Заключительная часть:. Домашнее задание




Учитель географии: Люди давно научились изображать территорию на подробном плане и карте. Эти изображения показывают местность не так, как мы ее видим в природе и на фотографии, т. е. не в перспективе. Мы видим развесистое дерево, пестрые цветы на лугу, озеро с белыми кувшинками и стайкой плавающих уток и т. д. Наш глаз видит, а объектив фотоаппарата отображает предметы, находящиеся на переднем плане, крупными, а дальние предметы — мелкими.

Не то на плане и на карте. На них все это изображается как бы с птичьего полета, сверху.

Мы знаем, что Земля имеет шарообразную форму, а поэтому земную поверхность невозможно изобразить на плоскости без искажений, т. е. при полном соблюдении подобия очертания морей, материков, островов и т. п. Однако небольшие территории можно принимать за плоскость и изображать на бумаге без учета кривизны земной поверхности. Такое уменьшенное изображение на плоскости отдельного небольшого участка земной поверхности, принимаемого за плоскость, называется топографическим планом или просто планом. На нем сохраняется очертание всех элементов участка, но только в уменьшенном виде. Уменьшение это зависит от принятого для плана масштаба.

Как видно из самого определения плана и карты, это прежде всего уменьшенные изображения того или иного участка земной поверхности. Поэтому изобразить на них все, что есть на местности, невозможно. Для изображения на планах и картах тех или иных объектов применяют определенные условные знаки. Так, например, на топографических картах для обозначения хвойного леса используют знаки в виде елочки, границы леса выделяют точками, луговую растительность — парными черточками, плодовый сад — маленькими кружками, расположенными ровными рядами, и т. п.

На рисунках изображен план окрестностей пионерского лагеря. Кроме того, показаны топографическая карта с территорией лагеря и аэрофотоснимок этого же места.

Так как карта вычерчена в более мелком масштабе, чем план, то на ней умещается значительно большая территория.

Составить план своего двора, усадьбы, своей улицы, поселка или лагеря может каждый школьник, знающий географию.

Учитель черчения: Топографический чертеж (англ. topographic survey (drawing)) — конфигурация поверхности, включающая ее рельеф и расположение натурных и преобразованных особенностей. Представляется на чертеже этой поверхности, выполненном в горизонталях, отмечающих высоту (отметку) выше или ниже принятого уровня. Топографические планы выполняют в масштабах 1: 100000; 1: 25000; 1: 10000 и т.д. На топографических планах и картах наносят реки, озера, леса, различные сооружения (только на планах) и населенные пункты, которые изображают условно.

На топографических планах и картах проводят горизонтальные линии, все точки которых лежат на одной и той же высоте над уровнем моря, т.е. горизонтали. По горизонталям можно судить о рельефе местности.

Что нужно знать, чтобы читать топографическую карту, т. е. разобраться в том, что на ней изображено? Надо, прежде всего научиться понимать условные знаки. Посмотрите на рисунки, на одном изображена топографическая карта в обычных условных знаках, а на другом та же местность показана в виде картинки.

На топографических картах и планах неровности земной поверхности — рельеф — изображаются горизонталями. Горизонталью называют линию на карте, соответствующую линии на земной поверхности, все точки которой лежат на одной и той же высоте над уровнем моря. Если бы местность была затоплена водой до данного уровня, то очертания берегов совпали бы с соответствующей горизонталью.

Горизонтали проводятся через равное число метров по отвесной линии. В объяснении к плану или карте — легенде — всегда указывается расстояние между горизонталями, принятое для данного плана или карты, т. е. разность их высот, например 2, 5, 10 м.

Учитель географии: Изображение рельефа горизонталями позволяет по карте решать много различных задач, которые возникают при изучении страны или местности и при проектировании самых разнообразных инженерных сооружений (дорог, каналов, плотин, водохранилищ и т. п.).

Холм или замкнутая впадина изображаются на плане и топографической карте в виде замкнутых горизонталей, одна внутри другой. Для того чтобы на карте отличить впадину от холма, на горизонталях впадины ставятся коротенькие штрихи в сторону понижения склона. Чем выше холм или глубже впадина, тем больше проводится горизонталей. Зная расстояние между горизонталями по отвесной линии, нетрудно по числу их определить высоту холма или глубину впадины.

Рис. Так при помощи горизонталей изображаются возвышенности и впадины.

В тех местах, где склоны земной поверхности круты, горизонтали сближаются, и, наоборот, они удалены друг от друга там, где склоны более пологи.

Кто хорошо разбирается в условных знаках топографической карты, может читать карту, т. е. видеть за ней изображение местности и подробно рассказать о ней.

Если вы попали в незнакомую местность, но у вас есть топографическая карта, вы легко обойдетесь без проводника. Нужно, прежде всего, ориентировать карту, затем определить на ней место, где находитесь. Тогда станет ясно, куда и откуда идут дороги, какие протекают реки, где начинаются и кончаются леса, что находится за этими лесами и холмами, какие и где расположены поселки.

 

- Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.

 

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 70 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

 

К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного. - Какая же высота у данных холмов?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы.

- Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (линии)

Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

-Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На рисунке изображения холма и ямы:

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг - штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если вовнутрь – это яма.

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах)

Задание

1. Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)

2. Какова абсолютная высота? (49м)

3. Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)

4. Какой склон более крутой? (северо – восточный)

 

Заключительная часть:

Проверка выполненных заданий

Выставление оценок с комментариями

Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили умения выполнять топографические чертежи, согласно правилам условными знаками. Главный результат – это ваше умение применять ранее полученные знания на практике, т.е. вы показали свою компетентность.

Домашнее задание:

Рассмотреть условные знаки и в тетради их обозначить.

Класс 9 - А 9 – Б 9 - В
Дата      

Урок № 29



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: