Эссенциализм против номинализма.




 

Антинатуралистические концепции историцизма. Физические методы неприменимы к социальным наукам из-за глубоких различий между социологией и физикой. Физические законы, или «законы природы», согласно историцизму, истинны (valid) везде и всегда, т к физическим миром управляет система физических единообразий (uniformities), неизменных на всем протяжении пространства и времени. Социологические же законы, или законы социальной жизни, разнятся в зависимости от места и времени. Хотя, согласно историцизму, существует множество типических регулярно повторяющихся социальных состояний (conditions). Аргументы:

1. Обобщение. Согласно историцизму, в физических науках возможность и успешность обобщения основаны на всеобщем единообразии природы: наблюдения (лучше сказать — предположения) свидетельствуют о том, что в сходных обстоятельствах случаются сходные вещи. В социологии этот принцип не работает: сходные обстоятельства существуют только в рамках исторического периода и не сохраняются при переходе от одного периода к другому. Поэтому долговременного единообразия, на котором могли бы основываться долгосрочные обобщения, в обществе не существует! Если социальные науки могут взять из физики метод обобщения, то это порождает ложную и опасную, дезориентирующую социологическую теорию. Эта теория отрицает, что общество развивается или сколько-нибудь существенно изменяется. Согласно же историцизму, социальные единообразия весьма отличаются от единообразий естествознания. Они изменяются от одного исторического периода к другому, и той силой, которая вызывает изменение, является человеческая деятельность.

2. Эксперимент — у становить искусственный контроль и искусственную изоляцию, обеспечивая воспроизведение сходных условий и следующих из них определенных результатов. результате сходных обстоятельств происходят сходные вещи. Согласно историцизму, в социологии этот метод неприменим. Т.к. известные условия существуют только в границах какого-то одного периода, результат любого эксперимента будет иметь весьма ограниченное значение. Кроме того, в области социологии искусственная изоляция исключила бы как раз самые важные факторы.

3. Новизна - социологические эксперименты нельзя считать экспериментами в физическом смысле слова. Их целью является не увеличение знания, а достижение политического успеха. И выполняются они не в лаборатории, и их проведение влияет на состояние общества. Их никогда нельзя повторить в точности, поскольку предыдущий эксперимент уже изменил начальные условия. Потому что: 1) у общества есть память. Повторяясь, события теряют новизну. Восприятие повторенного события — новое восприятие. В организме, который учится на опыте, даже точное воспроизведение условий окружающей среды сопровождалось бы новыми внутренними состояниями. Подлинное повторение в социальной истории невозможно. Это означает, что новые события происходят постоянно. История повторяется, однако она никогда не повторяется в точности. Новизна в физике — это просто иные расположения и перекомбинации. 2) единичное событие в социальной жизни является новым. Мы способны понять факторы, черты и т.д., которые обусловили это событие, но мы не обнаружим законы. Эти факторы и силы актуальны только в данном событии и они больше никогда не вступят в действие.

4. Сложность — Методологическая ситуация имеет ряд других аспектов. Один из них — роль отдельных уникальных личностей. Другой — сложность социальных явлений. Предмет физики менее сложен; и мы еще больше его упрощаем, применяя метод экспериментальной изоляции. Сложность факторов, действующих в социальной жизни.

5. Неточность предсказания. предсказание влияет на предсказанное событие. я предлагаю назвать влияние предсказания на предсказанное событие — «Эдиповым эффектом» (легенда о Эдипе, котор убил отца). В социальных науках такое влияние встречается часто, оно затрудняет точные предсказания. По мнению историцистов, если социальные науки когда-нибудь смогут давать точные научные прогнозы, из этого будут вытекать абсурдные следствия; поэтому это предположение опровергается по чисто логическим основаниям.

6. Объективность и оценка. При анализе влияния предсказаний на предсказанные события при определенных обстоятельствах это влияние распространяется и на предсказывающего наблюдателя. Это справедливо и для физики, где наблюдение основано на обмене энергией между наблюдателем и тем, что он наблюдает; это приводит к недостоверности. факт принадлежности ученого и его объекта к одному и тому же миру имеет большее значения в социальных науках. Это приводит к недостоверности предсказания. Две крайности: предсказано и поэтому сбылось и не сбылось, т.к. предсказано. Социальный исследователь стремится к истине, и в то же время он оказывает определенное влияние на общество. И тот факт, что его высказывания оказывают такое влияние, нарушает их объективность. Истина – невозможна. Где имеется определенная тенденция, присущая какому-то периоду социального развития, можно найти и социологические теории, влияющие на это развитие. Открывается возможность анализа и объяснения различий, существующих между социологическими доктринами и школами, соотнесение их либо с предпочтениями и интересами, превалирующими в какой-то исторический период (иногда этот подход называли «историзмом» — не путать с «историцизмом»!), либо с политическими, экономическими и классовыми интересами (подход, иногда называемый «социологией знания»).

7. Холизм. Холический характер социальных групп — такие группы нельзя объяснить просто как агрегаты из членов группы. Различение историцистами новизны в физике (перекомбинации или новые расположения элементов и факторов, самих по себе не новых) и новизны в социальной жизни — подлинной (real) и несводимой к иному расположению. Т.к. если социальные структуры нельзя объяснить как комбинации из частей или членов, то понятно, что с помощью этого метода невозможно объяснить и новые социальные структуры. Холический подход необходим при рассмотрении того, как история организмов влияет на их поведение.

8. Интуитивное понимание. Метод социальных наук — в понимании социальных явлений изнутри. Физика стремится к причинному объяснению, социология — к пониманию цели и смысла. В физике события объясняются строго, количественно, с помощью математических формул. Социология стремится постигать исторические события при помощи более качественных понятий, например выявляя конфликтующие тенденции и цели, или «национальный характер», или «дух времени ». Три варианта концепции интуитивного понимания. 1. социальное событие понято, когда оно проанализировано с точки зрения вызвавших его сил, т. е. индивидов и групп, их целей или интересов, а также власти, которой они располагают. 2. необходимо понять смысл, значимость появления события. 3. содержат первые два варианта: чтобы понять смысл или значение социального события, недостаточно проанализировать его генезис, последствия и ситуационное значение. Следует выявить объективные, лежащие в основе истории направления и тенденции (например, усиление или ослабление каких-то традиций или власти), превалирующие в данный период, и роль рассматриваемого события в историческом процессе, через который эти тенденции проявляются.

9. Количественные методы. Существуют различия между математ и колич методами в физике и в социологии. Формулируя закон, физик заменяет качество объекта количественными показателями (например, желты луч света= свет, определенной длины волны). В соц науках – (например) нет метода измерения тенденции к экспансии или интенсивности индустриализации. И невозможно сформулировать колич законы. В соц науках – качественные законы. Качества — физические или не-физические — можно оценить только интуитивно. Следовательно, это говорит в пользу метода интуитивного понимания.

10. Эссенциализм versus номинализм. Качественный характер социальных событий ставит проблему универсалий. «Реализм» вводит людей в заблуждение. Предлагаю поэтому переименовать эту антиноминалистическую теорию и в эссенциализм. Что касается вопроса универсальности понятий: эссенциалисты отрицают, что вначале собирается группа из единичных вещей, а затем она обозначается словом «белые»; скорее, мы называем каждую единичную белую вещь белой, имея в виду определенное присущее ей свойство, которое она разделяет с другими белыми вещами, а именно свойство белизны. Универсальные понятия обозначают универсальные объекты, а единичные понятия обозначают индивидуальные вещи. Эти универсальные объекты назывались также сущностями (essences). Методологические эссенциалисты — смысл терминов. Методологические номиналисты — описание того, как ведут себя вещи. в социальных науках методологические натуралисты склонны к номинализму, а антинатуралисты — к эссенциализму. Историцисты — за зссенциализм и против номинализма. История, т. е. описание изменения, и сущность, т. е. то, что остается неизменным в [процессе] изменения, выступают как соотносительные понятия. Может изменяться сама вещь, а также ее сущность, т е сущность может иметь свою историю. сущность можно понимать как сумму или источник присущих вещи потенций, а изменения (или движения) — как реализацию или актуализацию скрытых потенций сущности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: