Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка




Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения. Орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий. Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. Поэтому на каждом уроке необходимо выполнять упражнения, которые направлены:

1) на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (развитие орфографической зоркости);

2) на овладение операциями, обеспечивающими применения правила;

3) на установление связи между частными операциями, т.е. включение их в единую систему действий;

4) на уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.

Таким образом, только в ходе применения правила, т.е. в деятельности, происходит более углубленное усвоение его содержания. Не следует требовать механического заучивания правила, а вновь и вновь на конкретном словесном материале выделять те особенности в написании слов, которые в обобщённом виде составляют содержание правила.

Кроме орфографической работы, т.е. написание слов с объяснением, учащимся необходимо запомнить определённое количество слов, правописание которых нельзя объяснить. Это словарные слова.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа педагога и школьников. Эффективность процесса обучения обеспечивают следующие условия:

1) активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

2) обучающий характер в учебной деятельности;

3) регулярность работы по закреплению знаний.

Несомненно, у каждого учителя есть свой арсенал приёмов работы над словарными словами. На этапе ознакомления со словом работа над смыслом и звуковым анализом должна опережать показ написания этого слова. Например, сначала ученикам предлагается отгадать слово с помощью ребуса (звуковой анализ и синтез), затем объяснить его значение, визуально выделить слово из предложения, пословицы или стихотворения.

К словарной работе можно обращаться на разных этапах урока. Так, при чистописании можно работать над пословицами или поговорками, содержащими ключевые слова. Во время письма по памяти оправдано использование четверостишия с изучаемым словом. Для комментированного письма предлагаются предложения со словарными словами.

Способствуют запоминанию словарных слов толкование лексического значения, подбор антонимов и синонимов, работа с фразеологизмами.

Задания-ребусы, загадки, забавные стихотворения позволяют поддерживать эмоциональный настрой ребят, избегать монотонности в работе.

Особого внимания заслуживает этимология: при знакомстве с происхождением слова к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и запоминание становится более осмысленным, прослеживается связь между словообразованием и историей, что расширяет кругозор ребёнка, повышает интерес к учёбе.

Изучение словарных слов, организованное подобным образом, способствует их осмысленному усвоению, т.е. «запоминанию с пониманием», а также обеспечивает динамичное умственное развитие учащихся, обогащает, уточняет, активизирует словарный запас. Систематическое пополнение лексикона, выработка умения правильно произносить и писать словарные слова, использовать их в устной и письменной речи – вот в чём смысл и содержание словарной работы.

Словарная работа должна проводиться на каждом уроке как отдельный этап (5-8 мин) либо как дополнительный компонент, включаемый в другие виды деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с грамматическими заданиями (подбор однокоренных слов, определение рода, склонения и т.д.) и с упражнениями на развитие речи.

Классический вариант работы – в течение недели в оборот вводится одно новое слово. Оно обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроке.

Алгоритм введения нового словарного слова:

1) осознание лексического значения слова (с помощью картинки, ребуса, загадки, устного выделения из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение – интонируем все звуки);

3) формирование зрительного образа слова (демонстрация правильного начертания слова на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании;

6) решение орфографической задачи «Можно ли проверить написание слова?»;

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений.

Для предупреждения возможных ошибок важно обратить внимание на единообразное написание однокоренных слов.

На этапе закрепления используются разнообразные приёмы:

1) группировка по тематическому принципу;

2) группировка по алфавиту;

3) группировка по принципу сходного гласного (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о); удвоенного согласного (лл, кк, мм, нн) и др.;

4) составление индивидуального орфографического словарика;

5) зрительный диктант – визуальное запоминание словарных слов и запись их по памяти через минуту;

6) «изобразительный» диктант – учитель молча показывает рисунок предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова;

7) диктант-самопроверка или диктант-взаимопроверка – проверка со словарём самим учеником или соседом по парте. При этом вырабатывается умение пользоваться орфографическим словарём.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: