II. Обследование экспрессивной стороны речи




Задание II. 1. Диалог (см. задание 1.1)

Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед сти­мулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сю­да? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Лю­бишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?

Задание II.2. Изучение активного лексикона детей

Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексико­на у детей.

Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изобра­жения животных), часы-игрушка; предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

Ход выполнения задания, а) Звукоподражания. Логопед задает во­просы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?

б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки. Лексический материал: дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч, кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко, морковка, шапка, колесо, нос.

в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки, предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик (девочка, дядя и т.п.).

Лексический материал: спит, ест, гуляет, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, катает, прыгает, играет, поет, надевает.

г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку предметные кар­
тинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы
по величине или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету (мяч, шар, кубик и т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)? Какое платье (чистое или грязное)? и др.».

Лексиче­ский материал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, си­ний, желтый, зеленый.

д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с помощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий (дос­тать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик?» Лексический мате­риал: близко, далеко, высоко, низко.

Задание II.3. Изучение объема и типов предложений

Цель: выяснить возможности ребенка к использованию фразовой речи.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает сказать, что на них нарисовано (кто? и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Дети поливают цветы. Мальчик кладет морковку в корзину. Девочка подметает пол веником. Бабушка дает шар девочке. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш сидит в коляске.

Задание II.4. Обследование грамматического оформления речи

Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи неко­торые грамматические формы.

Оборудование: предметные картинки, игрушки.

Ход выполнения задания.

а) Образование формы именительного падежа множественного числа существительных.

Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок — другую (с изображением нескольких однородных пред­метов). Лексический материал: кукла — куклы, стол — столы, пира­мида — пирамиды, носок — носки, кубик — кубики.

б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в магазине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, капусту, морковку, шапку.

в) Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы второго лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица единственного числа).

Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «поручения» (попросить ее): «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и т.п. Лексический ма­териал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.

Примечание: использование форм глаголов третьего лица един­ственного числа проверяется в задании II.2.

Задание II.5. Состояние словообразования

Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед называет большой предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необходимости дается образец. Лексический материал: мяч — мячик, флаг — флажок, шап­ка — шапочка, машина — машинка.

Задание II. 6. Изучение слоговой структуры слов

Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки. Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, панама, бабушка, пирамида, велосипед.

Задание II.7. Общее звучание речи Задание И. Н. Состояние голоса

Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребен­ком и состояние его голоса.

Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, рит­ма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка дается логопедом на основании его наблюдений в процессе обследования.

Задание II.9. Состояние звукопроизношения

Цель: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.

Оборудование: предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на уровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополни­тельно могут быть использованы предметные картинки (тип звуково­го профиля см. в Приложении 5).

 

III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных ор­ганов ребенка.

Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов арти­куляции ребенка логопед проверяет в процессе выполнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предло­жено выполнить некоторые артикуляционные движения по подража­нию — вслед за логопедом («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).

Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов — характер движений (их объем, амплиту­ду, тип переключаемости), возможности удержания той или иной арти­куляционной позы. Обследуются следующие органы артикуляции: зу­бы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое небо, губы, язык.

Заключение логопеда.

В результате проведенного обследования и с учетом результатов комплексного обследования (медико-психолого-педагогического) ло­гопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрес­сивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный про­гноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

 

В папке приведен образец речевой карты, которая может быть использована в группе ранней диагностики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: