Субъективные причины конфликтов

Факторы возникновения конфликтов. Виды организационных конфликтов

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:

  1. объективных
  2. организационно-управленческих
  3. социально-психологических
  4. личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.

Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.

Ограниченность ресурсов, которые распределяются (плохая обеспеченность), влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, человеческие ресурсы и финансы между различными группами работников.

Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.

Различие в целях (нерациональная организация труда) обусловливает принципиальность взглядов людей, стиль их поведения, противоречивый характер личностных систем убеждений. Различие целей исполнителей в системе управления часто порождает противоречия между ними. Это обусловлено сложностью структур управления, поскольку подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со временем могут противоречить друг другу, а иногда и стратегии развития организации.

Субъективные причины конфликтов

Обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы.

В основном это обусловлено значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.

Социально-психологическими факторами конфликтов является психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей.

К возникновению социально-психологических конфликтов приводит также непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон. Одной из наиболее типичных причин конфликтов, относящихся к этой группе, является внутригрупповой фаворитизм, т.е. предоставление преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп.

Личностные факторы конфликтов обусловлены особенностями психики человека (степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем настойчивости, самооценки и т. п.) .

Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.

Причинами конфликта могут стать также беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.

Многие конфликты возникают по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувства других людей порождают конфликт.


 

Конфликты в организации Можно выделить следующие виды конфликта .

Внутриличностный Конфликт, вызванный противоречивыми потребностями, целями и ценностями личности. Чаще всего этот конфликт может быть связан с противоречием между ценностями сотрудника и приказом начальника
Межличностный Конфликты между конкретными личностями по различному спектру вопросов. Чаще всего межличностные конфликты вызваны психологической несовместимостью их участников: различием в темпераментах, акцентуации характера, различиях в восприятии событий и т.п.
Между личностью и группой Конфликты между личностью и группой в целом, с которой личность имеет контакты
Межгрупповой Конфликты между различными группами как субъектами деятельности. Чаще всего причиной межгрупповых конфликтов могут быть преданность группе и ограниченность ресурсов, а также различия в подходах к общей проблеме

Виды внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт очень часто оказывается источником других видов конфликта. Поэтому разберем виды внутриличностного конфликта более подробно.Определить наличие внутриличностного конфликта просто: он проявляется в присутствии негативных эмоций у личности.

С точки зрения причин возникновения внутриличностного конфликта можно выделить следующие его виды.

Мотивационный Конфликт, вызванный наличием большого количества нереализованных желаний личности
Нравственный Конфликт, вызванный несоответствием рабочих заданий моральным нормам, разделяемым личностью
Ролевой Конфликт, который вызван невозможностью занятия личностью желаемой должности
Адаптационный Конфликт, вызванный неспособностью личности адаптироваться к внешнему окружению

Типология конфликтовС точки зрения предмета конфликта можно выделить следующие его виды.

Деловые Конфликты, вызванные профессиональной деятельностью участников, характером проблем и задач, возникающих в ходе достижения целей. Эти конфликты затрагивают официальную деятельность участников
Личные Конфликты, связанные с неофициальной деятельностью участников. Чаще всего это межличностные конфликты

С точки зрения результатов конфликтов выделяются следующие.

Симметричные Результаты конфликта распределены поровну между его участниками
Асимметричные Результаты конфликта распределены неравномерно между его участниками

С точки зрения проявления конфликты делятся на следующие виды.

Скрытые Конфликты, участники которых стараются не придавать конфликт огласке. Разновидностью этого вида конфликта является интрига — намеренное нечестное действие, выгодное инициатору
Открытые Конфликты, которые известны руководству и поэтому менее опасны с точки зрения последствий

С точки зрения организационных источников выделяются следующие виды конфликтов.

Структурные Конфликты, вызванные особенностями оргструктуры предприятия (например, избыточный функционал одних подразделений и недостаточный других, слишком сложные бизнес-процессы и т.п.)
Инновационные Конфликты, вызванные проводящимися изменениями в организации и связанные с непривычностью и несовершенством новых процессов
Позиционные Конфликты интересов различных подразделений организации
Динамические Конфликты, вызванные стадией групповой динамики группы

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!