ТЕМА 3. МОРАЛЬ В УНИВЕРСУМЕ СОЗНАНИЯ
Мораль как ценностная форма сознания. Взаимосвязь и взаимообусловленность морали с другими формами общественного сознания.
Мораль и наука. Специфика морального и научного способов познания и освоения мира. Влияние научно-технического прогресса на динамику нравственно-этических проблем общества и индивида. Проблема моральной ответственности ученого. Антисциентизм как общественное умонастроение и его опасность. Сциентизм и этические проблемы, им обусловленные. Мораль и религия. Моральные нормы и религиозные заповеди: общее и особенное. Интерпретация традиционных нравственных проблем в контексте религиозного сознания. Мифологическая концепция происхождения нравственности. Мораль и право. Мораль и право как механизмы социальной регуляции. Специфика регулятивной функции в контексте морального и правового сознания. Мораль и политика. Соотношение морали и политического (государственного) интереса. Нравственный аспект политической культуры личности. Мораль в условиях плюрализации политической системы общества. Мораль и искусство. Единство этического и эстетического в искусстве. Точки пересечения морали и искусства: а) проблематика искусства: нравственные искания личности как одна из традиционных тем в мировой культуре и искусстве, ее этико-философское обоснование; б) проблема нравственной ответственности «художника». «Искусство для искусства» или «искусство для народа»?
4. Мораль и наука. Нравственный фактор научно-технического прогресса
5. Мораль и искусство
6. Мораль и право в системе социокультурной регуляции: общее и особенное
7. Структура нравственного сознания
8. Проблема нравственных ценностей в этике
9. Проблема моральной мотивации в этике и вариативность ее решения
10. Типология нравственных ценностей в концепции Э. Фромма
Гуманистическая этика. Интерпретация идей классического психоанализа в неофрейдистской этической теории Э.Фромма. Два типа нравственной ориентации. Выбор между биофилией и некрофилией как основная альтернатива этики. Плодотворное и неплодотворное поведение: признаки и характеристики. Учение о совести: авторитарная и гуманистическая совесть. Нравственные ценности в структуре морального сознания: особенности и проблемы типологии.
11. Природа и сущность этических категорий
Тема 5. Природа и сущность
Этических категорий
Определение этических категорий. Категории «добро» и «зло» как наиболее общие критерии моральной оценки. Соотнесенность с идеалом. Онтологический и аксиологический подходы к пониманию природы и содержания категорий «добро» и «зло». Их интерпретации в истории этических учений. Проблема абсолюта в морали: абсолютное добро и абсолютное зло. Взаимообусловленность добра и зла.
Категории «долг» и «совесть». Императивность как свойство морали. Соотношение «сущего» и «должного». Универсальность нравственных требований. «Категорический императив» И.Канта как опыт предельного значения императивности в этике. Воплощение морального императива в категории «долг».
«Совесть» как инобытие долга. Осмысление понятия в этических теориях Античности. Своеобразие интерпретации в концепции фрейдизма. Понятия «авторитарная» и «гуманистическая» совесть в этике Э.Фромма.
Этические категории «смысл жизни», «счастье», «справедливость», «нравственная свобода» как воплощение высших нравственных ценностей человека.
Этические категории «честь», «достоинство», «ответственность» как источники нравственной мотивации.
12. Сущность онтологической и аксиологической трактовок категорий «добро» и «зло»
13. Императивность морали. Этические категории «долг» и «совесть»
14. Проблема происхождения морали
Тема 6. Проблема происхождения морали
Мифологическая концепция происхождения морали и ее интерпретация в наиболее влиятельных креационистских и идеалистических теориях.
Рассмотрение морали в качестве закономерного этапа эволюционного развития групповых инстинктов животных как способа выживания вида в натуралистических (эволюционистских) теориях. Разработка этих идей в этических концепциях Ч.Дарвина, Г.Спенсера, П.А.Кропоткина, К.Лоренца. Отождествление биологического и социального (морального) как проявление ограниченности подобных теорий.
Многообразие антропологических концепций происхождения морали и их особенности. Осмысление проблемы происхождения морали представителями гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма и прагматизма, в теориях «разумного эгоизма» французских материалистов и русских мыслителей ХIX века, в концепции Э.Фромма и др.
Осмысление проблемы происхождения морали на основе целесообразной человеческой деятельности в марксистской этике.
Особенности решения проблемы в современной этической науке.
15. Нравственные проблемы современной России