Тема 5. (6 ч) Правовые основы несостоятельности (банкротства)




Основные нормативно-правовые акты:

· ФЗ РФ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»;

· ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

· ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;

· Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству».

План лекции:

1. Понятие, критерии и признаки несостоятельности;

2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельностью;

3. Процедуры несостоятельности;

4. Особенности Н (Б) отдельных категорий должников.

1. Понятие, критерии и признаки несостоятельности:

Действующее российское законодательство, регулирующее Н (Б) представляет собой довольно сложную систему правовых норм, основой которой являются ГК РФ. Эти положения ГК условно можно разделить на 3 группы:

1. нормы, непосредственно регулирующие Н (Б) ИП – ст.25, и ЮЛ – ст.65;

2. нормы, содержащие специальные указания по применению положений о Н (Б) – ст.64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст. 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать указания банкроту или доводят до банкротства);

3. нормы, непосредственно не затрагивающие отношения Н (Б), но имеющие определяющее значение (например, о ЮЛ-х, ответственность за нарушение обязательств и т. д.).

Центральное место в системе правового регулировании Н (Б) занимает ФЗ от 26. 10. 2002 года «О Н (Б)» (далее Закон).

Процессуальное регулирование отношений, связанных с Н (Б), регулируется АПК РФ с учетом особенностей, установленных в Законе.

В современном российском законодательстве понятие Н (Б) содержится в ст. 2 Закона:

Н (Б) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст.3 Закона). Признаки:

1. Официальное признание несостоятельности арбитражным судом;

2. Вторым критерием является – неоплатность и неплатежеспособность, выраженный в том, что в соответствии с Законом должник-юрлицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применим лишь в отношении граждан; срок – 3 месяца;

 

3. Закон устанавливает минимальный размер задолженности субъекта в отношении которого инициируется дело о Н (Б):

a. Требования к должнику-юрлицу – не менее 100 тыс. руб.;

b. К должнику-гражданину – не менее 10 тыс. руб.

(Вместе с тем из этого не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права и интересы кредиторов, чьи требования меньше установленных. Во-первых, данный минимум требований кредиторов может быть достигнут за счет совокупного требования кредиторов; во-вторых, ограничение минимального размера требований касается только кредитора-заявителя, необходимо для инициации процедуры банкротства, тогда как после начала ее осуществления, размер требований не имеет значения. Именно так надо толковать Закон и сложилась арбитражная практика).

 

Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета штрафов (пени) и иных финансовых санкций. Размер денежных обязательств считается установленным, если он подтвержден вступившим в силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований (например, ответ на претензию, акт сверки расчетов и т.д.). К числу установленных относятся также требования, по которым должником не представлены возражения в определенный срок;

4. При определении наличия признаков Н (Б) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам.

Т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с процентами за него, задолженность, возникшая в следствие неосновательного обогащения, а также в следствие причинения имуществу кредитора. Основания возникновения денежных обязательств могут быть как договорными, так и внедоговорными, но наиболее распространенные – договорные.

При этом неденежные обязательства, по смыслу законодателя во внимание не принимаются. На практике возникает вопрос: как быть с достаточно широким кругом обязательств, которые напрямую к денежным отнести нельзя.

Очевидно, что в данном случае необходима трансформация неденежных обязательств в денежные.

Трансформация может быть произведена, основываясь на положениях ГК РФ о расторжении договора, последствиях этого расторжения и возмещении убытков (ст. 15, 39, 450, 453), на нормах об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (гл. 60), а также руководствуясь правилами, предусмотренными ст. 397 и 405 ГК РФ (это «исполнение обязательства за счет должника» и «просрочка должника»). Таким образом, данные положения свидетельствуют о том, что при определенных условиях кредиторы в неденежных обязательствах также имеют право инициировать процесс о Н (Б).

5. Законодательством устанавливается дополнительный признак Н (Б) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

 

При определении признаков Н (Б) не должна учитываться задолженность, возникшая по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, включая долги по заработной плате должника; обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями должника, вытекающие из участия в юрлице (например, обязанности по выплате дивидендов).

Следует учесть, что в соответствии с Законом ряд платежей могут возникнуть после принятия заявления о признании должника банкротом, а также в случае, если срок их исполнения наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи). Требования кредиторов по таким платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (ст. 5).

 

2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием Н (Б):

Состав лиц, участвующих в деле о банкротства, достаточно широк.

К числу таких лиц относятся:

· Должник – гражданин или юрлицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

· Конкурсный кредитор;

· Арбитражный управляющий (в зависимости от процедур Н (Б) – временный, административный, внешний или конкурсный);

· Уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;

· иные лица, в частности, о. м. с., федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта федерации и т. д.

В настоящее время Законом предоставлена возможность участия в процессе учредителям должника, которые наделяются правами, предусмотренными АПК для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений А. суда, решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом получения информации о ходе процедур. Расширены также права государства, в частности, предусмотрена возможность участия в процессе представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия.

 

Правовой статус должника:

Должниками могут быть признаны:

· юрлица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций;

· граждане (ИП, главы крестьянских (фермерских) хозяйств).

 

Заявление о признании должника банкротом может подать сам должник. При определенных обстоятельствах Д может обратиться в А суд заявление о предвидении банкротства, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но есть обстоятельства, которые свидетельствуют, что через некоторое время должник не сможет рассчитываться по денежным обязательствам, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

 

Кредитор:

Кредитор – лицо, в пользу которого должник должен совершить определенное действие.

В качестве кредиторов могут выступать российские и иностранные физические и юрлица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Право на подачу заявления о признании должника банкротом имеют только конкурсные кредиторы, которыми признаются кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами не могут быть уполномоченные органы (ФСС, Пенсионный фонд и т.д., граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда и имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника.

Различают также кредиторов-заявителей, кредиторов, не инициирующих дело о Н (Б), очередных, требования которых удовлетворяются в порядке очередности, и внеочередных кредиторов, требования которых удовлетворяются по возможности должника.

Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в А суд с одним заявлением (форма и требования к заявлений ст. 37-41 Закона «О Н (Б)»).

Собрание кредиторов

СК – это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения СК. При этом неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки и т. д. не учитываются.

К исключительной компетенции СК относятся:

· решение о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника;

· о заключении мирового соглашения;

· о порядке оценки имущества должника;

· об избрании членов комитета кредиторов;

· о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего;

· о выборе реестродержателя и т. д.

 

Арбитражный управляющий:

При осуществлении всех процедур Б одним из главных действующих лиц является временный, внешний, административный и конкурсный управляющий, которые объединяются понятием Арбитражного управляющего (АУ).

АУ признается гражданин РФ, утвержденный А судом для установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

 

АУ должен быть зарегистрирован в качестве ИП и, иметь высшее образование, не иметь судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, иметь стаж руководящей работы не менее 2-х лет в совокупности, пройти стажировку сроком не менее 6 месяцев, а также сдать экзамен по программе АУ-х.

Следует также отметить, что СК вправе дополнительно предусмотреть требования к кандидатуре АУ. Например, такие как: юридическое или экономическое образование, стаж в соответствующей отрасли экономики, установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве АУ.

Закон не предусматривает лицензирование деятельности АУ, но устанавливает, что обязательной формой финансового обеспечения деятельности АУ признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год.

Основными принципами деятельности АУ являются независимость, объективность и беспристрастность.

Своеобразным гарантом профессиональной этики являются ассоциации АУ-х, которые в Законе именуются саморегулируемыми организациями АУ. В соответствии с Законом статус саморегулируемой организации приобретается некоммерческой организацией, которая объединяет не менее 100 АУ, которые в совокупности участвовали не менее чем в 100 процедурах и в которой за счет взносов членов сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем 50 тысяч рублей на каждого члена.

В законе закреплено право АУ на вознаграждение за выполнение своих полномочий. Вознаграждение АУ за каждый месяц устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и утверждается А судом, и должно составлять не менее чем 10 тысяч рублей. Кроме того, возможно получение АУ дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

Одной из важных обязанностей АУ является ведение реестра требований кредиторов, в котором должны содержаться сведения о каждом кредиторе, размере его требований, а также об очередности удовлетворения каждого требования.

Отсутствие убытков при ненадлежащем исполнении своих обязанностей АУ может повлечь его отстранение от управления должником.

Кроме того, возможно исключение его из саморегулируемой организации.

Гражданско-правовая ответственность АУ заключается в возмещении убытков, причиненных его действиями при условии нарушения им законодательства по тем же правилам, что и для любого юрлица.

Уголовная ответственность АУ как специального субъекта может наступить при совершении преступлений по общим основаниям. Прежде всего, это преступления в сфере экономической деятельности, а также преступления против интересов службы в коммерческих организациях (гл. 22, 23 УК РФ).

 

3. Процедуры несостоятельности (Б):

Процедуры Н (Б) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

 

Действующим законодательством предусмотрены следующие процедуры: для юридических лиц – наблюдение;

– финансовое оздоровление;

– внешнее управление;

– конкурсное производство;

– мировое соглашение.

для физических лиц: – конкурсное производство;

– мировое соглашение.

 

3. 1. Восстановительные процедуры:

 

Помимо вышеназванных процедур Законом установлена возможность осуществления мер по предупреждению банкротства - восстановительные процедуры.

Восстановительные процедуры сами по себе не представляют собой самостоятельной процедуры Б, но их своевременное применение может оказать влияние на финансовое положение должника.

В действующем законодательстве восстановительные процедуры подразделяются на 2 вида:

· досудебная санация (представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника. Закон лишь очертил рамки правового регулирования отношений, связанных с данной финансовой помощью, но не регламентирует ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о санации и не устанавливает гарантий от возбуждения дела о Н (Б) в период проведения досудебной санации. В данном случае приходится ориентироваться на А практику);

· судебная санация (суть ее заключается в проведении восстановительных мероприятий в рамках уже возбужденного дела о Н (Б) под контролем кредиторов и суда, по сути совпадает по времени с процедурами финансового оздоровления и внешнего управления).

 

3. 2. Наблюдение

Процедура Наб. осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (за 10 дней до окончания процедуры Наб).

Процедура Наб. вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику.

Арбитражным судом назначается временный управляющий.

Данная процедура не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, а также к отсутствующему должнику (ст. 228 Закона).

Введение Наб. влечет за собой определенные правовые последствия. В частности, органы управления должника не вправе принимать решения о:

· реорганизации и ликвидации должника;

· создании юрлиц или об участии должника в иных юрлицах;

· создании филиалов и представительств;

· выплате дивидендов или распре6делении прибыли;

· размещении ценных бумаг;

· выходе из состава учредителей;

· заключении договоров простого Т.

 

Как я уже отметил, за 10 дней до даты окончания Наб. проводится I собрание кредиторов, на основании решения которого А суд выносит одно из следующих решений:

1) выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;

2) принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

С момента вынесения одного из перечисленных решений Наб. прекращается.

3. 3. Финансовое оздоровление:

Процедура ФО является новой для российского законодательства о Н (Б).

ФО вводится А судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей должника, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц при условии предоставления обеспечения обязательства должника. Размер такого обеспечения должен быть не менее 20% от обязательств.

А суд сожжет ввести ФО вопреки решению СК, если в качестве обеспечения исполнения обязательств будет предоставлена банковская гарантия.

Должник должен приложить к ходатайству график погашения задолженности, исполнение которого контролирует утвержденный А судом административный управляющий.

Административный управляющий в процессе ФО обязан:

· вести реестр требований кредиторов;

· созывать собрания кредиторов;

· предоставлять собранию кредиторов информацию о ходе ФО;

· осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

Не позднее чем за месяц до истечения срока ФО должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения ФО. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение и направляет его кредиторам и в А суд.

А суд принимает один из судебных актов:

· определение о прекращении дела о Н (Б) (если задолженность погашена и нет жалоб кредиторов);

· определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

· решение о признании должника Б и об открытии конкурсного производства.

 

3. 4. Внешнее управление:

 

Внешнее управление (судебная санация) применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление вводится А судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен. Одновременно с введением этой процедуры утверждается внешний управляющий, который должен разработать и предоставить собранию кредиторов план внешнего управления.

При внешнем управлении устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования по заработной плате, авторским договорам, по возмещению вреда.

Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Такой отказ по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий по восстановлению платежеспособности должника как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества. Уступка прав требования, продажа предприятия должника в целом.

Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли до возбуждения дела о Н (Б).

По общему правилу, продажа предприятия осуществляется путем открытых торгов в форме аукциона.

Одним из эффективных способов восстановления платежеспособности должника является признание А судом сделок должника недействительными по заявлению внешнего управляющего.

В целях восстановления платежеспособности должника может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций.

По результатам рассмотрения А судом отчета внешнего управляющего выносится определение:

· О прекращении производства по делу о Н (Б) (долгов нет);

· О продлении срока внешнего управления;

· Об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего и его отстранении.

 

 

3. 5. Конкурсное производство:

 

КП является конечной стадией в процессе Н (Б). В результате проведения КП прекращается существование юрлица или предпринимательская деятельность гражданина.

Основанием открытия КП является признание должника банкротом по решению А суда.

Срок КП не может превышать 1 года, однако А суд вправе продлить его еще на 6 месяцев.

Одновременно с принятием решения об открытии КП суд утверждает конкурсного управляющего (КУ).

Закон четко закрепляет правовые последствия открытия КП:

1) С открытием КП наступает срок исполнения всех денежных обязательств (т.е. кредиторы по денежным обязательствам вправе предъявлять к должнику свои требования если даже срок их исполнения еще не наступил);

2) После открытия КП прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности;

3) Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относится к коммерческой тайне;

4) Вводятся ограничения на совершение сделок. Все они совершаются в порядке, установленном гл. VII Закона;

5) Снимаются все наложенные аресты на имущество должника.

 

Имущество должника на момент открытия КП и выявленное в его ходе составляет конкурсную массу. Все денежные средства, поступающие в этот период, зачисляются на основной счет должника, с которого и осуществляются выплаты кредиторам.

Очередность погашения требований кредиторов:

1) Расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсацией морального вреда;

2) Расчеты выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) Расчеты с другими кредиторами.

 

Закон устанавливает только 3 очереди удовлетворения требований кредиторов, поэтому все остальные требования должны удовлетворяться по мере их поступления (требования учредителей, акционеров).

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются:

1) Судебные расходы;

2) Расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, то есть все расходы, связанные с конкурсным производством.

КП считается завершенным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юрлиц.

Если после завершения КП осталось имущество, то конкурсный управляющий уведомляет об этом имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества, которые не позднее чем через 30 дней принимают имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

 

3. 6. Мировое соглашение:

 

МС – договоренность сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. При заключении МС сторонами может быть предусмотрен порядок распределения судебных расходов, расходов по оплате работы адвокатов.

МС может быть заключено:

· В процессе подготовки дела к судебному разбирательству;

· В процессе судебного разбирательства;

· При рассмотрении дела в кассационной инстанции

· Во время исполнения судебного решения.

Суд осуществляет контроль за законностью МС, утверждает МС. Условия МС приобщаются к делу.

Если МС утверждается, то суд выносит определение о прекращении производства по делу, после этого вторичное рассмотрение судом иска невозможно.

 

Упрощенные процедуры банкротства:

УПБ используют в целях более быстрого прохождения банкротства предпринимателями, которые могут восстановить свою платежеспособность, и предпринимателями, находящимися в стадии ликвидации.

Эти процедуры применяются в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника. Для этого создается ликвидационная комиссия, которая обязана обратиться в А суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в течение 1 месяца с даты опубликования объявления о признании должника банкротом.

Если должник фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения невозможно, то заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом независимо от размера задолженности только при наличии необходимых для финансирования процедур банкротства средств.

При банкротстве отсутствующего или ликвидируемого должника не применяются наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление.

По рассмотрении заявлений А суд принимает решение о признании ликвидируемого (или отсутствующего) лица банкротом и об открытии конкурсного производства.

4. Н (Б) отдельных категорий должников:

 

Законодательством о Н (Б) учитываются особенности правового статуса отдельных субъектов предпринимательской деятельности, в связи с чем вытекают и особенности применения к ним процедур банкротства.

Отдельными категориями должников являются:

1) Градообразующие организации – лицом участвующим в деле является о.м.с., А суд может также привлечь федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта федерации;

2) Сельскохозяйственные организации – при Н (Б) и продаже объектов их недвижимости преимущественное право приобретения принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в местности нахождения банкрота;

3) Стратегические предприятия – считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если они не выполнили их в течение 6 месяцев с даты указания исполнения;

4) Кредитные организации – заявление о признании кредитной организации банкротом принимается только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций;

5) Субъекты естественных монополий – дело о банкротстве возбуждается, если требования кредиторов в совокупности составляют сумму, установленную текущим законодательством и подтверждаются исполнительным документом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: