Методическая система Г.П.Стуловой




В методическом пособии Галины Павловны Стуловой «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» - исследуются вопросы теории и методики развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет». Автор впервые глубоко рассматривает данный вопрос на стыке различных наук (физиологии, психологии, акустики, педагогики, эстетики), что само по себе вносит значительный вклад в теорию вокального искусства и методику вокальной работы с детьми. Все положения, теоретически доказываемые Г.П.Стуловой, находят свое подтверждение в результатах практической работы с детскими хоровыми коллективами.

В основе методической системы Г.П.Стуловой лежит тезис о необходимости преимущественного использования в работе с детьми младшего домутационного возраста натуральных регистров. С этой позиции рассматривается история и методика детского вокального воспитания в России, особенности функционирования голосового аппарата ребенка в пении, методика формирования вокальных навыков.

Понимание механизма звукообразования в различных регистрах дает хормейстеру ключ для решения важнейших проблем как собственно вокального, так и общемузыкального характера. Так, например, именно с этой позиции определяются причины голосовых затруднений «гудошников» и предлагается методика развития координации слуха и голоса, получившая признание хормейстеров и преподавателей сольфеджио. Развитие голосового аппарата и формирование качеств певческого голоса при работе в натуральных регистрах в начале обучения в младшем домутационном возрасте способствует выработке микстового звучания, развивает диапазон, как звуковысотный так и динамический, улучшает интонацию и тембровые характеристики голоса.

Теоретические разработки Г.П.Стуловой признаются как базовые В.В.Емельяновым.

Методическая система Г.П.Стуловой опирается на традиционные методы вокального воспитания, однако, все они корректируются в связи с возрастными особенностями детского голосового аппарата вообще и особенностями его функционирования в различных регистрах в частности.

В отличии от В.В.Емельянова, Г.П.Стулова рассматривает обучение пению как единство художественного и технического начал. Техника в отрыве от художественной выразительности смысла не имеет, т.к. «Вокальный слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники... Отсюда необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т.е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей»[3],

Система методов и приемов, предложенная Г.П.Стуловой, учитывает особенности психики, тенденции развития детей. Большое внимание уделяется эмоциональному компоненту в обучении пению, приемам активизации познавательной деятельности, созданию поисковых ситуаций, созданию эмоционально комфортной обстановки на уроке.

 

Заключение

Таким образом, основополагающим в анализируемых методических системах является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса, принцип сознательного управления работой голосового аппарата. Этот принцип был сформулирован еще в 60-е годы XX века (Н.Д.Орлова, Т.Н.Овчинникова и др. ИХВ АПН РСФСР) и стал основой для современных методических разработок.

Певческий процесс требует сложно координированной работы трех звеньев голосового аппарата: системы дыхания, системы резонаторов, гортани со складками. Точка пересечения в деятельности всех трех звеньев голосообразующей системы - певческий звук. Способ деятельности всего голосового аппарата реализуется в качествах звучания певческого голоса. Добиваясь определенного качества певческого звука, педагог может целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса, всех его звеньев одновременно.

Важнейшим качеством певческого голоса является тип регистра звукообразования. Регистр звукообразования - результат определенного способа взаимодействия системы дыхания и артикуляционных органов, ему соответствует определенный способ смыкания и колебания голосовых складок, он определяет исходные характеристики певческого звука: динамику, тембр, качество вокальной интонации. Таким образом, ориентируясь на качества звучания звука в различных регистрах можно управлять механизмом его образования.

 


[1] Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л., 1972. С.39

[2] Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997. С.,26

[3] Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. 1992. С.167



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: