Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности на уроках обучения грамоте.




Словарная работа на уроках чтения.

 

Лексическая работа направлена на обеспечение понимания элементарного, фактического слоя произведения. Но без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и в главной мысли произведения, поэтому данный вид работы необходим на уроках чтения.

Значение слов, без понимания которых дети неполноценно воспримут общее содержание текста, нужно выяснить перед чтением.

Слова, смысл которых можно пояснить кратко и быстро при помощи слова – синонима, можно объяснить попутно, в процессе первого восприятия.

После чтения нужно выяснить слова, незнание которых не повлияло на общее понимание содержания произведения, но понимание которых помогает уточнить и углубить воспринятое.

Приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

 

o показ предмета, явления или действия в естественных условиях;

o показ картины, рисунка, чучела, макета;

o замена слова описательным оборотом;

o подбор синонимов;

o подбор антонимов;

o рассказ учителя о предмете или явлении;

o полное логическое определение понятия;

o экскурсия с целью наблюдения явления;

o подведение частного понятия под общее;

o расчленение общего понятия на частные;

o объяснение слова через его состав;

o включение слова в контекст;

o чтение словарной статьи, сноски в учебнике.

 

Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности на уроках обучения грамоте.

Таблицы слогов – слияний помогают ученику осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ. Используя эту таблицу, можно предложить:

1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;

3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) прочитать слог и договорить его до полного слова (или закончить слово);

5) прочитать последовательно 2 – 3 слога (получить новое слово – «цепочка»);

6) показать и прочитать слог (слоги), которые услышали в произнесенных словах и др.

 

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогает графические пометы (ориентиры), например:

со с ны ку с т са ни та р

Примеры словоизменения и словообразования:

Стол – стул, стол – столы, стол – столик, рос – вырос.

 

Упражнения в чтении:

1.чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:

- Сколько слогов в слове?

- Прочитайте слияния.

- Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

- Прочитайте слово целиком.

2.Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3.Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4.Выборочное чтение слов: имена людей или клички животных, названия профессий, деревьев, инструментов и т.п., слова, обозначающие один или много предметов, поры слов, противоположны по значению и т.д.

5.Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6.Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7.Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?» или «Кто живет в зоопарке» и т.п.

Такая работа помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Связные тексты, помещенные в азбуке, надо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый их них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст в азбуке служит для смыслового и структурного анализа (установление количества предложений, количество слов в отдельных предложениях, отыскивания изученной буквы). Текст с первого раза читается самими учениками. При повторном чтении и анализе букварных страниц можно проводить упражнения:

1) чтение по предложениям «цепочкой»;

2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;

3) пересказ прочитанного объемного текста;

4) придумывание названия рассказу;

5) рассказывание по аналогии;

6) чтение текста и работа над выразительностью;

7) ответы на вопросы по содержанию с целью проверки сознательности чтения;

8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста;

9) чтение текста и лексическая работа.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей.

Упражнения:

1) ответы на вопросы (беседа);

2) составление предложений;

3) составление связных текстов.

Серии сюжетных картинок (или динамические картинки) используют для составления предложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный текст.

Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Используют для звуковой работы:

1) называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;

2) называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).

Используют для лексической работы:

1) называют предмет и объясняют его назначение;

2) называют предмет и раскрывают его понятие;

3) наблюдают явления многозначности слов;

4) сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами.

Группы предметных картинок служат для словарно – логических упр.:

1) различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?);

2) упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?)

3) сопоставление слова со звуковой схемой;

4) обобщение (Чьи это вещи? Где растут деревья?)

Схемы – модели используются для аналитико-синтетической работы:

- звукового анализа слов с опорой на данную схему;

- звукового анализа слов и составления схемы;

- сопоставления звукового анализа слова с несколькими схемами и выбора соответствующей;

- анализа структуры предложения с опорой на схему и ли с последующим составлением схемы;

- чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений;

- составление предложений по схемам.

Можно пользоваться подвижными моделями (индивидуальные «пеналы» со схемами и наборным полотном), работой у доски.

Лента букв используется для фронтальной работы с классом на этапе закрепления нового звука и буквы. Задания можно разнообразить:

- назвать все буквы;

- назвать гласные (согласные);

- назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука;

- назвать согласные, которые всегда твердые, мягкие, глухие, звонкие;

- назвать парные согласные;

- назвать буквы, которые не обозначают звука;

- назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Отгадывание ребусов:

- перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнение звукового состава слов;

- прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;

- замена буквы (слога) в слове, прочтение слов;

- составление слов из «рассыпных» букв и слогов; чтение «цепочки» слов.

 

Весь материал азбуки делится на ТЕКСТОВОЙ материал, ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ (предметные и сюжетные картинки) и ВНЕТЕКСТОВЫЕ элементы (схемы слов, слоговые таблицы и лента букв).

Кроме этого, широко используют занимательный материал, дидактический материал к урокам ОГ, демонстрационные таблицы (картинный алфавит, таблицы букв, картинки), слоговые таблицы, разрезная азбука, передвижная азбука и раздаточный материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: