Сильные и слабые стороны власти - 1




(Ehrlich)

Цели

Это простое упражнение побуждает участников обсудить распределение власти и выстраивание соответствующих отношений в группе. Каждый сможет рассказать о своем понимании данного вопроса и поговорить о нем с другими, чтобы таким образом стать более гибким в обращении с этими проблемами. Если в группе часто возникают вопросы типа «Кто здесь хозяин?», «Кто определяет направление движения?», «Кто кому что должен сказать?» или звучат высказывания «Меня не слушают», «Если бы меня воспринимали всерьез...», это упражнение — именно то, что сейчас нужно.

Время: примерно 70 минут без учета времени на обсуждение.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам упражнение, в котором речь пойдет о теме, интересующей многих, а именно: о вопросах власти и влияния. Думаю, что этот вопрос интересовал уже Адама и Еву, особенно перед роковой ошибкой Евы, когда она предложила Адаму попробовать запретный плод. По сути, речь идет о том, как мне заставить другого делать то, что я хочу.

При этом могут возникнуть проблемы как у тех, кто выдвигает требование, так и у тех, кому оно адресовано. Одни боятся четко и прямо сказать, что должен делать другой. Другие ждут, чтобы человек сам начал делать то, что они от него хотят, чтобы не нужно было даже высказывать свое пожелание. Некоторые выражают свои требования крайне грубо, а личную точку зрения преподносят как общепринятую норму.

Все мы знаем людей, которым свойствен хронический «дух противоречия», они с трудом идут навстречу желаниям других. А кому-то трудно сказать «нет», и даже если они совсем не хотят чего-то делать, тем не менее они, стиснув зубы, выполняют чужие требования, хотя на самом деле им это противно.

Но у всех этих противоречий есть и позитивная сторона: благодаря им человеческая история становится интересной и труднопредсказуемой. Чтобы разобраться со сложной проблематикой властных отношений, нужно внимательно присмотреться к тому, что делают люди вокруг нас, как они ведут себя и как оказывают влияние на других. Чем больше мы знаем о том, как человек проявляет себя в этих отношениях, тем больше у нас шансов достичь своих целей в общении с ним.

К сожалению, в нашей группе не было серьезных споров по поводу властных отношений, поэтому будет немного трудно настроиться на соответствующую волну. Но заметьте: к счастью, жизнь устроена таким образом, что в ней нет ни одного человека, начисто лишенного власти. Мы привыкли, что доказательством наличия власти служит возможность оказывать прямое давление на других людей, но с другой стороны, многим известно, какие непредсказуемые последствия может иметь самая простая ситуация, когда, например, один из собеседников вдруг падает в обморок во время обсуждения сложного для него вопроса.

Поэтому я прошу вас обратить внимание как раз на такие «неявные» проявления власти, с помощью которых в жизни можно многого добиться.

Само упражнение достаточно простое.

Встаньте и поставьте стулья в ряд в центре комнаты. Стул у левого края ряда предназначен для того, кто считает себя властным человеком, крайний справа стул — для того, кто думает, что оказывает очень слабое влияние на группу.

Стулья посередине — как бы отметки уровня самооценки в этом вопросе. Подумайте, какое место подходит лично вам, и сядьте на соответствующий стул. На одном стуле может сидеть только один человек. Если на один и тот же стул претендуют сразу два участника, это очень хорошо, потому что возникает реальная ситуация борьбы, за власть. Постарайтесь прийти к соглашению.

(Когда каждый найдет свое место — но не позже чем через 10 минут, — проведите дискуссию, чтобы выявить различные точки зрения участников.)

Посмотрите, что у нас получилось. Задайте себе следующие вопросы: какие убеждения привели меня на то место, которое я занял? Чье место кажется мне более подходящим? Кто, с моей точки зрения, сидит «на своем месте»? Чей выбор остается для меня непонятным? И наконец: какой мне представляется атмосфера в группе? Доволен ли я этим упражнением или мне кажется, что я делаю что-то запретное или неприличное?

(Через 20 минут остановите дискуссию. Разделите группу на две части. Пусть участники, которые считают себя недостаточно авторитетными, соберутся перед оставшейся на стульях «обладающей властью» частью группы и обсудят, в чем слабые стороны «сильной» позиции. Через 15 минут группы меняются местами, и теперь «влиятельные» размышляют о том, в чем сила тех, кто считает себя слабыми.

После этого участники могут обменяться впечатлениями и подумать о том, есть ли какие-либо особенные требования, которые они хотят предъявить друг другу.)

Обсуждение

· Хочу ли я что-то изменить в будущем в отношении вопросов власти?

· Что еще я хотел бы сказать?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: