Игры и задания раздела «Алгоритмы» в 4-м классе направлены на повторение детьми представлений:
· Об алгоритме, схеме алгоритма;
· Об алгоритмах с ветвлениями и циклами;
На формирование у детей представлений:
· О вложенности алгоритмов;
· О параметрах в алгоритмах.
При выполнении алгоритмов дети учатся:
· Записывать построчно алгоритмы с ветвлениями и циклами;
· Выполнять алгоритмы с параметрами;
· Записывать пошаговые результаты выполнения алгоритмов;
· Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Тема «Вложенность алгоритмов» предназначена для формирования у детей представления о том, что каждый шаг алгоритма — это действие, которое, в свою очередь, тоже можно описать с помощью алгоритма. С этой целью в материал блока включены задания двух типов:
1. опиши подробнее одно из действий алгоритма;
2. составь алгоритм из заданных команд.
Задания первого типа отражают подход, известный под названием «проектирование сверху вниз», при котором сначала создается укрупненный план действий, а затем уточняются алгоритмы выполнения отдельных шагов. Задания второго типа иллюстрируют подход, называемый «проектирование снизу вверх», при котором алгоритм некоторого действия составляется из заданного набора команд.
Первый урок в 4-м классе следует начинать с повторения понятий, связанных с алгоритмом. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям, чтобы подвести их к теме «Алгоритмы»:
1. С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики?
2. Может ли компьютер догадаться, что у человека есть проблема, и начать действовать самостоятельно?
3. Как выдумаете, какие из перечисленных действий может выполнить компьютер:
· Приобрести знания, научится;
· Запомнить;
· Захотеть;
· Составить план действий;
· Выполнить действия по плану;
· Устать;
· Отличить один предмет от другого;
· Делать выводы из фактов.
(Ответьте на эти вопросы). После того как вы обсудите ответы детей ан заданные вопросы, сделайте вывод:
«Итак, компьютер может выполнять действия только по заранее составленному плану, который называется …(здесь сделать паузу)… алгоритмом. Алгоритм — это подробный ответ на вопрос… (сделать паузу) … Как это делается? Чтобы составить такой план, нужно по порядку перечислить все шаги действия. Каждый шаг в алгоритме принято называть (сделайте паузу)… командой. В начале алгоритма принято записывать команду … (пауза)… начало, а в конце — команду… (пауза) …конец. Команды алгоритма можно пронумеровать по порядку, а можно изобразить на схеме со стрелками».
Первые задания учат детей переносить алгоритмы, записанные с помощью схем, в построчную запись. Использовать конструкцию «если…, то…, иначе…», затем расшифровать команду с помощью более пробного алгоритма. (№1).
Следующие задания включают в себя составные условия. В них употреблены союзы «И», «ИЛИ», «НЕ». Употребление этих слов для детей не ново, они с ними знакомы по 1,2 и3-му классам. Об этом необходимо вспомнить перед выполнением заданий. А дальше главная мысль — «Теперь эти союзы могут пригодиться нам для построения условия выбора». Но здесь появляется трудность. Дети понимают, в каком случае следует употребить союз «И», что будет в результате, когда результат будет истинным. А вот с союзом «ИЛИ» дела обстоят гораздо сложнее. Дети понимают, что результат будет истинным тогда, когда хотя бы одно из условий, и затрудняются определить результат, если оба условия истинны. Возникает вопрос, почему? (Попробуйте ответить на него сами). Можно обратиться к жизненному опыту детей. Например, представить такие ситуации:
· Мама будет довольна, если ты подметешь пол или вымоешь посуду. Спросите детей: мама будет довольна, если ребенок подметет пол? А если ребенок помоет посуду? А если сделает оба эти действия? Если вы поймете, что ребята разобрались, можно приступать к выполнению заданий (с.8 № 6, 7).
Следующие задания включают алгоритмы с циклами. Здесь дети учатся переводить циклические алгоритмов, представленные в виде схем, в построчную запись с помощью команды «ПОВТОРИТЬ»:
· Повторить …раз;
· Повторить пока…;
· Повторить для…
Предлагаются задания на перебор фотографий в альбоме, составление слов из отдельных половинок, на с.8 сверху приведено задание, где употребляются цикл «ДЛЯ» с перечислением параметров цикла.
Для разбора алгоритмов с параметрами в 4-м классе употребляется следующий прием: речь идет о словах-«актерах». Детям объясняют, что в алгоритме есть роли, для которых расписаны все действия, затем на эти роли приглашаются актеры. В этом случае результат алгоритма зависит от актеров, которые были приглашены на соответствующие роли. Здесь разнообразные задания:
· Найдите картинку, которая получится при выполнении алгоритма рисования. Результат будет зависеть от тех актеров, которые будут приглашены на соответствующие роли (№ 10)
· Определить, каких актеров надо пригласить на роли, чтобы в результате получился определенный рисунок (№15)
· Зашифровать с помощью алгоритма слово, или, наоборот, расшифровать зашифрованное слово с помощью обратного алгоритма;
· Алгоритмы выполнения действий с числами №7
· Алгоритмы со словами, в которых надо поэтапно получить из исходного слова новое и, наоборот, определить актеров, участвующих в этапах алгоритма.№20
Особого внимания заслуживает упражнение № 21 Здесь не только обрабатывается навык выполнения алгоритма с различными параметрами, но и внимательность, художественные способности, аккуратность, закрепление понятий «пересечение», «внутри», «слева», «справа», «оставшаяся часть». Причем в задании дано столько примеров, чтобы можно было сделать на уроке и выполнить дома.
Упражнение № 24 Цели те же, но это задание может иметь продолжение. Попросите детей найти, каким странам принадлежат данные флаги.
Задания для самостоятельной работы.
Придумайте задание для построения небольшого алгоритма с ветвлением и составным условиями.
Придумайте задание для построения небольшого алгоритма со словами-актерами.