Ликвидация соперничества




(арт-терапевтическое упражнение)

Цели

Иногда в группах возникает сильное соперничество между участниками, которое мешает «конкурентам» конструктивно работать. В соперничестве зачастую кроется элемент взаимной значимости и притяжения, который нужно обратить во благо.

Остальные участники тоже получат пользу от этого упражнения, возможно, обнаружив, что могли бы соперничать более открыто.

Время: примерно 60 минут.

Материал: акварельные краски или мелки и для каждой пары — большой лист бумаги для рисования.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я предлагаю выполнить упражнение, которое по может вам разобраться с напряженными и конкурентными отношениями. Подумайте, есть ли в группе человек, с которым вы себя иногда сравниваете, задаваясь вопросом, кто из вас больше работает, кто более достоин любви или уважения. Вы также можете спросить себя, есть ли в группе кто-то, кто преследует сходные с вашими цели, и при этом вам важно, кто из вас достигнет цели первым.

Этот вид конкуренции содержит в себе важный аспект: так или иначе, но эти люди значимы для вас. Вы можете многому у них научиться. Они активизируют вас и вашу деятельность. Они могут стать идеальными партнерами, если вы сможете предоставить им те же права, что и себе.

Итак, встаньте, пройдитесь по комнате и найдите себе партнера, с которым вы хотели бы выполнить это упражнение.

Сядьте за стол друг напротив друга и положите перед собой лист бумаги. Мы организуем символический процесс сотрудничества, в котором будет участвовать ваше подсознание. Правила таковы: вы вместе рисуете абстрактную картину, ничего не обсуждая при этом друг с другом.

Вы можете выбирать любые мелки, но в тот момент, когда один из вас рисует одним цветом, второй должен пользоваться другим. Так, постепенно вы создаете картину. Можно рисовать и поверх рисунка партнера. Разговаривать друг с другом нельзя, молча концентрируйтесь на своей работе.

Заканчивайте рисовать тогда, когда почувствуете, что картина готова. Поговорите друг с другом, пока другие пары продолжают работу.

(Большинство пар завершит работу примерно через 30 минут, а тех, кто еще будет продолжать рисовать, попросите заканчивать. Предложите участникам кратко обсудить совместную работу и прежде всего определить, насколько хорошо они поняли намерения партнера, что им при этом помогало и каким образом им удавалось сочетать собственные желания с намерениями партнера. Выделите на это еще 10 минут.

В конце дайте участникам возможность продемонстрировать получившиеся рисунки и поделиться своими впечатлениями.)

Обсуждение

· Что было для меня самым важным?

· К чему стимулировало меня это упражнение?

· Что я еще хотел бы сказать?


Дарить и получать

(К. W. Vopel)

Цели

Развитие группы проходит нормально, если между участниками осуществляется обмен четырьмя «благами» («дарами») — уважением, симпатией, сопротивлением и стимулированием.

Я уважаю другого человека, когда пытаюсь принять его уникальность и в то же время подавляю в себе желание эксплуатировать его для реализации собственных целей.

Симпатия имеет различные степени интенсивности — от простого расположения до любви.

Сопротивление означает готовность и возможность защищать свои границы, сказать другому «нет».

Стимулирование нужно понимать как многогранный процесс, в котором я побуждаю других вступить в контакт с чем-то новым, чтобы они получили импульс к развитию в какой-либо новой для них области.

Если кому-то кажется, что его вклад соразмерен тому, что он получает в группе, то он чувствует себя комфортно. Если же кому-то кажется, что он отдает больше, чем получает, то у него возникает ощущение несправедливости происходящего. Когда таких участников несколько, то можно говорить о возникновении проблемы справедливости в группе.

В группах редко говорят об этом. С другой стороны, мы можем наблюдать, как участники различных групп более или менее тонко «эксплуатируют» друг друга.

С помощью данного упражнения группа, которая работает уже в течение длительного времени, может понять, как в ней обстоят дела с обменом названными «дарами» между участниками. Можно пойти дальше и на этой основе поработать с непростой проблемой справедливости. Обычно это вызывает большой интерес у представителей помогающих профессий или у тех участников, чья работа связана с руководством. Трудности в этой области могут проявляться по-разному, в зависимости от того, о чем идет речь: об уважении, симпатии, сопротивлении или инициировании. Недостаток уважения и симпатии, как правило, вызывает % тревогу и страх. Недостаток сопротивления проявляется в показном дружелюбии и притворной открытости. Недостаток стимулирования — в стереотипности поведения и работе с одним и тем же знакомым содержанием.

Чуткий наблюдатель заметит подобные проявления через некоторое время. Участники сами ощущают дефицит того или иного «дара» и при случае указывают на это.

Время: в группе из 10 участников — по меньшей мере 3 часа.

Материал: несколько больших плакатных листов и мелки для каждой подгруппы.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Это упражнение в некоторой степени может оказаться вызовом для вас. Вы уже давно работаете вместе и преодолели немало трудностей. Однако мне кажется, что в последнее время группа находится в состоянии стагнации, в том смысле, что многие из ваших способностей и возможностей остаются нереализованными. Поэтому я хочу рискнуть и предложить вам необычную, достаточно провокационную процедуру.

Она будет состоять из двух этапов. Начнем мы с взаимодействия в малых группах, а потом вернемся в общий круг для обсуждения главной проблемы.

На первом этапе четырем подгруппам предстоит работать с четырьмя «дарами» — уважением, симпатией, сопротивлением и инициированием.

Все мы хотели бы получать эти «дары» от других людей — мы хотим, чтобы нас уважали, выражали нам симпатию, побуждали нас к развитию, в определенной степени оказывали нам сопротивление. С другой стороны, каждый должен быть готов проявлять все это по отношению к окружающим. Мы получаем и отдаем все это в течение всей жизни, что помогает нам существовать.

Подумайте, по поводу какого из перечисленных «даров» вы готовы поразмышлять вместе с друг Я надеюсь, что мы найдем по крайней мере двух заинтересованных участников, готовых подумать о каждом из этих «даров».

(Пусть участники разойдутся по четырем сторонам комнаты, каждая из которых символизирует определенный «дар».)

Вам нужно будет вместе подумать о том «даре», который вы выбрали, и найти как можно больше доказательств, почему он так важен. Представьте себе, что произойдет, если все люди будут в полной мере обладать тем или иным «даром», то есть если все люди будут, например, уважать друг друга. Сознательно выберите пристрастную позицию и освещайте только позитивные стороны, например, уважения. Попробуйте представить свои идеи в художественной форме, записав, скажем, известные пословицы или афоризмы на эту тему, используя метафоры и рисуя символы или аллегории, можете даже написать несколько поэтических строк.

Старайтесь, чтобы все, что вы пишете или рисуете, было интересным и для вас самих, и для тех, кто работает в других подгруппах. По возможности найдите столько доказательств, сколько участников в нашей группе. У вас есть полтора часа...

Теперь представьте нам свои произведения. Если кому-то что-то непонятно, можно переспросить, но не устраивайте дискуссии.

(После того как все подгруппы представят свои результаты, пригласите участников на небольшую философскую «прогулку». Пусть каждый подумает, в какой степени он сам отдает и получает эти четыре «дара».)

Почувствуйте, насколько справедливо обращаются с вами и насколько вы справедливы по отношению к другим. Возможно, по поводу каждого из четырех «даров» вы придете к различным выводам. Определите, какой из них вам более всего нужен именно сейчас. В течение 10 минут молча походите по комнате или сядьте в удобном для вас месте, не отвлекая друг друга...

Затем вернитесь в круг...

Теперь попробуйте рассказать о том, на что вы претендуете в отношении этих четырех «даров». Это потребует мужества.

Правила таковы. В центр круга мы положим лист бумаги и ножницы. Скажите всего несколько слов о том, в чем вы в данный момент нуждаетесь, что вас впечатляет и волнует. Затем сообщите, какую часть листа вы намерены отрезать, но ничего пока не отрезайте, подождите. Дайте возможность остальным выразить свое отношение к вашему намерению — это может быть одобрение, критика, сомнение или что-либо еще.

Когда выскажутся все, кто хотел, окончательное решение за вами. Отрезав кусок от листа, вы идете на свое место. В центр круга идет другой участник. Каждый решает сам, что он будет делать: отрезать себе часть листа или только отзываться на высказывания остальных, а может быть, кто-то захочет просто оставаться слушателем.

Какие бы аналогии у нас ни возникали, в любом случае мы вынуждены занимать определенную позицию в вопросах, касающихся уважения, симпатии, сопротивления или стимулирования. Мы не можем оставаться нейтральными. Кто хочет начать?..

Обсуждение

· В каких ситуациях у меня возникают мысли о справедливости?

· Собираюсь ли я сделать какие-либо выводы из этого упражнения?

· Что было для меня самым важным?

· Что я еще хотел бы сказать?


Права и обязанности

(К. W. Vopel)

Цели

В этом упражнении участники размышляют о правах и обязанностях, которые связаны с их принадлежностью к различным подсистемам группы. В любой социальной группе существует ряд объединений, которые формируются на основании общности функций или определенных признаков: по половым или возрастным критериям, общности интересов, образования и т. д. Участники могут симпатизировать друг другу или быть конкурентами. Члены одной подсистемы имеют определенные ожидания в отношении друг друга. У каждого есть свои права и обязанности, связанные с принадлежностью к той или иной подгруппе.

Тот, кто обладает особыми правами в одной подсистеме, как правило, имеет мало прав в другой, так что существование различных подгрупп усиливает степень гибкости и свободы группы в целом. Поскольку в такой ситуации есть все условия для проявления индивидуальности каждого, возрастает степень лояльности по отношению к происходящему в группе.

Чем более справедливыми кажутся участнику отношения в подсистеме, тем выше оценивается справедливость в группе в целом, что является предпосылкой групповой сплоченности и достижения успеха. Часто случается, что собственное влияние в отдельных подгруппах более значимо для участников, чем вопрос о сбалансированности прав и обязанностей.

Упражнение поможет вам детально обсудить проблемы влияния и подумать о справедливости в группе. Когда развитие группы затормаживается, единство становится хрупким, учащаются косвенно выражаемые жалобы — настает время этого упражнения.

Время: примерно 60 минут без учета времени на обсуждение.

Материал: бумага и карандаш.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Предлагаю вам упражнение, с помощью которого я надеюсь устранить ошибку, которую, похоже, допустил раньше. До сих пор я обращал внимание на группу в целом, «вынося за скобки» существование в ней множества подгрупп. Я хочу исправить свою ошибку и прошу вас осторожно следовать за мной по этому пути.

Пусть сначала каждый из вас определит для себя, в каких подгруппах он состоит. Объединяющим признаком может быть возраст, пол, семейное положение, образование, схожие задачи, чувства друг к другу и т. д. Возьмите лист бумаги и очертите на нем границы каждой подгруппы, к которой вы принадлежите, определив ее форму и размер. Напишите свое имя и имена других участников, а также название подгруппы, выделяя формальные признаки — например, «группа мужчин» — или личностные особенности — скажем, «трудоголики». (15 минут.)

Теперь прервите работу и представьте себе, что вы обладаете определенным влиянием в каждой своей подгруппе. Какого рода это влияние? Запишите это на вашем рисунке. (10 минут.)

Подумайте, какие права и обязанности есть у вас по отношению к другим участникам различных подсистем. Снова сделайте необходимые записи. У вас есть для этого 15 минут...

Кто хочет рассказать нам о своей подгруппе что он думает о своем влиянии, своих правах и обязанностях в ней? Может быть, благодаря этому вам удастся поговорить с другими членами вашего сообщества...

(Важно не только предоставить возможность говорящему как можно более полно изложить свое видение ситуации, но и позволить всем желающим задавать вопросы, чтобы они могли что-то прояснить для себя.)

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Какие выводы я собираюсь сделать из этого упражнения.

· Что еще я хотел бы сказать?


Групповые нормы

(К. W. Vopel)

Цели

Это упражнение в первую очередь предназначено для групп, которые работают уже длительное время, чтобы проверить, насколько соответствуют данному этапу развития группы те явные и неявные нормы, которых придерживаются участники. Эти нормы могут касаться различных областей деятельности группы — содержания и стиля работы, межличностных отношений, отношений с внешней средой, распределения информации и т. д.

Как правило, групповые нормы призваны поддерживать группу в определенном состоянии. Норма становится источником проблем, если она затрудняет адаптацию группы к изменяющимся условиям.

Плохо, если участники группы считают, что им вообще нельзя разговаривать о тех или иных нормах. В этом случае ведущий должен быть особенно тактичным и умелым, чтобы его не отвергали как нарушителя групповых традиций.

Время: примерно 2 часа без учета времени на обсуждение.

Материал: плакатные листы и фломастеры.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Очень важно время от времени пересматривать нормы, сложившиеся в процессе существования группы. Вы сможете осознанно выбрать, каких норм хотите придерживаться и дальше, а какие, по вашему мнению, стали препятствовать развитию группы. Возможно, вам придется принять решение в целях экономии собственных сил соблюдать одни нормы за счет других. Это будет зависеть от нашего сегодняшнего исследования. Ваша задача, разбившись на тройки, вспомнить все неписаные законы группы, чтобы потом разделить их на три категории — по степени важности для будущей работы.

Встаньте, пройдитесь по комнате и найдите двух участников, с которыми вы хотели бы. работать над этим заданием...

В течение часа попытайтесь распределить групповые нормы и правила по степени их значимости: важные, относительно важные и не важные. Подумайте, может ли то или иное правило или закон обеспечивать устойчивость группы, и приведите свои аргументы в виде кратких тезисов.

После этого мы обсудим, насколько близки точки зрения на групповые нормы у разных членов группы. Советую вам сначала некоторое время подумать об этой проблеме самостоятельно, чтобы избежать опасности слишком поспешных решений... (1 час.)

(Каждая тройка доложит о результатах своей работы, после этого проведите дискуссию.)

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Что меня удивило?

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что еще я хотел бы сказать?


Энергия - 1

(К. W. Vopel)

Цели

Большинство проблем в разных группах возникает вследствие усталости и стресса. Участники (впрочем, как и ведущие) не обращают внимания на такие симптомы, как телесный дискомфорт, потеря «присутствия», исчезновение спонтанности и готовности к риску, появление раздражительности и враждебности. Участники избегают контакта, их лица безжизненны, они мало улыбаются, многие сидят со скрещенными руками и ногами, телесные проявления разбалансированы. В «утомленной» группе мало разнообразия, голоса звучат монотонно. Ведущие реагируют на это в основном телесным дискомфортом и возрастающим напряжением, часто еще до того, как осознают, что происходит. Чтобы «столкнуть группу с места», можно попробовать сделать короткую паузу и выполнить небольшое упражнение, которое поможет мобилизовать дополнительную свежую энергию.

Предложенные далее упражнения (Энергия - 1, 2, 3, 4, 5, 6) прекрасно подходят для этих целей. В них используются рисунки, метафоры и мягкие гипнотические внушения, помогающие участникам взбодриться.

В упражнении Энергия - 1 участники представляют, что внутри них есть некий резервуар, в котором накапливается и хранится энергия.

Время: 5 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха... Представьте себе, что у вас в центре живота находится «резервуар», где хранится ваша энергия. Если хотите, можете представить его и в области груди.

Каждый раз, когда вы делаете вдох, в этот «резервуар» устремляется свежий поток энергии. Там эта энергия собирается и накапливается, пока вы делаете короткий перерыв перед следующим вдохом. Делая медленный и полный выдох, представьте себе, что эта энергия останется в вас надолго... При каждом вдохе представляйте, что в вас что-то начинает светиться. Может быть, вы увидите луч света в своем «резервуаре». Постарайтесь расслабить при выдохе все те части тела, которые не заняты наполнением «резервуара» энергией...

Почувствуйте, как в вашем «резервуаре» становится все больше энергии. Если хотите, окрасьте ее в тот цвет, который вам нравится. Теперь я помолчу, чтобы вы, смогли обеспечить себе запас энергии... (1 минута.)

Вспоминайте о своем «резервуаре», чтобы черпать из него энергию, когда вы в ней нуждаетесь, особенно в трудных ситуациях. Попытайтесь создать и сохранять запас энергии. Можно начинать это делать за несколько дней до важного события, напри мер, спортивного соревнования, выполнения тяжелой задачи, перед ответственной встречей...

Запомните приятное ощущение, вызываемое тем, что вы сами можете создавать необходимый запас энергии, и подумайте о том, что его надежность зависит и от того, насколько ответственно вы относитесь к необходимости чередовать периоды труда и отдыха...

Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь в комнату посвежевшими и бодрыми.


Энергия - 2

(К. W. Vopel)

Цели

Упражнение рекомендуется для особо сложных ситуаций, в которых содержится определенный вызов для участников.

Время: 15 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Удобная поза очень важна. Подвигайтесь из стороны в сторону; нужно, чтобы ваше тело чувствовало поддержку. Голова, затылок и позвоночник должны располагаться по прямой линии.

Вдохните столько воздуха, сколько сможете, пусть он устремляется в область живота... потом сделайте полный выдох...

И еще несколько раз... Попытайтесь отправить теплую энергию вашего дыхания во все части тела, которые напряжены, туда, где вы ощущаете холод или утомление... При выдохе напряжение выходит из вас... Почувствуйте, как дыхание проникает в самые «зажатые» и напряженные места вашего тела и делает их расслабленными, теплыми и мягкими... как оно забирает в себя все напряжения и выпускает их наружу, и вам становится все более уютно и спокойно, пока вы внимательно следите за своим дыханием...

Если у вас возникают какие-то мешающие мысли, можно «выпустить» их наружу во время выдоха, и тогда душа на короткое мгновение, на секунду, станет свободной и ясной и вы сможете насладиться внутренней тишиной... Если в вас возникают еще какие-то чувства, нужно заметить и признать их и тоже выдохнуть, чтобы на сердце было тихо и спокойно, как на море во время штиля... (30 секунд.)

Представьте себе, что вы находитесь на живописной лужайке. Вы оглядываетесь вокруг и видите разные дороги, которые ведут к краю лужайки. Идите по одной из них и наслаждайтесь теплым солнцем... ароматами трав... пением птиц... За поворотом вы видите прекрасный источник, окаймленный камнями. Опуская руку в воду, вы замечаете, что там тепло и приятно. Вы раздеваетесь и садитесь в эту водяную чашу. Там неглубоко, вода доходит вам до плеч. Она теплая и расслабляющая...

Внезапно вы обращаете внимание, что теплый источник начинает бить сильнее. В разных углах бассейна вода начинает бурлить. Она шумит и пенится вокруг, время от времени накрывая вас с головой...

Вы. чувствуете, как мышцы становятся все мягче, и бурлящая вода все больше расслабляет вас. Вода смывает все напряжение и усталость. Пусть она смоет все страхи и опасения, которые могут оставаться в вашей душе. Если хотите, можете окрасить все неприятное — заботы и тревоги — в какой-нибудь цвет, который растворится в бурлящей воде... Вы видите, как окрашенная вода переливается через край бассейна на землю и уходит сквозь нее. Посмотрите, вода снова становится прозрачной и светлой, а вы. расслабляетесь и успокаиваетесь... (30 секунд.)

Наконец вода прекращает бурлить и пениться и снова становится спокойной. Посмотрите, как в ней отражается голубое небо... посмотрите на свое отражение... На вашем лице появляется легкая улыбка... Почувствуйте, что вы в состоянии полностью расслабиться... Сохраните это ощущение в себе... Выходите из теплого источника, насухо вытирайтесь и одевайтесь. Идите обратно по той же дороге, возвращайтесь на лужайку. Ваши шаги стали более уверенными и пружинящими...

Можете немного потянуться и вновь вернуться в комнату. Сделайте глубокий вдох и выдох и возвращайтесь к нам посвежевшими и бодрыми.


Энергия - 3

(Jencks)

Цели

Участники группы часто чувствуют напряжение в затылочно-плечевой области, особенно когда долго сидят на одном месте. Это небольшое упражнение направлено как раз на эту область и на дыхание. Оно вызывает чувство бодрости, легкости, позволяет ощутить себя более «живым».

Время: 10 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Удобная поза очень важна. Подвигайтесь из стороны в сторону; нужно, чтобы ваше тело чувствовало поддержку. Голова, затылок и позвоночник должны располагаться по прямой линии.

Вдохните столько воздуха, сколько сможете, пусть он устремляется в область живота... потом сделайте полный выдох...

И еще несколько раз... Попытайтесь отправить теплую энергию вашего дыхания во все части тела, которые напряжены, туда, где вы ощущаете холод или утомление... При выдохе напряжение выходит из вас... Почувствуйте, как дыхание проникает в самые «зажатые» и напряженные места вашего тела и делает их расслабленными, теплыми и мягкими... как оно забирает в себя все напряжения и выпускает их наружу, и вам становится все более уютно и спокойно, пока вы внимательно следите за своим дыханием...

А теперь обратите внимание на ваши плечи и затылок. Слегка подвигайте плечами и шеей, замечая, какие мышцы расслабляются и отдыхают, а в каких остается жесткость и неподвижность. (10 секунд.)

Представьте себе, что у вас на уровне лопаток находится двустворчатая дверь. Наверное, все видели такие в фильмах жанра «вестерн» — через нее посетители салуна без труда проникают внутрь и наружу. Так вот, такая дверца есть в верхней части вашей спины... Когда вы делаете вдох, представляйте себе, что обе створки широко открываются... и закрываются, когда вы выдыхаете... Почувствуйте, как прохладный, свежий ветерок устремляется в область груди и живота, когда дверца открывается... Можете окрасить его в какой-нибудь цвет — например, голубой или светящийся розовый...

Выдыхаемый воздух тоже может быть окрашен — к примеру, в цвет антрацита, который становится все светлее, когда вы расслабляетесь...

Найдите правильный ритм своего дыхания, соответствующий вашему телесному и душевному состоянию, а я пока помолчу... (1 минута.)

А теперь возвращайтесь в комнату. Потянитесь несколько раз, почувствуйте свои плечи и затылок. Возможно, вы решите чаще обращать внимание на эту важную область тела и больше заботиться о себе. Откройте глаза и вернитесь к нам посвежевшими и бодрыми.


Энергия - 4

(Schwartz)

Цели

В этом упражнении мы используем образы природы, которые за короткое время помогают участникам освежить и оживить тело, ум и душу.

Время: 3 минуты.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Приглашаю вас совершить небольшое путешествие в мир вашей фантазии. Устройтесь поудобнее, глубоко вдохните и закройте глаза...

Делая вдох, попробуйте под закрытыми веками «посмотреть» вверх. На выдохе пусть глаза расслабятся...

Глаза успокоились... Веки потяжелели... Уходит напряжение, которое вы испытывали в области лба... Окунитесь в прекрасное состояние спокойствия и расслабления...

Становясь все более расслабленными, вы можете представить себе, что путешествуете по лесу, вдали от шумных улиц, городов и людей...

Вы подходите к небольшой речке с кристально чистой водой. Кажется, что здесь еще не ступала нога человека... что река чиста и естественна... Вы любуетесь бликами солнца на водной глади и наслаждаетесь запахом свежести...

Ощутив жажду, вы наклоняетесь к воде, чтобы, напиться...

Почувствуйте, какая вода свежая... Как она проникает в вас... Представьте себе, что эта чистая вода медленно течет по вашему телу, наполняя каждую клеточку, принося с собой свежесть и жизнь...

Как прекрасно чувствуешь себя, утолив жажду... Если хотите, можете взять с собой надежду, что ваша жажда жизни... любви... понимания... примирения... общности... тоже может быть утолена Внутри вас самих есть чудесное место, где можно почувствовать, как утоляется ваша жажда Возможно, вырешите чаще обращаться к нему.

А теперь настало время возвращаться... Потянитесь, сделайте глубокий вдох, откройте глаза... и вернитесь к нам посвежевшими и бодрыми...


Энергия - 5

(традиция «групп встреч»)

Цели

Прекрасный ритуал для начала напряженной встречи. Повышает уровень энергии. Хорошая метафора для активизации сил группы.

Время: 15 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам некий ритуал, который поможет ощутить таинственные силы, скрытые в нашей группе. Если нам удастся синхронизировать внутренние переживания, то энергия группы повысится и все мы будем чувствовать себя более живыми и бодрыми.

Давайте сядем на пол в круг, который символизирует защищенность каждого в группе. Сидя вместе со всеми, почувствуйте уровень общей энергии. Как вы себя ощущаете — бодрыми, взволнованными, спокойными или настороженными, напряженными или расслабленными? (10 секунд.)

Ваша энергия движется вдоль позвоночника, вниз и вверх... Попытайтесь сесть прямо, но без напряжения... Хорошо... Посмотрите, как изменился уровень энергии... Вы стали бодрее? Легче ли вам осознавать происходящее? (10 секунд.)

Ваше дыхание несет с собой энергию, стимулирует энергетические центры... Сделайте глубокий вдох... воздух проходит в область живота... дышите всей диафрагмой... Почувствуйте, как ваш живот вздымается и втягивается, когда вы дышите... Если вы чувствуете препятствия, можно расстегнуть ремень, чтобы весь живот участвовал в дыхании... Почувствуйте, как вы при этом расслабляетесь и наполняетесь свежей энергией...

Заметьте как изменился уровень энергии в группе... (10 секунд.)

Теперь давайте возьмемся за руки, встав в круг. Продолжайте дышать глубоко и регулярно... вдох-выдох... Почувствуйте, как энергия перемещается по кругу... Может быть, вы почувствуете ее как слабый ток... Или как мягкое излучение тепла... А может быть, как ощущение прохлады... Каждый из нас воспринимает эту энергию по-разному... Некоторые могут даже видеть ее, например, в образе маленьких искр, пляшущих в центре круга... Я помолчу, чтобы каждый из нас смог почувствовать, как пульсирует энергия нашей группы, как меняется ее интенсивность и проявления... (1 минута.)

Настало время заканчивать... Возьмите с собой все, что может понадобиться для сегодняшней работы... Глубоко вдохните еще раз и втяните в себя энергию, как будто пьете ее через соломинку. Почувствуйте, как она течет по вашему позвоночнику и выплескивается на землю...

Теперь расслабьтесь, отпустите руки тех, кто стоит справа и слева от вас, можете обменяться рукопожатиями, выражая этим свою внутреннюю связь...

Потянитесь и вернитесь в обычное состояние посвежевшими и бодрыми...


Энергия - 6

(Ehrlich)

Цели

В основном ведущие следят за тем, чтобы в начале встречи уровень энергии в группе был достаточным. Но порой важно позаботиться об обновлении энергии участников и в конце встречи, особенно если она была напряженной, или после длительного рабочего дня, чтобы процесс восстановления в свободное время был более полноценным. Именно для таких случаев предназначено это интенсивное воображаемое путешествие, затрагивающее прежде всего ощущения участников. Активируются визуальные, аудиальные и тактильные ощущения, остальные чувства сознательно игнорируются. Благодаря этому мы усиливаем наши переживания.

Время: 20 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Удобная поза очень важна. Подвигайтесь из стороны в сторону; нужно, чтобы ваше тело чувствовало поддержку. Голова, затылок и позвоночник должны располагаться по прямой линии. Вдохните столько воздуха, сколько сможете, пусть он устремляется в область живота... потом сделайте полный выдох...

И еще несколько раз... Попытайтесь отправить теплую энергию вашего дыхания во все части тела, которые напряжены, туда, где вы ощущаете холод или утомление... При выдохе напряжение выходит из вас... Почувствуйте, как дыхание проникает в самые «зажатые» и напряженные места вашего тела и делает их расслабленными, теплыми и мягкими... как оно забирает в себя все напряжения и выпускает их наружу, и вам становится все более уютно и спокойно, пока вы с дружелюбным вниманием следите за своим дыханием...

Представьте себе, что вы находитесь в кинотеатре и смотрите фильм, действие которого происходит в безграничной пустыне... Вы видите пустынный ландшафт, огромные песчаные дюны, медленно сдвигаемые ветром и переливающиеся всеми цветами в зависимости от освещения... Кадры фильма завораживают вас, пробуждают воображение...

Я хочу пригласить вас в фантастическое путешествие, начиная которое вы заранее знаете, что все закончится хорошо...

Представьте себе, что стоите на вершине песчаной дюны, под багряным небом, на котором светит оранжевое солнце... Пустыня простирается во все стороны, насколько хватает глаз... бесконечные километры, волнистых песчаных дюн... Очень жарко... Волны жара поднимаются над дюнами, мерцают в воздухе, как духи пустыни... Идите по горячему, рассыпчатому песку... Почувствуйте, как проходит час за часом...

Вот вы подходите к огромному соляному озеру, почти полностью высушенному солнцем... На солнце мерцают бесчисленные кристаллики соли, которые сложились в причудливые узоры... Идите по высохшей соляной пустыне...

Внезапно вы оказываетесь на краю озера, которое не высохло. Соленая вода серебрится на солнце... Снимите одежду и войдите в теплую соленую воду... Если хотите, можно проверить, как соленая вода держит ваше тело, и не нужно напрягаться... Сделайте небольшой глоток — вода не имеет никакого вкуса и запаха...

Выйдите из воды и посмотрите — на вашей коже остались переливающиеся на солнце кристаллики соли... Вы приобретаете прекрасный золотистый загар...

Идите дальше через пустыню... Проходит час за часом... Посмотрите, вы неожиданно снова пришли к соленому озеру... Вы ходили по кругу...

Вернитесь к тому месту, где вода не испарилась... Послушайте, как она шумит... Идите по влажному песчаному дну озера и смотрите на воду справа и слева... Заметьте, тонкий водяной туман не имеет ни запаха, ни вкуса...

Переходите на другой берег соленого озера... Здесь совершенно иной ландшафт... Это плодородная долина реки, где растут кипарисы, воды большой реки поблескивают коричневато-желтым... Медленно идите по берегу, пока не придете на просторные рисовые поля. Войдите в толстый слой прибрежного ила и покройте тело плодородной грязью с головы до ног... Заметьте, что она ничем не пахнет... Дайте ей высохнуть на солнце... Попрыгайте, пока корка грязи не отвалится и ваша кожа не станет молодой, свежей и мягкой, как кожа ребенка...

Идите дальше, до виноградника... на кустах висят темные спелые ягоды... Поблизости стоит большой деревянный чан с виноградом. Залезайте в него и давите виноград ногами, пока сок не дойдет вам до коленей... Выпейте теплого сока, который не имеет вкуса... Нюхая его, вы замечаете, что он ничем не пахнет...

От виноградника идите дальше, до оливковой рощи... Вы видите несколько больших бочек со свежевыжатым оливковым маслом... Масло не имеет вкуса. Оно кажется густым и липким, покрывает язык и нёбо... окунитесь в одну из бочек. Посмотрите, какой золотистой, эластичной и молодой стала ваша кожа...

Идите дальше до пальмовой рощи. Вы видите большие корзины со свежесобранными финиками. Вы едите финик и чувствуете сладкий ароматный вкус... Можете съесть еще, если хотите... Когда вы утолите свой голод, можете лечь в высокую траву под пальмами...

Засыпая, вы слушаете музыку ветра, который шуршит в листве пальм... Недолгий прекрасный сон помогает вам почувствовать себя живыми, здоровыми и счастливыми... Я помолчу, чтобы вы могли помечтать обо всем, что вам нужно для восстановления сил... (1 минута).

Настало время возвращаться из этого экзотического путешествия. Возьмите с собой все, чем вы сможете пользоваться. Слегка потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза и возвращайтесь к нам посвежевшими и бодрыми.


Доверие - 1

(традиция «групп встреч»)

Цели

Важная цель группового процесса — доверие. Мы хотим, чтобы члены группы доверяли друг другу, группе в целом и, конечно, нам, ведущим. Участники готовы идти на риск только в том случае, если они могут вслух говорить о своих трудностях, прямо выражать свои желания и экспериментировать с собственным поведением. Если в группе достаточно доверия, все становятся заинтересованными и готовыми к обучению.

Иногда мы стараемся способствовать возникновению доверия в группе. Для этого может быть использовано данное упражнение. Его можно выполнять даже в начале работы, когда еще не сформировалась настоящая близость.

В упражнении задействовано тело. Группа встает в два ряда, образуя узкий проход. Участники по очереди идут по нему и пытаются упасть назад. Те, кто стоит справа и слева, ловят падающего. Весь процесс может служить метафорой душевного развития. Стеснительные и робкие участники смогут здесь почувствовать, что другие готовы поддержать их, когда они идут на риск.

Конечно, это упражнение несет в себе определенный вызов участникам. Некоторые боятся, что их не поймают. Но они могут сами определять, как они будут падать. Некоторые люди, разочаровавшиеся в доверии, пытаются иногда упасть так, чтобы другим было трудно их поймать. Они втайне желают утвердиться в своей правоте. Но так как всем участникам придется выступать в обеих ролях — и падающего, и поддержива



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: