Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы
(Методика приведена по источнику:
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - С.222-227)
Инструкция: Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:
Ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,
Проявляется постоянно, но не так сильно,
Не очень проявляется,
Проявляется противоположное отрицательное качество,
Сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Например
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами. | У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп |
5 - ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,
4 -когда не очень выражено,
3 - слабо выражено,
2 - больше выражено стремление обособиться, чем общаться,
1 - стремление обособиться выражено ярко.
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
Бланк методики
Направление активности
1. Группа активна, полна творческой энергии. | 1. Группа инертна, пассивна. | |||||
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии). | 2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения ит.д. | |||||
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели. | 3. Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели. | |||||
4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности. | 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми. | |||||
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. | 5. Популярные члены группы - эгоисты, работающие лишь для себя. | |||||
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом. | 6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом. | |||||
7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами. | 7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. | |||||
8. Группу отличают устойчивые интересы. | 8. Группу отличает быстрая смена интересов. | |||||
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле. | 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле. | |||||
10. Актив, ядро группы ведет ее на общественно полезные дела. | 10. Актив ведет группу на антиобщественные дела. | |||||
11.В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности. | 11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к слабым. |
Организованность
1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. | 1 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты. | |||||
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. | 2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня». | |||||
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. | 3. Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно. | |||||
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. | 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада. | |||||
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы. | 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели. | |||||
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь-и осуществляет взаимодействие с другими группами. | 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними. | |||||
7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду. | 1 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду | |||||
8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. | 8. Группа способна к согласованию своих действий. | |||||
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. | 9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом | |||||
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования. | 10. К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему | |||||
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями | 11. Группа не имеет хороших, способных организаторов |
Интеллектуальная коммуникативность
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов. | 1. Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво. | |||||
2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению. | 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы | |||||
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. | 3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. | |||||
4. Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. | 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач | |||||
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. | 5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов | |||||
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. | 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям | |||||
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений. | 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. | |||||
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. | 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках | |||||
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп. | 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп. | |||||
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. | 10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разьединению группового мнения. | |||||
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков. | 11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству. |
Психологический климат
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе. | 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе. | |||||
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу симпатия. | 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. | |||||
3. Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений, произведений искусства. | 3. Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний. | |||||
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. | 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными. | |||||
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. | 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. | |||||
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д. | |||||
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. | 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому | |||||
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность. | 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу. | |||||
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения. | 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения. | |||||
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать совместной деятельности. | 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. | |||||
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела. | 11. Группа не в состоянии одерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях. |