Алгоритм построения системы выявления навыков исследовательской работы учащихся начальной школы.




ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методика изучения уровня навыков исследовательской работы учащихся начальной школы предназначена для учителей. Данная диагностическая методика разрабатывалась на основе:

  • «Программы общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетенции школьников», составители Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков (Ж. «Образование в современной школе» № 6, 2002 г., стр. 44 — 57 и № 7 стр. 21 – 29).
  • «Перечня навыков ОТСМ — ТРИЗ» составитель Н.Н. Хоменко (в кн. «Развитие творческого мышления и речи детей», С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, стр. 233).
  • «Методики интеллектуальный портрет», составитель А.И. Савенков (в кн. «Одаренный ребенок в массовой школе», стр. 191– 199).
  • «Оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности» составитель Г.Ю. Ксензова (в кн. «Перспективные школьные технологии», стр. 190 — 198)

Алгоритм построения системы выявления навыков исследовательской работы учащихся начальной школы.

I. Исследование — вид познавательной деятельности. Под ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ понимается процесс выработки новых знаний. Новые знания человеком приобретаются с помощью:

  • познавательной потребности (интерес, любопытство),
  • чувствительности к проблемам (чувствительность к противоречиям),
  • способности ставить цель (что хочу создать или получить что – либо),
  • способности к прогнозированию (способность предсказывать результат, построить гипотезу),
  • выбора методов исследования (выбор инструмента исследования),

· построения эксперимента (построение плана и его деятельностное осуществление, контроль и оценка итогов),

· практическое применение полученного результата,

· рефлексия (осознание процесса исследовательской работы).

II. Разработка процедур оценки:

  • определение навыков, подлежащих оценке;
  • определение подлежащих сбору сведений;
  • определение уровня оценки навыков.

Исходя из понятия ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, определяются основные группы навыков и умений, подлежащих диагностированию:

  1. Любопытство по отношению к проблеме, объекту и предмету исследования (мне интересно).
  2. Навыки работы с проблемой (не соответствует желаемое с действительным).
  3. Умения ставить цель исследования (что хочу исследовать).
  4. Навыки постановки гипотезы (будет то–то, если).
  5. Навыки выбора метода исследовательской работы (каким способом буду исследовать).
  6. Навыки ведения алгоритма эксперимента (в какой последовательности буду исследовать).
  7. Оценка и практическое применение созданного (для чего я это сделал).
  8. Навыки рефлексии (что делал, как делал, зачем делал, чему научился и как это знание можно использовать в других областях).

Определение подлежащих сбору сведений и уровни их оценки.

Здесь определены основные навыки исследовательской работы учащихся начальной школы. По каждому показателю разработаны 5 уровней сформированности навыка.

 

1. Уровень сформированности интереса по отношению к проблеме, объекту и предмету исследования

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Отсутствие интереса Интерес к проблеме практически не обнаруживается. Безразличное или отрицательное отношение к решению любых творческих задач.
1. Реакция на новизну Положительная реакция возникает только на новое, касающееся конкретных фактов. Задает некоторые вопросы по ним, но длительного устойчивого интереса не наблюдается.
2. Любопытство Положительные реакции возникают на новый теоретический материал. Оживляется и достаточно часто задает вопросы. Включается в исследовательскую работы, но интерес быстро пропадает
3. Ситуативный интерес Интерес возникает к способам исследовательской работы. Включается в процесс исследовательской работы. Пытается сам найти способы создания нового, но интерес может пропадать, либо исчерпываться после получения результата.
4. Устойчивый познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований. Это постоянная характеристика ученика, его увлекает новое. Имеется мотивированная избирательность интересов. Интерес сохраняется в процессе всей исследовательской работы.

 

 

2. Уровень сформированности работы с проблемой

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Отсутствие признака Признак не проявлен. Нет чувствительности к проблемам, либо негативное отношение к ним: уход или категорическое не желание их видеть.
1. Пассивный Ученик откликается на сформулированную кем–то проблему. С интересом наблюдает за сбором картотеки, но в работе не участвует.
2. Полуактивный Включается в кем–то поставленную проблему. Помогает собирать информацию, но самостоятельно исследовать проблему отказывается.
3. Активный Чувствительность к проблеме ярко выражена. С небольшой помощью учителя идет сбор и обработка дополнительной информации. Создается картотека признаков объекта исследования. С помощью учителя формулируется противоречие.
4. Самостоятельный Самостоятельно устанавливает несоответствие между желаемым и действительным. Видит необычное в обычном. Добывает дополнительную информацию по проблеме. Сам собирает картотеку и формулирует противоречие.

 

 

3. Уровень умений ставить цель исследования

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Отсутствие цели Данный признак не проявляется, либо выполняется чье–то прямое указание.
1. Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи. Осознает что надо делать и сделал в процессе практической работы.
2. Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает познавательную задачу. Осознает ее требования, но в процессе решения подменяет познавательную задачу на практическую. Познавательная цель не достигается.
3. Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении исследовательской работы. Четко выполняются требования и может дать отчет о своих действиях после решения проблемы.
4. Самостоятельная постановка целей исследовательской работы Самостоятельно формулирует познавательные цели и их удерживает. Исследовательская деятельность носит активный самостоятельный характер

 

 

4. Уровень навыков постановки гипотезы

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Признак не проявляется Ученик не видит причинно — следственных связей, отказывается делать предположения. Не проявляет интереса к гипотезам других.
1. Пассивный уровень С интересом слушает гипотезы, высказанные кем–то, но в формулировках не участвует.
2. Полуактивный уровень Ученик включается в обсуждаемую гипотезу. Пытается помочь кому–то помочь ее сформулировать. Делает критические замечания.
3. Активный уровень С небольшой помощью учителя формулирует гипотезу и активно обсуждает механизм получения результата. В процессе эксперимента так же с помощью учителя может переформулировать первоначальную гипотезу.
4. Самостоятельность Самостоятельно делает предположение для объяснения какого–то явления или процесса. Формулируется механизм, за счет которого ожидается получить результат. В результате эксперимента ученик может переформулировать первоначальную гипотезу.

 

 

5. Уровень навыков выбора метода исследовательской работы.

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Признак не проявлен Ребенок не знает и не хочет знать методы, позволяющие что–либо исследовать.
1. Пассивный уровень С интересом слушает и наблюдает как и каким образом проходить какое — либо исследование. Участия не принимает.
2. Полуактивный уровень Ученик включается в исследование и пользуется методом, ранее демонстрированным. Фиксируется желание узнавать способы ведения исследования.
3. Активный уровень Проявляется устойчивое желание узнавать способы ведения исследовательской работы. С небольшой помощью учителя выбирает наиболее эффективные методы ведения исследования.
4. Самостоятельность Ученик осознано может выбрать методы исследовательской работы и им воспользоваться для ее выполнения. Самостоятельно познает способы ведения исследований.

 

 

6. Уровень навыков ведения эксперимента

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Отсутствие признака Признак не выявлен. Не знает и не принимает алгоритма ведения эксперимента.
1. Выполнение эксперимента под контролем. Содержание действий и их операционный состав принимаются и осознаются, но довести до конца их не может. Работает под контролем учителя. Самостоятельность отсутствует.
2. Выполнение эксперимента в сотрудничестве. Знает последовательность проведения эксперимента и может повторить аналогичный, но не способен производить изменения в новых конкретных условиях. Требуется консультативная помощь учителя.
3. Адекватный перенос способов действий Умеет обнаружить несоответствие усвоенных способов ведения эксперимента и новых условий. Пытается перестроить деятельность. Осознает причины затруднений, но нуждается в помощи учителя.
4. Самостоятельное ведение эксперимента Приступая к эксперименту, может самостоятельно его спланировать, оценить свои возможности и провести. Выявить результативность и построить прогноз.

 

 

7. Уровень оценки и практического применения созданного

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Отсутствие признака Не умеет и не испытывает потребности в оценке исследовательского продукта. Равнодушен к применению результата исследования.
1. Пассивная оценка результата. Ученик не пытается оценить продукт исследовательской деятельности, но испытывает потребность в получении внешней оценки и применении его кем–то.
2. Неадекватная прогностическая оценка. Аргументировано оценивает результаты других учеников. Робко пытается оценить свой продукт исследовательской деятельности. Пути практического применения сам либо не видит, либо повторяет ранее высказанные идеи. Самостоятельно не использует полученный продукт.
3. Потенциальная прогностическая оценка и его использование. С небольшой помощью учителя может оценить практическую значимость результата исследования и найти некоторые пути его применения. Использование продукта исследования.
4. Актуальная прогностическая оценка результата и его использование Самостоятельно обосновывает еще до окончания исследования практическую значимость создаваемого. Видит перспективы применения, строит прогноз по дальнейшему улучшению получаемого творческого продукта. Самостоятельное внедрение результата.

 

 

8. Уровень навыков рефлексии

Баллы Название уровня Характеристика диагностического признака
0. Признак отсутствует Действия не осознаются, не контролируются и не исправляются даже после многократных повторов учителя.
1. Рефлексия на уровне непроизвольного внимания. В соотношении повторяющихся действий может фиксировать факт расхождения. Заметив ошибку не может обосновать причину. Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление. Сделанные ошибки исправляет неуверенно.
2. Рефлексия на уровне произвольного внимания. При выполнении исследовательской работы действия осознаются, ошибки чаще всего исправляются и объясняются, но с помощью учителя.
3. Потенциальная рефлексия С небольшой помощью учителя может оценить проведенное исследование, выявить способ ведения эксперимента и осознать полученное знание.
4. Актуальная рефлексия Самостоятельно обнаруживает ошибки в проведенном исследовании. Осознает что, как и зачем делал. Понимает чему научился и куда можно применить полученное знание.

 

 

III. Методика обработки данных уровня оценки навыков.

Выявление уровня навыков исследовательской работы определяется учителем в процессе педагогической деятельности. Основная диагностическая работа производится не обособленно от воспитательно — образовательной практики, а в процессе педагогической работы с детьми.

Для выявления навыков исследовательской работы учащихся начальной школы учителю необходимо дважды в год (в начале учебного года и в конце) определить уровень развития навыков исследовательской работы по представленным выше таблицам.

Данные (в баллах) помещаются в листы оценок уровня навыков исследовательской работы учащихся.

 

Лист оценок уровня навыков исследовательской работы учащихся.

Класс: Дата: Ф.И.О. учителя:

Фамилия имя ученика                
                   
                   
                   

 

Каждый из восьми навыков оценивается учителем у ребенка по шкале:

4 балла — оцениваемый навык проявляется хорошо, четко выражен, проявляется часто в различных самостоятельных исследовательских проектах и учебной деятельности в целом.

3 балла — навык заметно выражен в самостоятельной исследовательской работе, но проявляется он непостоянно.

2 балла – ребенок знает и понимает значение данного навыка, но проявляет его на полуактивном уровне (с помощью учителя).

1 балл — ребенок смутно (путано) сообщает знание о данном навыке. Исследовательская работа организуется учителем — ребенок выполняет действие в качестве ведомого.

0 баллов — сведений по наличию знания, умения или навыка у ребенка не имеется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: