагностом основных этических принципов.

3. Словарный диктант.

4. Обобщение, выводы.

 

Литература:

1. Анастази А Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с. (583 – 601).

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2001. – 528 с.

3. Введение в психодиагностику/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – М., 1998. – 192 с.

4. Носс И. Н. Психодиагностика. – М., 1999. – 320 с.

5. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2003. – 652 с.

6. Психологическая диагностика/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – Воронеж, 2001. – 368 с. (286 – 295).

7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. – 512 с.

8. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – М., 1996. – 544 с. (90 – 104).

Занятие №2

(практическое)

Психодиагностическое заключение

Цель: ознакомиться с понятием диагностического заключения, рассмотреть различные формы заключения, сформулировать общие правила его написания.

Основные понятия: психологический диагноз, заключение психодиагностическое, этические нормы диагностики.

Подготовка к занятию:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме, раскрыть следующие вопросы:

- Психодиагностическое заключение: форма и содержание;

- Факторы, которые необходимо учитывать при написании психодиагностического заключения;

2. Ознакомиться со следующей формой:

- заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования: форма 2 (см. приложение);

3. Сформулировать (письменно) общие правила написания психодиагностического заключения.

Ход занятия:

1. Обсуждение поставленных вопросов.

2. Работа в группах: анализ заключений по результатам диагностического обследования (с использованием раздаточного материала).

3. Обобщение, выводы по теме.

 

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2001. – 528 с.

3. Введение в психодиагностику/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – М., 1998. – 192 с.

4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с.

5. Немов Р. С. Психология. – Кн. 3.- М., 1998. – 632 с.

6. Носс И. Н. Психодиагностика. – М., 1999. – 320 с.

7. Основы психологии. Практикум/ ред- сост. Столяренко Л. Д. Ростов н/ Д., 1999. – 576 с.

8. Психологическая диагностика/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – Воронеж, 2001. – 368 с.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Т1. – М.. 2000. – 384 с.

10. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – М., 1996. – 544 с.


Занятие 3

(семинарское)

 

Психометрические требования к тестам: валидность, надежность, стандартизация

Цель: ознакомиться с основными психометрическими свойствами психодиагностических методик.

Основные понятия: тест,валидность: конструктная, критериальная, содержательная; коэффициент валидности, надежность: параллельных форм, внутренняя, ретестовая, частей теста; коэффициент надежности, стандартизация теста, выборка стандартизации, репрезентативность тестовых норм.

Подготовка к занятию:

1. Выписать определения основных понятий, подготовиться к словарному диктанту.

2. Определить роль и место тестирования в психодиагностике. Раскрыть достоинства и недостатки метода тестов.

3. Изучить теоретический материал по следующим вопросам:

1) Понятие надежности в психодиагностике.

- Надежность. Виды надежности.

- Коэффициент надежности.

- Определение надежности методики.

2) Валидность.

- Виды валидности.

- Коэффициент валидности.

3) Стандартизация тестов.

Ход занятия:

1. Словарный диктант.

2. Обсуждение поставленных вопросов.

3. Подведение итогов, выводы по теме.

 

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с. (103 - 188).

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2001. – 528 с.

3. Введение в психодиагностику/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – М., 1998. – 192 с.

4. Носс И. Н. Психодиагностика. – М., 1999. – 320 с.

5. Носс И. Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2003. – 251 с.

6. Психологическая диагностика/ под ред. Гуревича Е. М., Борисовой Е. М. – Воронеж, 2001. – 368 с. (48 - 69).

7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. – 512 с.

8. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – М., 1996. – 544 с. (131 - 156).

9. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996. – 384 с. (83 – 128).


 

Занятие № 4

(практическое)

Рисуночные методики

 

Цель: формирование умений проведения рисуночных методик и интерпретации их результатов (на примере методик «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи»).

Основные понятия: проективные методики, рисуночные методики, симптомокомплекс; методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Проективный рисунок человека», «Дом-дерево-человек».

Оснащение:

Бланки для интерпретации методик «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи»; детские рисунки и протоколы.

Подготовка к занятию:

Повторить теоретический материал по теме «Рисуночные методики» (классификация, общая характеристика, достоинства и недостатки, область применения рисуночных методик, специфика проведение диагностического процесса с использованием рисуночных методик, требования к специалистам, работающим с рисуночными методиками).

Подготовить бланки для интерпретации методик «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи» (бланк должен содержать описание симптомокомплексов – объединенные в смысловые группы параметры, подлежащие интерпретации, и их характеристика).

Соблюдая правила диагностики посредством рисуночных методик, осуществить диагностику респондента с помощью методик «Несуществующее животное» и «Кинетический рисунок семьи» (цели диагностики сформулировать самостоятельно). В процессе диагностики вести наблюдение, протоколировать ход диагностического процесса.

Написать психодиагностическое заключение по результатам диагностики отдельно по каждой методике.

Порядок выполнения работы:

  1. Работа в парах. Студенты обмениваются рисунками и протоколами. По очереди каждый выступает в роли диагноста, интерпретирующего предоставленный рисунок, и эксперта, оценивающего корректность интерпретации (интерпретация осуществляется на основании предоставленного рисунка и протокола).
  2. Коллективное обсуждение (в частности, обсуждаются вопросы однозначности трактовки изображений, возможности и ограничения интерпретации рисунка без непосредственного участия в диагностическом процессе и т.п.).
  3. Подробный групповой разбор нескольких психодиагностических заключений.
  4. Выводы по специфике проведения рисуночных методик и интерпретации их результатов.

Литература:

1. Акимова М. К., Алехина Т. Н., Таратута Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. – 2004. - №4.

2. Р. Ф. Беляускайте. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Психологическая диагностика. – 2004. - №4.

3. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М., 2000. – 146 с.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностики. - СПб., 2001г. – 528 с.

5. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2002. – 272 с.

6. Маховер К. Проективный рисунок человека. – М., 2000. – 154 с.

7. Психологическая диагностика. – 2004. - №4. – /ВЕСЬ ЖУРНАЛ ПОСВЯЩЕН РИСУНОЧНЫМ МЕТОДИКАМ/.

8. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2002. – 416 с.

9. Семаго Н. О границах интерпретации проективных рисуночных тестов // Школьный психолог. - 1997, N 1, с. 8-9.

 

Занятие 5

(практическое)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: